Правовое регулирование отношений в сфере обращения ГИР: уровни, предмет, сфера.
Тема 8
ТЕМА 9
Теоретические проблемы понятия «правовой режим» ГИР.
Важнейшей категорией правоведения наряду с другими является понятие правового режима, который достаточно активно используется в юридической литературе. В нормативных источниках весьма часто употребляются такие правовые словосочетания, как: «режим коммерческой тайны», «таможенный режим», «режим предпринимательской деятельности», «валютный режим», «режим банковской тайны», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования» и т. п., не давая им определения. Следует отметить, что СМИ, официальные органы применяют эти понятия как в общественно-политическом смысле, так и научно- популярном значении. Не вызывает сомнений и научных споров основополагающее понимание, что правовой режим есть разновидность режима социального. И специфика его в том, что он формируется, устанавливается и регулируется нормами права, т.е. основан на праве аксиоматично. Вне правовой формы, безусловно, правовой режим немыслим. Наличие института «правовых режимов» позволяет обеспечить стабильное нормативно закрепленное регулирование определенной группы однородных общественных отношений, как правило, со строго определенным объектом этих отношений. Рекомендуется ознакомление с работами, посвященными теории правового режима информации правового режима ИР по указанному списку рекомендованной литературы : 92 – 102 и др. В юридической энциклопедии 2001 года издания раскрывается термин правовой режим информации «(англ. Law/juridical/legalregimeofinformation) – нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию» [103, с. 674].
Тема 8
Правовое регулирование отношений в сфере обращения ГИР: уровни, предмет, сфера.
Несмотря на то, что Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» оперирует термином ИР, они остаются малоисследованными в качестве объекта достаточно однородных информационных отношений, требующих системно-комплексного не эпизодического правового регулирования, основанного на соблюдении принципа экономичности правового регулирования. Совокупность таких юридических средств позволит говорить о механизме правового регулирования (нормы права, субъективные права, обязанности, юридические факты, акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых должно осуществляться правовое регулирование информационных отношений в сфере обращения ГИР.
Полнота правового регулирования отношений в сфере ГИР детерминируется уровнями, которые должны быть представлены исходными правовыми титулами (правовой статус субъектов, участвующих в обороте ГИР и правовой режим ГИР) и системой непосредственного правового регулирования фактических «живых» отношений, внешнего поведения, определяемого сознанием и волей лиц, участвующих в данных общественных отношениях по поводу реализации субъективных прав и обязанностей в сфере оборота ГИР, а также отношений, связанных с государственно-управленческой деятельностью, отношений по обеспечению правопорядка.
Предметом правового регулирования, обращаясь к выдающемуся теоретику права Нерсесянцу В.С., будет выступать система норм информационного права, представляющая «нормативную конкретизацию требований формального равенства» [88] в сфере обращения ГИР, т.е. официально устанавливаемый правопорядок в сфере регулируемых информационных общественных отношений.
Сфера правового регулирования информационных отношений по поводу ГИР, исходя из теоретико-правовых подходов, должна включать три группы общественных отношений, которые пока не урегулированы. Первую группу составляют имущественные отношения, связанные с правом собственности либо иным другим законным правом на ГИР, позволяющем выступать ГИР в гражданском (хозяйственном) обороте в качестве информационного продукта. Вторая группа отношений имеет в своем составе отношения по властному управлению деятельностью людей, участвующих в жизненном цикле ГИР в целях удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов на основе реализации норм права, обеспеченных силой государственного принуждения.
К примеру, решение архивного фонда о формировании ГИР исторических памятников или Приказ Оперативно-аналитического центра при Администрации Президента о назначении регистраторов доменных имен ГИР в национальном сегменте Сети Интернет и т.п.
Понятие и виды информационных правоотношений в сфере обращения ГИР.
Правовое отношение структурировано, что означает наличие в его составе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных обязательных элементов: субъекты правоотношения; субъективные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения.
Информационные правоотношения – это юридическая форма общественных отношений в информационной сфере, урегулированных нормами информационного права, в которых стороны выступают носителями взаимных субъективных прав и обязанностей, соответствующих конкретным юридическим фактам и реализация которых гарантируется государством.
Учитывая, что демаркация жизненного цикла ГИР включает в себя определение границ и пределов обращения конкретного ГИР по стадиям, представляется возможным выделение системы родственных общественных отношений, существующих (возникающих, изменяющихся и прекращающихся) на каждой стадии движения ГИР. Жизненный цикл (оборот, обращение, движение по стадиям) ГИР, представляется довольно сложным в связи с практически неограниченным и не всегда установленным кругом субъектов всех общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по данному поводу. Тем не менее, представляется возможным выделить обособившиеся достаточно однородные комплексы отношений, объектом для которых является ГИР во всех видах (формах) проявления и движения.
Первая группа информационных отношений возникает с момента появления или «снятия» первичной информации, а именно, ее производства, создания, поиска, сбора, доступа, допуска, формирования отдельных информационных единиц, как первой стадии движения пока еще первичных информационных элементов. Эта группа отношений в современном правовом поле достаточно исследована ученым правоведами.
Вторая группа информационных отношений связана с первичной обработкой (преобразованием, документированием) и «запоминанием», т.е. обособлением ГИР на последовательных стадиях: выделения, составления, организации, структурирования, документирования, конвертирования, фиксации, регистрации «снятых» информационных единиц (элементов) в определенный качественными показателями ГИР.
Фактически это стадия зарождения ГИР через организационное документирование информационных единиц в систему и запоминание этой системы единиц на материальном носителе, позволяющем установить права собственности и исключительные права на данный информационный объект и использовать его многократно в любой промежуток времени. В эту же группу отношений необходимо отнести последнюю стадию движения ГИР, которой заканчивается оборот ГИР: уничтожение, утилизация либо переходом (интеграция) их в новое знание, что обуславливает существование заключительной стадии жизненного цикла ГИР, в которой возникают также информационные отношения. Данная стадия наименее исследована в контексте правового регулирования общественных отношений по прекращению жизненного цикла ГИР. В связи с чем, достаточно остро в ближайшее время станет вопрос о перенасыщении ГИР, носящих в себе информационный «шум», неполезной и устаревшей информации. Фактически данные ин-формационные отношения носят правоустанавливающий характер. Выделение данной группы из комплекса информационных отношений позволит уточнить особенности специального правового режима, в основе которого лежат как публично-правовые средства, обеспечивающие деятельность государства по формированию, легитимации и утилизации ГИР, так частноправовые, направленные на регламентацию договорной деятельности, установлению права собственности и/или имущественных прав на ГИР и пр. Предметной областью правового регулирования будут преимущественно правоустанавливающие нормы, дефинитивные нормы, нормы-принципы, на основании которых формируется понятийно- категориальная основа правового регулирования обращения ГИР.
Информационные отношения, связанные со стадиями хранения, актуализации, обработки, передачи, транспортировки, трансляции, управления, предоставления, распространения, использования, потребления, определенными (завершенными) ГИР, составляют третью группу отношений, – собственно оборот ГИР, в том числе и коммерческий. Характер данной группы информационных отношений свидетельствует о наличии, как равноправных субъектов (при передаче ГИР, потреблении, пр.), так и субъектов, наделенных властными полномочиями в отношении предоставления и распространения ГИР с правовым режимом ограниченного доступа, управления государственными ГИР и т.п.
На данной стадии вступают в механизм правового регулирования регулятивные нормы диспозитивной и императивной направленности, обеспечивающие регулятивное воздействие на субъективные права и обязанности равнозначных участников, а также регламентирующих организационно-управленческую компетенцию государственных органов в сфере обращения ГИР и пр.
Особую группу общественных отношений, требующих соответствующего правового регулирования составляют информационные отношения в сфере обеспечения защиты и охраны ГИР. Вопросы защиты непосредственно ГИР предполагают выбор формы правовой охраны и защиты, обеспечивающей безопасность для самого ГИР (сертификация, лицензирование ИКТ, обслуживающих жизненный цикл ГИР, технико-юридические и программно-аппаратные способы защиты и пр.).
Данная группа отношений характеризуется как публично-правовым характером охраны государственных и иных ГИР, так и частноправовыми механизмами их защиты. Нормы носят охранительную функцию, действие их направлено на восстановление нарушенных или оспариваемых субъективных прав, охраняемых законом интересов в отношении ГИР, на устранение препятствий в реализации права на доступ к ГИР, наказании виновных за правонарушения в сфере оборота ГИР, регламентацию деятельности определенных компетентных органов по защите ГИР. Оправданным является и включение в данную группу, возникающих из деятельности самого лица отношений по поводу самозащиты права на ГИР.
Из представленной системы взаимосвязанных по жизненному циклу однородных информационных отношений, ГИР как элемент структуры отношения, появляется лишь во второй группе отношений, в которых соответствующими субъектами производится формирование из определенных информационных единиц конкретный посвоим качественным характеристикам и целеполаганию ГИР.