Тема 1. основы теории государства и права

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВОПРОСЫ:

1.Понятие и признаки государства

2.Функции государства

3.Форма государства

4.Понятие, признаки, принципы, функции права

5.Нормы права

6.Система права

7.Источники (формы) права

8.Правоотношения

9.Правонарушения

10.Юридическая ответственность

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 152 с. (есть в библиотеке)

2.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. – 624 с. http://www.webnomos.ru/images/PRAVO/UCHEBNIK/TEORIY_GOS_i_PRAVA_VENGEROV_uheb.pdf

3. Кашанина Т.В. Российское право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009. – 784 с. (есть в библиотеке)

4. Правоведение: Учебник для неюридических вузов. Калининград. Издательство КГТУ, – 2003. – 368 с. (есть в библиотеке)

5.Правоведение: учебник /под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с. (есть в библиотеке)

6. Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. (есть в библиотеке)

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Признаки государства:

Территория.

Пространственная основа государства. Включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф.

Население.

Человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Может состоять из одной нации или быть многонациональным.

Публичная власть.

Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле.

Отличительные признаки государственной власти:

а) Всеобщность или публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию и всё население;

б) Универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

в) Общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, её способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от её легитимности.

Легитимность власти означает:

а) её законность, т.е. установление средствами и способами, которые признаются правомерными;

б) её поддержка населением;

в) её международное признание.

Право.

Система общеобязательных правил поведения.

Правоохранительные органы.

Судебные органы, прокуратура, полиция, органы безопасности, внешней разведки, таможенные органы.

Армия.

Налоги.

Представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Государственный суверенитет.

Означает что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1) Политическая функция – обеспечение народовластия, защиты конституционного строя (путём выборов, референдумов и других политических средств).

2) Экономическая функция – установление налогов, выдача кредитов, инвестиции, выработка программ экономического развития, управление отдельными предприятиями и некоторыми особо важными отраслями (энергетика, оборонная промышленность, космонавтика и т.п.).

3) Социальная функция – установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий; выделение необходимых средств на строительство жилья для малоимущих.

4) Правоохранительная функция – деятельность по обеспечению выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами; борьба с правонарушениями.

5) Экологическая функция – предупреждение и устранение последствий экологических катастроф.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

1) Функция обороны – защита от внешних посягательств.

2) Внешнеполитическая функция – заключается в политическом сотрудничестве государств с целью исключить глобальные вооружённые конфликты.

3) Внешнеэкономическая функция – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества государств.

4) Правоохранительная функция заключается в обеспечении мирового правопорядка, в борьбе с международным терроризмом.

5) Экологическая функция – предупреждение и устранение последствий экологических катастроф.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства включает три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (различные виды республик и монархий).

Формами правления являются монархия и республика.

Монархия (в переводе с греческого – власть одного) как форма правления имеет следующие отличительные черты:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридически монарх не отвечает за результаты своего правления.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издаёт законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает (например, Россия до революции 1917 года). Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, распускать парламент.

Парламентарной монархии (её иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Монарх – фигура символическая, дань традиции. Он царствует, но не правит (Япония, Великобритания).

Республика (в переводе с латинского – общественное дело) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Признаки республики:

1) правление осуществляется коллективно, т.е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов могут применяться различные избирательные системы;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определённый срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом их избравшим, или перед народом.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть (США, Мексика).

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность. Правительство формируется партией, получившей большинство в парламенте (Италия, Финляндия).

Существуют и другие виды республик: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская).

Форма государственного устройства – способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении центральной и местной власти (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

1) единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;

2) в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой или косвенный контроль над всеми органами местной власти.

Федеративное государство – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, Индия, Бразилия).

Общие черты федеративных государств:

1) территория федерации состоит из территорий её субъектов, которые обладают определённой самостоятельностью;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли);

3) субъекты федерации имеют право создавать собственную правовую систему, принимать свою конституцию;

4) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему;

5) двухканальная система налогов – федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

Виды федераций:

1) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;

2) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом её субъектов, и асимметричные – с разным статусом субъектов.

Конфедерации обычно создаются путём подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения экономических, политических и иных целей.

Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации.

Особенности внутренней организации конфедерации:

1) финансовые средства образуются за счёт добровольных взносов государств – членов конфедерации;

2) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединённых государств;

3) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

4) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством – членом конфедерации;

5) вооружённые силы принадлежат каждому из государств – членов конфедерации, хотя могут формально находиться под общим командованием;

6) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

Деспотический режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вы­нужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием. На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и проявляется как самовластие. Главное в деспотиче­ском государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – ре­лигия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой само­стоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают сво­ей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем, чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием даже элементарных прав и свобод.

Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Со­временный мир ее не приемлет.

Тиранический режим устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию.

Основан на единоличном правлении. Характеризуется наличием института наместника.

Стремясь подавить сопротивление, тиран казнит не только за выраженное неповиновение, но и за умысел на этот счёт, т.е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Законы не действуют, т.к. тираническая власть не успевает и не стремится их создать.

Тирания, в отличие от деспотии, применяется к народу завоёванному, а не к собственному.

Тоталитарный режим иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государствен­ная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии.

Поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации.

Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой обще­ства. Ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращи­вание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Цен­тром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непо­грешимым, справедливым, неустанно думающим о благе наро­да. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко пресле­дуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнитель­ных органов.

Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (полиция, органы госбезопасности, прокура­тура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, по­скольку именно им предстоит применять насилие, носящее ха­рактер террора – физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государ­стве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ог­раничивается в правах и свободах, хотя формально они могут да­же провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма – милита­ризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного ла­геря. Тоталитарный режим агрессивен по своей. Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обога­титься, удовлетворить тщеславие вождя.

Фашистский (расистский) режим основан на националистической идеоло­гии, которая возводится в ранг государственной. Главная посыл­ка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в ми­ровом сообществе, а посему достойной лучших жизненных ус­ловий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыва­нию войн, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри госу­дарства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

В фашистском государстве геноцид направлен против некоренных наций или наций других государств (в отличие от тоталитаризма).

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Существуют предста­вительные органы, которые не обладают реальной властью. Выборы проводятся, но формально.

Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим прави­лам.Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централи­зовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не полу­чено разрешение из центра.

Авторитарное государство опирается на поли­цейский и военный аппарат. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент. Широко используются также вне­судебные методы расправы(психиатрические больницы, выдво­рение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В по­литической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правя­щей партией, в противном случае они будут разогнаны.

Личность не пользуется конституционными правами и свобо­дами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Провозглашается полный приоритет интересов государства над интересами личности.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитар­ное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

Либеральный режимсуществует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Ис­торически он возник как реакция на чрезмерную регламента­цию общественной жизни и опирается на либеральную идеоло­гию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граж­дан.

Экономическую основу либерализма составляет частная соб­ственность.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Многопартийность – необ­ходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансо­вых возможностей тех или иных партий или отдельных канди­датов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государст­венные решения принимаются в основном большинством голо­сов.

Государственное управление и правовое регулирование осу­ществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Демократический режимпредоставляет гражданам многочисленные права и свободы, обеспечивает их осуществление.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в госу­дарстве здесь также избираются, но критерием избрания явля­ются не политические, а их профессиональные качества.

Референдумы, плебисциты, народ­ные инициативы, обсуждениястановятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия гражданв управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.). Наличие высокоразвитого гражданского общества.

НОРМЫ ПРАВА

Норма права – общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных официальных источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, а также запрещённого и предписываемого поведения субъектов.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1) Гипотеза – часть нормы, указывающая на условия её действия.

2) Диспозиция – часть нормы, указывающая на содержание самого правила поведения, т.е. на юридические права и обязанности.

3) Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, наступающие при её несоблюдении.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права – это внутреннее строение права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определённой иерархической связи.

Для уяснения структуры права необходимо рассмотреть его вертикальное и горизонтальное строение.

Вертикальное строение права предполагает рассмотрение следующих элементов:

1)Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

2) Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений (например, институт материальной ответственности в трудовом праве).

3) Норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения.

Горизонтальное строение права позволяет рассмотреть отрасли, входящие в его состав.

Материальные отрасли устанавливают права и обязанности субъектов.

Процессуальные отрасли устанавливают порядок осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

1) Конституционное право – закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Административное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти.

3) Гражданское право – система норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

4) Трудовое право регулирует трудовые и производные от них общественные отношения.

5) Финансовое право – система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности.

6) Уголовное право – система норм, устанавливающих преступность и наказуемость деяний.

Процессуальные отрасли:

1) Уголовное процессуальное право – определяет порядок назначения наказания за совершение преступления.

2) Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских дел в суде.

3) Арбитражное процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения хозяйственных споров.

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. В литературе это внешнее выражение называют формой или источником права.

В материальном смысле источником права являются материальные условия жизни общества, определяющие характер государственной власти и выступающие правообразующей силой.

Как источник познания источник права представляет собой дошедшие до нашего времени различные исторические документы, содержащие сведения о праве.

В формально-юридическом смысле источник права – это совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти (юридический прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт).

Анализ юридической литературы показывает, что в мире существовало и существует множество форм (источников) права.

Основными источниками (формами) права являются:

1) Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай, в результате длительной повторяемости.

2) Юридический прецедент – решение судебного органа, ставшее образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем.

3) Нормативно-правовой акт – письменный документ соответствующего компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила поведения общего характера.

4) Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года).

ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Структура правоотношения:

1) объект;

2) субъект;

3) содержание.

Объект правоотношения – то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Объектами правоотношения могут быть:

1) материальные блага (вещи, ценности, имущество);

2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство);

3) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства);

4) документы, ценные бумаги (дипломы, аттестаты, акции).

Субъекты правоотношения – участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность самостоятельно своими действиями осуществлять права и обязанности.

Дееспособность зависит от возраста и психического здоровья человека.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – мера юридически возможного поведения.

Юридическая обязанность – мера юридически необходимого поведения.

Правоотношения возникают, функционируют, изменяются и прекращают своё существование под влиянием определённых условий. В теории права их обозначают понятием «юридические факты».

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определённых юридических последствий.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

I По характеру последствий

1) правообразующие

2) правоизменяющие

3) правопрекращающие.

II По связи с волей участников правоотношений

1) события

2) действия.

Иногда для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность. В этом случае речь идёт о фактическом составе.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Правонарушение – антиобщественное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, за совершение которого предусмотрены меры юридической ответственности.

Признаками правонарушенияявляются:

1) Любое правонарушение – это определённое деяние, выражающееся в действии или бездействии.

2) Антиобщественный характер деяния – деяние причиняет вред интересам общества, государства, личности.

3) Противоправность – деяние нарушает нормы права.

4) Виновность – наличие вины в форме умысла или неосторожности.

5) Наказуемость – означает, что за совершение правонарушения законом предусмотрены меры юридической ответственности.

6) Правонарушение совершается лицом деликтоспособным – способным отвечать за свои действия (дееспособным, достигшим возраста юридической ответственности).

7) Наличие причинной связи между деянием и наступившим вредом.

Состав правонарушения – это совокупность его обязательных элементов.

К элементам состава правонарушения относятся:

1) объект правонарушения – охраняемые законом общественные отношения, которым причиняется вред;

2) объективная сторона правонарушения –

* характеристика противоправного деяния,

* последствия противоправного деяния,

* причинная связь между деянием и последствиями,

* место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.

3) субъект правонарушения – это лицо (или организация), совершившие правонарушение;

4) субъективная сторона правонарушения – психическое отношение субъекта к совершённому деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя (вина, мотив, цель).

По степени общественной опасности все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Преступления – наиболее серьёзный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечёт применение уголовных наказаний.

Проступки – виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой не уголовные наказания, а меры административного, дисциплинарного и гражданско-правового воздействия.

В зависимости от сферы совершения проступка, от вида нарушенных норм права, от характера нанесённого вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды:

1) Административно-правовые проступки – противоправные, виновные действия (бездействия) физических и юридических лиц, за которые Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

2) Дисциплинарные проступки – нарушения трудовой, служебной, учебной дисциплины.

3) Гражданско-правовые проступки – неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, совершение противоправных сделок.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Юридическая ответственность – обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом.

Юридическая ответственность может быть назначена при наличии следующих оснований:

1) норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за совершение противоправного деяния;

2) состав правонарушения;

3) правоприменительный акт, которым определяются вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного наказания).

Юридическая ответственность выполняет (может выполнять) следующие функции:

1) Карательная (штрафная) заключается в наказании виновного лица;

2) Правовосстановительная – призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить её права (характерна, в основном, для гражданско-правовой ответственности);

3) Воспитательная – формировать мотивы правомерного поведения;

4) Предупредительная (превентивная) – предупреждать совершение правонарушений как со стороны лица, подвергшегося ответственности (частная превенция), так и со стороны других лиц (общая превенция).

Виды юридической ответственности:

1) Уголовная – применяется за совершение преступлений;

2) Административная – наступает за совершение административных проступков на основе законодательства об административных правонарушениях;

3) Дисциплинарная – применяется за совершение нарушений трудовой, учебной, служебной дисциплины. Выражается в применении соответствующих дисциплинарных взысканий;

4) Гражданская – выражается в мерах в основном имущественного характера за совершение противоправных сделок, за неисполнение и ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВОПРОСЫ:

1.Понятие и признаки государства

2.Функции государства

3.Форма государства

4.Понятие, признаки, принципы, функции права

5.Нормы права

6.Система права

7.Источники (формы) права

8.Правоотношения

9.Правонарушения

10.Юридическая ответственность

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 152 с. (есть в библиотеке)

2.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. – 624 с. http://www.webnomos.ru/images/PRAVO/UCHEBNIK/TEORIY_GOS_i_PRAVA_VENGEROV_uheb.pdf

3. Кашанина Т.В. Российское право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009. – 784 с. (есть в библиотеке)

4. Правоведение: Учебник для неюридических вузов. Калининград. Издательство КГТУ, – 2003. – 368 с. (есть в библиотеке)

5.Правоведение: учебник /под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с. (есть в библиотеке)

6. Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. (есть в библиотеке)

Наши рекомендации