Тема: Предмет, метод и система административного права.
Тема: Предмет, метод и система административного права.
Предмет и метод адм.права.
Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации государственного управления.
Предмет административного права – это особая группа общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в первую очередь, в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации .
Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет о управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).
Предмет административного права можно разделить на две части:
1. Внутриаппаратные отношения.
Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.
2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.
Методы правового регулирования можно разделить на:
- императивные;
- диспозитивные.
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.
Правовые средства регулирования общественных отношений:
предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административного права обладает административной правосубъектностью, т.е. административной правоспособностью и дееспособностью.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты:
1) субъекты общих административно-правовых статусов.
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
2) субъекты специальных административно-правовых статусов.
- субъекты административной опеки (лица пострадавшие в результате чернобыльской аварии, беженцы, вынужденные переселенцы, сироты взятые под опеку);
- члены административных коллективов;
- субъекты разрешительной системы.
Коллективные субъекты:
1) государственные организации:
• органы исполнительной власти (государственного управления);
• государственные предприятия, учреждения и их объединения;
• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией,
2) негосударственные организации;
• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
• трудовые коллективы;
• различные коммерческие структуры;
•. органы местного самоуправления.
Система административное право — целостная система правовых норм и правовых институтов, состоящих из норм регулирующих общественные отношения возникающие в сфере государстве5нного управления. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Как отрасль права система адм.права делиться на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления ( пр. образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов (подотрасли).
Общая часть вкл. институты регулирующие:
1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
2. основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3. административно-правовые статусы коллективных субъектов административного права;
4. обеспечение законности управления.
Особенная часть вкл. институты регулирующие:
1. обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
2. организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3. социально-культурную деятельность государственной администрации;
4. деятельность государственной администрации по организации и осуществлению внешних связей (политических, экологических и иных связей с другими странами).
Тема: Предмет, метод и система административного права.
Предмет и метод адм.права.
Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации государственного управления.
Предмет административного права – это особая группа общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в первую очередь, в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации .
Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет о управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).
Предмет административного права можно разделить на две части:
1. Внутриаппаратные отношения.
Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.
2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.
Методы правового регулирования можно разделить на:
- императивные;
- диспозитивные.
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.
Правовые средства регулирования общественных отношений:
предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административного права обладает административной правосубъектностью, т.е. административной правоспособностью и дееспособностью.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты:
1) субъекты общих административно-правовых статусов.
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
2) субъекты специальных административно-правовых статусов.
- субъекты административной опеки (лица пострадавшие в результате чернобыльской аварии, беженцы, вынужденные переселенцы, сироты взятые под опеку);
- члены административных коллективов;
- субъекты разрешительной системы.
Коллективные субъекты:
1) государственные организации:
• органы исполнительной власти (государственного управления);
• государственные предприятия, учреждения и их объединения;
• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией,
2) негосударственные организации;
• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
• трудовые коллективы;
• различные коммерческие структуры;
•. органы местного самоуправления.
Система административное право — целостная система правовых норм и правовых институтов, состоящих из норм регулирующих общественные отношения возникающие в сфере государстве5нного управления. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Как отрасль права система адм.права делиться на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления ( пр. образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов (подотрасли).
Общая часть вкл. институты регулирующие:
1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
2. основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3. административно-правовые статусы коллективных субъектов административного права;
4. обеспечение законности управления.
Особенная часть вкл. институты регулирующие:
1. обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
2. организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3. социально-культурную деятельность государственной администрации;
4. деятельность государственной администрации по организации и осуществлению внешних связей (политических, экологических и иных связей с другими странами).