Характеристика действующей Конституции
Действующая ныне Конституция Болгарии была принята VII Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Она представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей), а также переходных и заключительных положений, имеющих отдельную нумерацию (девять параграфов).
В преамбуле Конституции провозглашается верность общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права человека, его достоинство и безопасность, заявляется о решимости создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.
Первая глава «Основные начала», состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, формулирует основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенных в эту главу норм «определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности»*.
* Държавен вестник, 1992, бр. 35. «Дыржавен вестник» («Государственный вестник») — официальное издание для опубликования законов и иных важнейших правовых актов, включая решения судов. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о «Дыржавен вестник» 1995 г., он издается Народным собранием. Главный редактор назначается и освобождается от должности председателем Народного собрания, который утверждает формат, объем, годовой тираж и графическое оформление данного издания, а также решает вопрос о приложениях к нему, определяет количество экземпляров каждого порядкового номера или целых подшивок, которые следует сохранять в редакции, количество бесплатных экземпляров и порядок их распространения. Издание имеет официальный (для текстов правовых актов) и неофициальный (для объявлений и иной информации) отделы. Распространяется по подписке и путем розничной продажи.
Вторая глава «Основные права и обязанности граждан» (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев.
Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства (соответственно: «Народное собрание», «Президент республики», «Совет министров», «Судебная власть»).
Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.
Восьмая глава носит название «Конституционный суд» и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такой текстуальный «отрыв» от других органов государства не случаен: тем самым законодатель, по итальянскому примеру, подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне трех ветвей власти.
Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей Конституции, а также принятия новой Конституции.
Десятая глава «Герб, печать, флаг, гимн, столица» посвящена главным образом символам государства.
Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.
Конституция Болгарии представляет собой типичный акт постсоциалистического государства, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. В ней можно выделить три крупных «слоя» конституционного регулирования.
Во-первых, очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права человека, народный суверенитет, представительное правление и т. д.). Для Болгарии это еще и возвращение к собственному опыту, парламентским традициям и конституционным идеям досоциалистического периода. Об этом свидетельствует и тот факт, что местом заседания VII Великого народного собрания стала не современная, а древняя столица Болгарии — город Велико Тырново, в память о месте принятия первой болгарской Конституции 1879 г.
Кмет города Велико Тырново Иван Димитров, выражая признательность народным представителям за открытие Великого народного собрания в его городе, сказал: «Решением открыть Великое Народное Собрание в Велико Тырново вы с самого начала показали самое главное — уважение к парламентским традициям»*.
* См.: Тодоров Н. VII Велико Народно Събрание. Зад. кадър. София: Христе Ботев, 1993. с. 27.
В Конституции обрели новую жизнь и некоторые своеобразные дореволюционные институты, например, институт Великого народного собрания, созываемого специально для принятия Конституции; институт Министра-председателя (вместо Председателя Совета министров). Параллели со статьями Тырновской конституции при подготовке Конституции 1991 г. служили дополнительными аргументами в пользу включения тех или иных положений.
Вместе с тем нельзя не отметить, что новая болгарская Конституция опирается главным образом на послевоенный конституционный опыт и поэтому является весьма «социализированным» актом: в ней провозглашаются не только право на труд (при запрете принудительного труда), на социальное обеспечение в случае безработицы и по нетрудоспособности, но и запрещение детского труда, ночной работы для женщин, социальная функция собственности, охрана окружающей среды.
Во-вторых, в ряде статей очевидно влияние социалистического «конституционализма», в частности, в ст. 18, посвященной объектам исключительной государственной собственности. Болгария — одна из немногих постсоциалистических стран, сохранившая, хотя и в измененном виде, такую норму.
В-третьих, текст Конституции отражает стремление законодателя создать конституционный механизм, препятствующий возрождению социалистических общественных отношений. Нормы, запрещающие объявлять или утверждать какую-либо партию или идеологию в качестве государственной (ст. 11), запрещающие насильственную ассимиляцию (ст. 29), объявляющие основные права граждан неотменимыми (ст. 57) и др., придают данному акту ярко выраженный постсоциалистический характер.
Нельзя не отметить еще одну черту этой Конституции — невысокую юридическую технику. Качество формулировок целого ряда статей и даже глав (например, главы второй) вызывает недоумение исследователей при анализе и порождает сложности для Конституционного суда при толковании. Трудно сказать, что сыграло здесь главную роль — новизна материи или спешка при подготовке Конституции, но многие логические несуразицы (вроде п. 3 ст. 77 — председатель Народного собрания «открывает заседания Народного собрания, руководит ими, закрывает их и обеспечивает порядок при их проведении») и несостыковки текста в разных главах бросаются в глаза даже при самом поверхностном изучении.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 5, Конституция является верховным законом, другие законы не могут ей противоречить, а предписания ее имеют непосредственное действие.
В Конституции (глава девятая, охватывающая ст. 153 — 163) установлен своеобразный порядок ее изменения и замены.
Народное собрание (парламент) может изменить и дополнить любые предписания Конституции, кроме подпадающих под правомочия Великого народного собрания, о котором речь пойдет ниже.
Право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит 1/4 от числа народных представителей (депутатов) и Президенту. Поступившее предложение рассматривается Народным собранием не ранее, чем через месяц, и не позднее, чем через три месяца. Закон об изменении или дополнений Конституции принимается Народным собранием большинством 3/4 всех народных представителей тремя голосованиями в различные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов всех народных представителей, оно ставится на новое рассмотрение в срок от двух до пяти месяцев и принимается, если за него проголосовали не менее 2/3 всех народных представителей. В семидневный срок после принятия закон об изменении или дополнении Конституции подписывается и обнародуется председателем Народного собрания в «Дыржавен вестник».
Однако для наиболее существенных конституционных реформ должен быть созван специальный орган учредительной власти — Великое народное собрание, которое состоит из 400 народных представителей, избранных в общем порядке. В его компетенцию входят:
принятие новой Конституции;
решение вопроса об изменении территории республики и ратификация международных договоров, предусматривающих такие изменения;
решение вопросов об изменениях в форме государственного устройства и государственного управления;
решение вопросов об изменении ч. 2 и 4 ст. 5 и ч. 1 и 3 ст. 57 Конституции (о непосредственном действии Конституции, о примате международных договоров перед внутренним законодательством, о неотменимости основных прав граждан, об ограничениях прав граждан в условиях войны или чрезвычайного положения);
решение вопросов об изменении и дополнении главы девятой Конституции.
Право инициативы по вышеперечисленным вопросам имеют не менее 1/2 числа народных представителей и Президент. Проект новой Конституции или изменения действующей, а также проект территориальных изменений рассматриваются Народным собранием в срок от двух до пяти месяцев после внесения. Народное собрание решает о проведении выборов в Великое народное собрание большинством 2/3 от общего числа народных представителей. После этого в трехмесячный срок Президент назначает выборы в Великое народное собрание, с проведением которых полномочия Народного собрания прекращаются.
Великое народное собрание не может выходить за рамки тех вопросов, для решения которых созвано. По внесенным проектам оно принимает решение большинством 2/3 всех народных представителей тремя голосованиями в различные дни. В неотложных случаях Великое народное собрание выполняет функции также Народного собрания. Акты Великого народного собрания подписываются и обнародуются его председателем в семидневный срок после их принятия.
Полномочия Великого народного собрания прекращаются, как только оно примет окончательные решения по вопросам, для которых оно избрано. В этом случае Президент назначает выборы в Народное собрание в установленном законом порядке.