Тема: Индивидуальные субъекты административного права.
1. Граждане как субъекты административного права.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
Административно-правовой статус гражданина - комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).
Права граждан подразделяются.
1. В зависимости от содержания прав:
- статутные – указывающие положение граждан в социальной структуре страны, т.е не увязываются с определенной сферой (пр. право на жизнь, не пользование своим языком);
- адекватные они связываются с теми сферами, в которых могут реализовываться (пр. экономические, социально-культурные, социально-политические).
2. В зависимости от механизма реализации:
- абсолютные (безусловные) права- права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);
- относительные права - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
3. В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и основании их возникновения различают:
- общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
- специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
4. По взаимодействию с управленческими структурами выделяют следующие группы прав:
- право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
- право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).
Административно-правовые обязанности граждан:
абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);
1. относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).
2. связанные с неправомерными действиями (уплата штрафа)
Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:
• положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
• отвечать высокому уровню юридической техники;
• содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
• определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
• предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан (должен соблюдаться принцип неотвратимости и ответственности виновных лиц).
Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующиеположения:
• в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
• ограничение прав возможно только при наличии определенных .обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
определен перечень прав и свобод. Не надлежащих ограничению вообще;
• любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека .и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
Права и свободы граждан гарантируются государством.
Организационно-правовые гарантии можно подразделить на2 вида:
а)судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище);
Судебный порядок обращений граждан регламентирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в ред. от 14.12.95. № 197-ФЗ. Данная редакция существенно расширила права граждан. Так, теперь можно обжаловать действия, бездействие, решения государственных служащих, в то время как раньше это допускалось только в отношении должностных лиц.
Гражданин вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица). Кроме гражданина, права которого нарушены, с жалобой может обратиться его представитель, или по просьбе гражданина — представитель его общественной организации, трудового коллектива.
Подача жалобы облагается госпошлиной, но суд может освободить гражданина от ее уплаты или уменьшить размер.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Сроки обращения в суд с жалобой:
- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права,
- 1месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Возможно восстановление пропущенного по уважительным причинам срока.
Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства .
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если же обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод граждан, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 днейпосле вступления решения в законную силу, является обязательным для них и подлежит исполнению на территории РФ. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения.
Распределение судебных издержек зависит от того, в чью пользу было решено дело: при отказе в удовлетворении жалобы они возлагаются на гражданина, а при установлении незаконности действий органа или должностного лица — на них.
б)административные (внесудебные), т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а в многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Административный порядок регламентирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 № 59-ФЗ.
Согласно ему:
обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
- либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,
- излагает суть предложения, заявления или жалобы;
- ставит личную подпись и дату.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней,уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
- жалобы подаются в те государственные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса и которые являются вышестоящими по отношению к тем, чьи действия или решения обжалуются;
- если жалоба подается в тот орган, к ведению которого рассмотрение жалоб не относится, в течение 7 дней жалоба направляется в соответствующий орган с уведомлением об этом заявителя;
- запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются;
- руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций обязаны производить личный прием граждан в удобное для граждан время, преимущественно дневное, о часах приема граждане извещаются;
- должностные лица при разрешении заявлений и жалоб граждан обязаны: внимательно разобраться в существе дела, при необходимости истребовать нужные документы, направить работников на место для проверки;
- выносить обоснованные решения и обеспечивать правильное их применение;
- сообщить гражданам о принятом решении, а в случае отказа — указать его мотивы;
- своевременно устранить и выявить причины, нарушающие права и интересы граждан; в случае несогласия гражданин может обжаловать решение в вышестоящий орган;
- срок разрешения жалоб, если вопрос не требует дополнительной проверки, составляет 30 дней со дня поступления (для военнослужащих и членов их семей — 15), при необходимости дополнительной проверки срок может быть продлен, но не более чем на 30дней;
- все государственные органы должны систематически проверять состояние дел по рассмотрению жалоб в подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях и принимать меры для устранения причин, выявления нарушений прав граждан.
Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб влечет в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную ответственность. Те же деяния, причинившие существенный вред, влекут за собой уголовную ответственность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ о должностных преступлениях.