Раздел VI. СОВЕТ МИНИСТРОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 146

1. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Республики Польша.

2. Ведению Совета Министров подлежат вопросы политики государства, не закрепленные за другими государственными органами и органами территориального самоуправления.

3. Совет Министров руководит правительственной администрацией.

4. В сфере и на принципах, определенных в Конституции и законах, Совет Министров, в частности:

1) обеспечивает исполнение законов,

2) издает распоряжения,

3) координирует и контролирует работу органов правительственной администрации,

4) охраняет интересы Казны Государства,

5) постановляет о проекте бюджета государства,

6) руководит исполнением бюджета государства, а также постановляет о закрытии государственных счетов и отчете об исполнении бюджета,

7) обеспечивает внутреннюю безопасность государства, а также публичный порядок,

8) обеспечивает внешнюю безопасность государства,

9) осуществляет общее руководство в области отношений с другими государствами и международными организациями,

10) заключает международные договоры, требующие ратификации, а также утверждает и денонсирует иные международные договоры,

11) осуществляет общее руководство в области обороноспособности страны, а также ежегодно определяет число граждан, призываемых на действительную военную службу,

12) определяет организацию и порядок своей работы.

Статья 147

1. Совет Министров состоит из Председателя Совета Министров и министров.

2. В состав Совета Министров могут быть назначены вице-председатели Совета Министров.

3. Председатель и вице-председатель Совета Министров могут выполнять также функцию министра.

4. В состав Совета Министров могут быть, кроме того, назначены председатели (przewodnicacy) определенных в законах комитетов.

Статья 148

Председатель Совета Министров:

1) представляет Совет Министров,

2) руководит работами Совета Министров,

3) издает распоряжения,

4) обеспечивает осуществление политики Совета Министров и определяет способы ее осуществления,

5) координирует и контролирует работу членов Совета Министров,

6) осуществляет надзор за территориальным самоуправлением в границах и формах, определенных в Конституции и законах,

7) является начальником по службе для работников правительственной администрации.

Статья 149

1. Министры руководят определенными участками правительственной администрации или выполняют задачи, установленные для них Председателем Совета Министров. Сфера деятельности министра, руководящего участком правительственной администрации, определяется законами.

2. Министр, руководящий участком правительственной администрации, издает распоряжения. Совет Министров по предложению Председателя Совета Министров может отменить распоряжение или приказ министра.

3. К председателю комитета, о котором говорится в ч. 4 ст. 147, соответственно применяются предписания, относящиеся к министру, руководящему участком правительственной администрации.

Статья 150

Член Совета Министров не может проводить деятельность, противоречащую его публичным обязанностям.

Статья 151

Председатель Совета Министров, вице-председатели Совета Министров и министры приносят перед Президентом Республики следующую присягу:

«Вступая в должность Председателя Совета Министров (вице-председателя Совета Министров, министра), торжественно присягаю в том, что сохраню верность положениям Конституции и иным законам Республики Польша, а благо Отчизны и благополучие граждан всегда будут для меня наивысшим наказом».

Присяга может быть принесена с добавлением предложения «Да поможет мне Бог».

Статья 152

1. Представителем Совета Министров в воеводстве является воевода.

2. Порядок назначения и отзыва, а также сфера деятельности воевод определяются законом.

Статья 153

1. В целях обеспечения профессионального, добросовестного, беспристрастного и политически нейтрального выполнения задач государства в учреждениях правительственной администрации действует корпус гражданской службы.

2. Председатель Совета Министров является начальником корпуса гражданской службы.

Статья 154

1. Президент Республики выдвигает кандидатуру Председателя Совета Министров, который предлагает состав Совета Министров. Президент Республики назначает Председателя Совета Министров вместе с остальными членами Совета Министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего Совета Министров и принимает присягу членов новоназначенного Совета Министров.

2. Председатель Совета Министров в течение 14 дней со дня назначения Президентом Республики представляет Сейму программу деятельности Совета Министров с просьбой предоставить ему вотум доверия. О вотуме доверия Сейм постановляет абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов.

3. В случае неназначения Совета Министров в порядке ч. 1 или непредоставления ему вотума доверия в порядке ч. 2 Сейм в течение 14 дней после истечения сроков, определенных в ч. 1 или ч. 2, избирает Председателя Совета Министров и предложенных им членов Совета Министров абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов. Президент Республики назначает избранный таким образом Совет Министров и принимает присягу его членов.

Статья 155

1. В случае неназначения Совета Министров в порядке ч. 3 ст. 154 Президент Республики в течение 14 дней назначает Председателя Совета Министров и по его предложению остальных членов Совета Министров и принимает их присягу. Сейм в течение 14 дней со дня назначения Совета Министров Президентом Республики предоставляет ему вотум доверия большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов.

2. В случае непредоставления Совету Министров вотума доверия в порядке, определенном в ч. 1, Президент Республики Сокращает срок полномочий Сейма и назначает выборы.

Статья 156

1. Члены Совета Министров несут ответственность перед Государственным Трибуналом за нарушение Конституции или законов, а также за преступления, совершенные в связи с занимаемой должностью.

2. Постановление о привлечении члена Совета Министров к ответственности перед Государственным Трибуналом Сейм принимает по предложению Президента Республики или не менее 115 депутатов большинством 3/5 законного числа депутатов.

Статья 157

1. Члены Совета Министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность Совета Министров.

2. Члены Совета Министров несут перед Сеймом также индивидуальную ответственность за дела, подлежащие их компетенции или порученные им Председателем Совета Министров.

Статья 158

1. Сейм выражает Совету Министров вотум недоверия большинством законного числа депутатов по предложению, внесенному не менее, чем 46 депутатами, и указывающему имя кандидата в Председатели Совета Министров. Если постановление Сеймом принято, Президент Республики принимает отставку Совета Министров и назначает избранного Сеймом нового Председателя Совета Министров и по его предложению остальных членов Совета Министров, а также принимает их присягу.

2. Предложение о принятии постановления, о котором говорится в ч. 1, может быть поставлено на голосование не ранее, чем по истечении 7 дней со дня его внесения. Повторное предложение может быть внесено не ранее, чем по истечении 3 месяцев со дня внесения предыдущего предложения. Повторное предложение может быть внесено до истечения 3 месяцев, если с ним выступят не менее 115 депутатов.

Статья 159

1. Сейм может выразить министру вотум недоверия. Предложение о выражении вотума недоверия может быть внесено не менее, чем 69 депутатами. Предписание ч. 2 ст. 158 применяется соответственно.

2. Президент Республики отзывает министра, которому Сейм выразил вотум недоверия большинством голосов законного числа депутатов.

Статья 160

Председатель Совета Министров может обратиться к Сейму с просьбой о выражении Совету Министров вотума доверия. Предоставление вотума доверия Совету Министров производится большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов.

Статья 161

Президент Республики по предложению Председателя Совета Министров производит изменения в составе Совета Министров.

Статья 162

1. Председатель Совета Министров заявляет об отставке Совета Министров на первом заседании новоизбранного Сейма.

2. Председатель Совета Министров заявляет об отставке Совета Министров также в случае:

1) непринятия Сеймом постановления о вотуме доверия Совету Министров,

2) выражения Совету Министров вотума недоверия,

3) отставки Председателя Совета Министров.

3. Президент Республики, принимая отставку Совета Министров, поручает ему дальнейшее исполнение обязанностей до времени назначения нового Совета Министров.

4. Президент Республики в случае, определенном в п. 3 ч. 2, может отказаться принять отставку Совета Министров.

Наши рекомендации