Местные общие суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, а также дела об административных правонарушениях
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Украины определяет, что местные суды рассматривают все уголовные дела за исключением тех, которые подсудны апелляционным судам. К таким делам относятся уголовные дела о преступлениях против основ национальной безопасности Украины, предусмотренные статьями 109-114 Уголовного кодекса Украины, а также уголовные дела о преступлениях, за совершение которых Уголовным кодексом предусмотренное наказание в виде пожизненного лишения свободы. Кроме того, не местному, а апелляционному суду в соответствии с 3аконом Украины «О статусе судей» подсудны все дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи.
Местный суд имеет полномочия относительно судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод личности при досудебном расследовании уголовных дел, в частности, он принимает решение относительно законности и обоснованности задержания подозреваемого, избрание обвиняемому (подозреваемому) предупредительных мер в виде взятия под стражу, а также продление содержания лица под стражей; проведение обыска жилья или другого владения лица и других действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины.
Местный суд рассматривает в порядке гражданского судопроизводства всегражданские дела. К ним относятся дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, которые возникают из гражданских, жилых, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений кроме случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам другого судопроизводства (ч. 1 ст. 15 Гражданского процессуального кодекса Украины). Гражданское судопроизводство осуществляется в нескольких видах производств: исковом, приказном, отдельном.
В порядке искового производстварассматриваются, например, такие дела как дела о разделе имущества, возмещение вреда, о возвращении имущества или его стоимости, о разрыве брака, о взыскании алиментов, о признании отцовства, о защите прав потребителей и т.п.
В порядке отдельного производстварассматриваются, например, такие дела как об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признание физического лица недееспособным, о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим, об усыновлении, об установлении фактов, которые имеют юридическое значение, и т.п.
Из приведенного перечня следует, что отдельное производство - это вид неискового судопроизводства, поскольку в таком порядке рассматриваются гражданские дела:
- о подтверждении, отсутствии юридических фактов, которые имеют значение для защиты прав и интересов лиц;
- о создании условий для осуществления лицом личных не имущественных или имущественных прав;
- о подтверждение наличия или отсутствия неоспариваемых прав.
Приказное производство - это новый для отечественного гражданского процессуального законодательства порядок. Выдача судебного приказа проводится без судебного заседания, поскольку судебный приказ является особой формой судебного решения о взыскании с должника денежных средств или истребования имущества по заявлению лица, которомупринадлежит право такого требования. Поэтому и нужды в вызове взыскателя и должника для заслушивания их объяснений нет. Судебный приказ может быть издан, например, когда заявлено требование о взыскании начисленной, но не уплаченной работнику суммы заработной платы.
Местные общие суды рассматривают также и административные дела в порядке административного судопроизводства (ч. 2 ст. 22 3акон Украины «О судоустройстве Украины»). Кодекс административного судопроизводства, детализируя положение базового 3акона Украины «О судоустройстве Украины», устанавливает предметную подсудность административных дел общим и административным судам.
Местным общим судам подсудны административные дела:
- где одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, которые подсудны окружным административным судам;
- по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий в делах о привлечении к административной ответственности (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства Украины).
- кроме этого, по выбору истца дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются или общим местным судом в порядке административного судопроизводства, или окружным административным судом, по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины.
Кроме рассмотрения дел в порядке уголовного, гражданского и административного судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательством Украины, местный общий суд рассматривает дела об административных правонарушениях, перечень которых содержится в ст. 221 Кодекса Украины об административных правонарушениях. К ним относятся:
- дела о мелком хищении, хулиганстве,
- уклонение от возмещения ущерба, причиненного преступлением,
- злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции,
- нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций,
- проявление неуважения к суду, уклонение от выполнения законных требований прокурора и др. Судья единолично осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях. Решение судьи по этим делам называется постановлением.
Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, которые возникают по хозяйственным правоотношениям, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Итак, хозяйственным судам подведомственные дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, разрыве хозяйственных договоров и по другим основаниям, дела о банкротстве и дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенных их компетенции, а также другие споры в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.
Окружным административным судам подсудные административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо (кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных проступках). Как уже отмечалось, они рассматривают также дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, если истец изберет именно этот, а не местный суд для решения своего дела по общим вопросам.
В местных хозяйственных, как и в местных общих судах, также внедряется более детальная специализация относительно распределения дел. Реализуется она путем образования специализированных коллегий по решению хозяйственных споров. Образовывают такую коллегию в составе от трех до семи судей, один из которых назначается председателем коллегии. При необходимости вводится должность заместителя председателя коллегии.
Специализация коллегий может быть, например, по таким категориям дел:
- по участию органов государственной налоговой службы, контрольно-ревизионной службы и органов контроля;
- по участию предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водо -, тепло-, энергоснабжению;
- по участию органов государственной власти и местного самоуправления;
- связанных с заключением, изменением и выполнением хозяйственных договоров;
- связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, недобросовестной конкуренцией;
- о банкротстве.
Распределение исковых материалов и заявлений о нарушении дел о банкротстве осуществляет заведующий канцелярией суда в соответствии со специализацией коллегий, а распределение дел между судьями специализированных коллегий осуществляет председатель коллегии с учетом нагрузки каждого судьи и опыта рассмотрения определенных видов споров.
На практике существует несколько принципов распределения дел между судьями. В местных судах, где назначен один судья, он рассматривает все гражданские, административные дела, а также уголовные дела, которые можно рассмотреть единолично. В местных судах, где количественный состав судей более одного, а в больших районах более 15-20, возможна специализация судей. Обычно судьи специализируются на рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел, но возможна и более детальная специализация по определенным категориям указанных дел. Специализация позволяет более эффективно применять законодательство, судебную практику, методику решения дел. Этот принцип распределения называется функциональным или предметным.
Применяется также территориальный принцип распределения дел, когда судья рассматривает все дела, которые возникли на территории судебного округа, которая за ним закреплена председателем суда.
В соответствии с предметно-территориальным принципом распределения дел судья рассматривает дела по специализации в пределах закрепленной за ним территории.
Текущий способ распределения дел предусматривает их распределение председателем суда между судьями в порядке поступления дел в суд.
Но в любом случае способ распределения дел между судьями не должен зависеть от желания сторон в деле или любых лиц, заинтересованных в результатах дела. Международные стандарты признают лучшим способом распределения жеребьевку, то есть автоматическое распределение дел по алфавитному порядку или другую подобную систему (Рекомендация № (94)12 «Независимость, действенность и роль судей», принятая Комитетом Министров Совета Европы 13 октября 1994 г.)
Местный общий суд наряду с осуществлением правосудия проводит также работу, направленную на изучение и обобщение судебной практики. Обобщение судебной практики является комплексным исследованием разнообразных сторон деятельности суда, в котором выделяются направления анализа:
а) статистических данных, которые характеризуют преступность и судимость, изучение ведомостей об условиях воспитания, образе жизни и осужденных лиц, установление причин и условий, которые оказывали содействие совершению преступлений;
б) дел, возвращенных на дополнительное расследование, и процессуальных оснований возвращения; дел, решение по которым отменено высшим судом, и процессуальных оснований для отмены;
в) эффективности организации работы суда в целом, судей и аппарата суда.
Результаты обобщения судебной практики направлены на разработку предложений по усовершенствованию работы о рассмотрении судебных дел, правоприменительной деятельности судей данного суда и организации работы суда. Результаты обобщения судебной практики зависят от двух обстоятельств:
1) организации работы судей
2) организации работы аппарата суда.