Глава ix. основы конституционного права болгарии

Конституция Болгарии

Конституционное развитие

Конституционная история Болгарии началась во второй половине XIX в. после окончания русско-турецкой войны и освобождения этой страны от османского ига. Конституций в современном понимании этого слова в истории Болгарии было четыре: 1879, 1947, 1971 и 1991 гг.

Первая из них получила название Тырновской (по месту заседаний Великого народного собрания — древней столице Болгарии). Проект Конституции был разработан комиссией под руководством русского юриста С.И. Лукьянова по поручению императорского комиссара в Болгарии генерал-лейтенанта князя A.M. Дондукова-Корсакова. В записке о болгарской Конституции A.M. Дондуков-Корсаков писал, что, приступая к созданию проекта, руководствовался следующими принципами: «Власть болгарского князя должна быть обставлена широкими полномочиями, народное представительство должно выражаться в форме, наиболее напоминающей совещание лучших людей страны для оказания содействия правительству знаниями и опытом, чем в форме камеры в европейском смысле, как охранительницы угрожаемых народных интересов»*. Однако обстоятельства сложились так, что в Великом народном собрании, обсуждавшем проект Конституции, возобладали демократически настроенные депутаты. Они доработали проект, обогатив его рядом важных положений, например нормой о свободе печати.

* Цит. по: Козьменко И.В. Петербургский проект Тырновской конституции 1879 г. // Исторический архив, т. IV. М.-Л., 1949, с. 190 — 191.

В результате Тырновская конституция стала одним из самых прогрессивных европейских актов своего времени: она устанавливала в Болгарии конституционную монархию, содержала обширный перечень прав и свобод граждан, гарантии правового статуса индивида. Исторический парадокс состоит в том, что инициировала болгарский конституционализм Россия, которая была самодержавным государством и не имела собственной конституции.

После Второй мировой войны в Болгарии возникло так называемое государство народной демократии. Монархия была заменена республикой. Конституция 1947 г., составленная при участии советских специалистов, была призвана создать правовую основу для социалистических преобразований. Она состояла из. 11 глав (101 статьи), причем статьи, содержащие характеристику государства, общественно-экономического устройства и системы государственных органов, предшествовали статьям об основных правах и обязанностях граждан. Образцом для нее служила сталинская Конституция СССР 1936 г., однако разные этапы социалистического строительства этих стран предопределили ряд текстуальных и содержательных различий. Государство стало именоваться Народной Республикой Болгарией.

Конституция установила, что средства производства принадлежат государству, кооперативным объединениям или частным физическим или юридическим лицам (ст. 6). Тем самым были заложены основы для дальнейшего установления приоритетов в данной сфере отношений; на это же была направлена норма об объектах исключительной государственной собственности и планировании народного хозяйства. Однако частную собственность и частный принцип в хозяйстве Конституция признавала в ст. 10. В этой же статье содержался антимонопольный принцип и установлена возможность принудительного ограничения или отчуждения собственности в государственную или общественную пользу при справедливом возмещении, а также возможность национализации.

«Носителем государственной власти во всей ее полноте» объявлялось Народное собрание, однако определение его компетенции носило (в соответствии с советским подходом того периода) остаточный характер. Из системы органов государства исчезло Великое народное собрание и появился новый орган, типичный для советской модели организации власти — Президиум Народного собрания, наделенный наряду с традиционными полномочиями главы государства правом толкования законов, конституционного контроля и реализации ряда полномочий Народного собрания в период между его сессиями. Статья 4 Конституции устанавливала ответственность народных представителей (депутатов) перед избирателями и право отзыва народных представителей.

Перечень прав и обязанностей граждан открывался правом на труд, отдых, социальное обеспечение, затем следовали нормы о защите брака и семьи, молодежи, свободе совести и праве на образование, свободе и неприкосновенности личности, жилища, тайне переписки; завершалась глава рядом политических прав. Праву на труд соответствовала обязанность трудиться, причем указывалось, что особый закон регулирует трудовую повинность граждан. Кроме традиционных обязанностей (воинской обязанности, обязанности уплаты налогов и соблюдения законов), Конституция содержала обязанность граждан «охранять всенародное достояние и всей своей деятельностью помогать укреплению экономической, культурной и оборонной мощи Родины и обеспечению благоденствия народа», в целом она обладала многими чертами конституции социалистического типа, однако сам термин «социалистический» в ней не использовался.

После того, как руководство правившей в стране Болгарской коммунистической партии (БКП) пришло к выводу, что Болгария завершила строительство основ социализма и перешла к построению развитого социалистического общества, была разработана и принята новая Конституция. В преамбуле Конституции Болгарии 1971 г. говорилось о решимости болгарского народа «построить под руководством БКП и во исполнение ее программы развитое социалистическое общество». Эта Конституция закрепила руководящую роль БКП, принципы социалистической законности и социалистического демократизма, социалистическую экономическую и политическую систему; указывалось также, что государство содействует перерастанию социалистического общества в коммунистическое (ст. 4).

Правовой статус граждан, перенесенный в Конституции на третье место, был урегулирован подробнее, чем в предыдущей Конституции, благодаря включению ряда новых прав и расширению системы провозглашенных материальных гарантий. Нормы о правовом статусе граждан не являлись непосредственно действующим правом, в судебном порядке защищались только те основные права, которые были урегулированы текущим законодательством.

Изменилась и система государственных органов. Одну из главных ролей в ней стал играть учрежденный вместо Президиума Народного собрания Государственный совет — высший коллегиальный постоянно действующий орган государственной власти, фактически осуществлявший большую часть полномочий Народного собрания на основании в основном негласных директив и указаний политбюро ЦК БРП, генеральный секретарь которого «избирался» главой Государственного совета.

Действующее в настоящее время в Болгарии конституционное право является продуктом перестроечных процессов начала 90-х гг. Отказ от социалистического пути развития и стремление перейти от тоталитарной государственности к демократической, обрести самостоятельность и найти свое место в современном мире привели к изменению политической системы этой страны и становлению конституционного права.

В мае 1989 г. были внесены изменения в действовавшее ранее законодательство о гражданстве, паспортах и ряд других нормативных актов, что привело к существенной демократизации правового Статуса болгарских граждан. Закон об изменении Конституции от 15 января 1990 г. исключил положения о руководящей роли БКП из действовавшей в то время Конституции 1971 г. Принятый 29 января 1990 г. Закон о собраниях, шествиях и манифестациях ввел уведомительный порядок проведения политических акций и тем самым расширил сферу политической свободы. Закон об именах болгарских граждан от 6 марта 1990 г. был призван обеспечить национальное равноправие граждан НРБ, восстановить их нарушенные права и законные интересы. А на следующий день Народное собрание приняло Закон о разрешении коллективных трудовых споров, который создал правовую основу для проведения забастовок.

Закон об изменении и дополнении Конституции от 3 апреля 1990 г. содержал ряд радикальных изменений подхода к регулированию общественных отношений и полностью исключил социалистическую терминологию. Этот акт впервые в послевоенной Болгарии провозгласил принцип разделения властей, создал конституционную основу равноправия всех политических партий (эти положения были детализированы в принятом в тот же день Законе о политических партиях), одинакового правового статуса всех форм собственности.

Важным этапом преобразования конституционного права Болгарии стала новая Конституция 1991 г. На основе её положений были разработаны и приняты законы о различных государственных органах и другие важнейшие акты. Из названия республики исключено слово «Народная».

Наши рекомендации