Тема: Индивидуальные субъекты административного права.

1. Граждане как субъекты административного права.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией Рос­сийской Федерации, ФЗ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

Административно-правовой статус гражданина - комплекс прав и обя­занностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Права граждан подразделяются.

1. В зависимости от содержания прав:

- статутные – указывающие положение граждан в социальной структуре страны, т.е не увязываются с определенной сферой (пр. право на жизнь, не пользование своим языком);

- адекватные они связываются с теми сферами, в которых могут реализовываться (пр. экономические, социально-культурные, социально-политические).

2. В зависимости от механизма реализации:

- абсолютные (безусловные) права- права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);

- относительные права - права, для реализации которых нужен акт госу­дарственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

3. В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и осно­вании их возникновения различают:

- общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

- специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

4. По взаимодействию с управленческими структурами выделяют следующие группы прав:

- право на участие в государственном управлении (право на государствен­ную службу, внесение предложений, получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий и др.);

- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.);

- право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосудар­ственных организаций).

Административно-правовые обязанности граждан:

абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных об­стоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных на­логов и т. п.);

1. относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).

2. связанные с неправомерными действиями (уплата штрафа)

Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является за­кон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действо­вать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделе­ны качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

• положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны эконо­мической и политической ситуации в стране, а также обладать юриди­ческой стабильностью;

• отвечать высокому уровню юридической техники;

• содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

• определять круг государственных органов и должностных лиц, на ко­торые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

• предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущем­ление прав и обязанностей граждан (должен соблюдаться принцип неотвратимости и ответственности виновных лиц).

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующиеположения:

• в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

• ограничение прав возможно только при наличии определенных .обсто­ятельств и должно быть установлено законодательством;

определен перечень прав и свобод. Не надлежащих ограничению вообще;

• любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека .и гражданина, не могут применяться без официально­го опубликования.

Права и свободы граждан гарантируются государством.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на2 вида:

а)судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления право­судия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных орга­нов и должностных лиц в связи с наложением административных взыс­каний; дела по жалобам на действия государственных органов, обще­ственных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище);

Судебный порядок обращений граждан регламентирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан», в ред. от 14.12.95. № 197-ФЗ. Данная редакция существенно расширила права граждан. Так, теперь можно обжаловать действия, без­действие, решения государственных служащих, в то время как раньше это допускалось только в отношении должностных лиц.

Гражданин вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица). Кроме гражданина, права которого нарушены, с жалобой может обратить­ся его представитель, или по просьбе гражданина — представитель его общественной организации, трудового коллектива.

Подача жалобы облагается госпошлиной, но суд может освободить гражданина от ее уплаты или уменьшить размер.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе граж­данина или по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Сроки обращения в суд с жалобой:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права,

- 1месяц со дня по­лучения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Возможно восстановление пропущенного по уважительным причи­нам срока.

Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопро­изводства .

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое дейст­вие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражда­нина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если же обжа­луемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод граждан, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 днейпосле вступления решения в законную силу, является обязательным для них и подлежит исполнению на территории РФ. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения.

Распределение судебных издержек зависит от того, в чью пользу было решено дело: при отказе в удовлетворении жалобы они возлагаются на гражданина, а при установлении незаконности действий органа или должностного лица — на них.

б)административные (внесудебные), т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рам­ках управленческой компетенции должностные лица вправе, а в многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административ­но-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения в государственные органы и органы местного само­управления.

Административный порядок регла­ментирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 № 59-ФЗ.

Согласно ему:

обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:

- либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,

- излагает суть предложения, заявления или жалобы;

- ставит личную подпись и дату.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней,уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

- жалобы подаются в те государственные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса и которые являются вы­шестоящими по отношению к тем, чьи действия или решения обжалуются;

- если жалоба подается в тот орган, к ведению которого рассмотрение жалоб не относится, в течение 7 дней жалоба направляется в соответству­ющий орган с уведомлением об этом заявителя;

- запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем должно­стным лицам, действия которых обжалуются;

- руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций обязаны производить личный прием граждан в удобное для граждан время, преимущественно дневное, о часах приема граждане извещаются;

- должностные лица при разрешении заявлений и жалоб граждан обяза­ны: внимательно разобраться в существе дела, при необходимости истре­бовать нужные документы, направить работников на место для проверки;

- выносить обоснованные решения и обеспечивать правильное их приме­нение;

- сообщить гражданам о принятом решении, а в случае отказа — указать его мотивы;

- своевременно устранить и выявить причины, нару­шающие права и интересы граждан; в случае несогласия гражданин мо­жет обжаловать решение в вышестоящий орган;

- срок разрешения жалоб, если вопрос не требует дополнительной проверки, составляет 30 дней со дня поступления (для военнослужащих и членов их семей — 15), при не­обходимости дополнительной проверки срок может быть продлен, но не более чем на 30дней;

- все государственные органы должны систематически проверять состо­яние дел по рассмотрению жалоб в подчиненных им предприятиях, уч­реждениях, организациях и принимать меры для устранения причин, вы­явления нарушений прав граждан.

Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб влечет в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную ответственность. Те же деяния, причинившие сущест­венный вред, влекут за собой уголовную ответственность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ о должностных преступлениях.

Наши рекомендации