Виды органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти.
1. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:
А) федеральные органы исполнительной власти (Правительства Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);
Б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономней области, городов федерального значения.
Внутри каждой из этих групп органы исполнительной власти различаются по организационно-правовым формам (ПР. Правительства, министерства и т.д.).
3.В зависимости о правовой основы образования можно различать органы, создаваемые:
А) на основе конституций и/или на основе текущего законодательства;
В) на основе подзаконных актов.
3. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:
А) органы общей компетенции, которые осуществляют государственное управление на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации в отношении всех объектов управления соответствующего уровня и по всем направлениям (сферам, областям) управленческой деятельности вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности (Президенты РФ и республик в составе РФ, Правительство РФ и правительства субъектов федерации, главы администраций Губернаторы) субъектов РФ);
Б) органы специальной компетенции, которые подразделяются на:
· органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерства, фед службы, фед агенстсва подчинненые Правительству РФ и на входящие в состав министерств);
· органы межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, т.е наделены надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, обеспечивающие в ходе исполнительной и распорядительной деятельности согласованность и единство действий этих объектов при решении общегосударственных и межотраслевых задач. (фед службы и фед агентства в составе министерств, Например, в составе МВД ГИБДД);
· органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности входящие в состав одного из министреств, но при этом подведомственные также другому министеству (например. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и соц развития осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами МВД и Министерства обороны)
· органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);
3. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
А)единоначальные- органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;
Б) коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.
Система федеральных органов исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти создается в соответствии со ст. 71,72 К РФ
Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 .№ 314 «О системе и структуре фед-х органов исполнительной власти».
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом Российской Федерации, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством Российской Федерации.
Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1.Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий по должности в состав Правительства РФ;
2. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). ФС по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
3. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). ФА по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.