Венгерский национальный банк

Согласно § 32-г Конституции, в задачу Венгерского национального банка входит эмиссия законных средств платежа, защита твердости национальной валюты и регулирование денежного обращения. Председатель Банка назначается Президентом республики на шесть лет и ежегодно отчитывается о деятельности Банка перед Государственным собранием.

Подробно статус Банка регулируется Законом LX 1991 г. о Венгерском национальном банке. Применительно к его отношениям с Государственным собранием, помимо сказанного в Конституции, закон предусматривает право Государственного собрания требовать от Национального банка информацию и обязанность его председателя представлять Государственному собранию ежегодные директивы о монетарной политике, которые согласовываются с министерством финансов и по которым Правительство предварительно высказывает свою позицию. Банк принимает участие в формировании правительственных хозяйственно-политических программ, дает заключения по решениям и правовым нормам, связанным с экономической политикой. Правительство не может давать Национальному банку указания по вопросам, отнесенным законом к его ведению.

Банк представляет собой юридическое лицо, действующее в форме акционерного общества. Акции его находятся в собственности государства, представителем которого в данном случае выступает министр финансов. Организация Национального банка включает общее собрание, правление (jegybanktanacs), дирекцию и наблюдательный комитет, включающий избранных Государственным собранием председателя и трех членов, а также представителя министра финансов и уполномоченного министром финансов эксперта.

Суд и прокуратура

Разделы Конституции, регулирующие статус этих органов, подверглись изменениям после падения социалистического режима в наименьшей степени. Сохранили свое действие с рядом изменений Закон IV 1972 г. о судах и Закон V 1972 г. о прокуратуре Венгерской Республики (из названия исключено слово «Народной»). Однако если статус судов регулируется законом, который принимается 2/3 голосов присутствующих депутатов Государственного собрания, то статус прокуратуры регулируется обычным законом.

Согласно § 50 Конституции, суды защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления. Они контролируют законность решений публичной администрации.

Президент республики назначает всех профессиональных судей (ч. 2 § 48).

Судьи независимы и подчиняются только закону. Они не могут состоять в партиях и заниматься политической деятельностью. Закон о судах предусмотрел также, что народные заседатели в период осуществления своих полномочий обязаны воздерживаться от какой бы то ни было политической деятельности. За деяния, связанные с участием в отправлении правосудия, профессиональные судьи и народные заседатели не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности без согласия Президента республики, даваемого по инициативе Генерального прокурора; в этих случаях запрашивается мнение министра юстиции, а если речь идет о судье Верховного суда, то и председателя Верховного суда.

Судьей и народным заседателем может быть венгерский гражданин, не имеющий судимости, достигший 24-летнего возраста и обладающий избирательным правом. От кандидатов в судьи требуется также законченное университетское образование по соответствующей специальности. Народные заседатели выдвигаются по месту жительства избирателями, представительными органами местного самоуправления, общественными организациями, кроме партий. Они избираются на четыре года соответствующими представительными органами местного самоуправления.

В соответствии с § 45 Конституции система судов включает Верховный суд, столичный суд и областные суды, а также местные суды. Законом могут учреждаться специальные суды для определенных категорий дел. Согласно Закону о судах, в Будапеште на правах областного суда действует столичный суд, а на правах местных судов окружные суды. В городах местными судами являются городские суды. Действуют также суды по трудовым делам. Создание, прекращение, территориальное размещение судов осуществляется в соответствии с решением Государственного собрания.

Местные суды состоят, как правило, из председателя, профессиональных судей и народных заседателей. В их состав могут также входить заместитель председателя, руководители групп и их заместители. Эти суды рассматривают по первой инстанции дела, не отнесенные законом к юрисдикции вышестоящих судов.

Областные суды состоят из председателя, его заместителя, руководителей коллегий, председателей советов, профессиональных судей и народных заседателей, а также руководителей групп и их заместителей. В столичном суде имеются также заместители руководителей коллегий. В областных судах действуют коллегии по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, а в отдельных областных судах, определенных Государственным собранием, — также советы по военным делам. Две коллегии или более могут заседать совместно. В коллегии входят профессиональные судьи областного суда, специализирующиеся по данной категории дел, а также судьи других судов области, избранные в коллегию на пять лет. В совете по военным делам председательствует профессиональный военный судья и заседают также военные народные заседатели. Председатель областного суда осуществляет надзор за местными судами и судом по трудовым делам, которые действуют на территории области.

Суды, по трудовым делам действуют в столице и областях. Их юрисдикции подлежат не только собственно трудовые споры, но и споры, связанные с членством в кооперативах. В состав каждого такого суда входят председатель, иногда также его заместитель, профессиональные судьи и народные заседатели.

Военные суды были упразднены в 1991 г.

Верховный суд определяет принципиальное направление деятельности всех судов и осуществлению ими правосудия. Его директивы и принципиальные решения для судов обязательны (§ 47 Конституции). Закон о судах управомочивает Верховный суд на рассмотрение по второй инстанции жалоб на решения, вынесенные по первой инстанции областными судами. Он состоит из председателя, его заместителя, руководителей коллегий, председателей советов и профессиональных судей. Коллегии создаются по уголовным, гражданским, хозяйственным, трудовым и административным делам. Верховный суд может заседать в качестве пленума в присутствии 2/3 судей; пленум принимает руководящие принципы и решает некоторые организационные дела.

Согласно ч. 1 § 48 Конституции, председателя Верховного суда избирает Государственное собрание большинством 2/3 голосов депутатов по предложению Президента республики. Заместитель председателя назначается Президентом республики по предложению председателя.

Суды выносят решения в составах, образованных из профессиональных судей и народных заседателей, однако закон может предусмотреть исключения из этого правила (§ 46 Конституции). Суд первой инстанции состоит из профессионального судьи (председательствующего) и двух народных заседателей, которые при рассмотрении дела равноправны с ним; в отдельных случаях допускается рассмотрение дел единоличным профессиональным судьей. Состав суда второй инстанции включает трех профессиональных судей.

Согласно Закону о судах, судопроизводство ведется, как правило, открыто. Язык судопроизводства — венгерский, но участники процесса, им не владеющие, не должны от этого нести ущерб и могут пользоваться родным языком. Обвиняемому принадлежит право на защиту и на выбор защитника. В предусмотренных процессуальным законом случаях назначение защитника обязательно. Судебное решение, вынесенное по первой инстанции, как правило, может быть обжаловано.

Органами, через которые сообщество судей участвует в судебном управлении, являются ежегодные областные совещания судей, которые избирают областные советы судей и Всевенгерский совет судей.

Генеральный прокурор и прокуратура призваны, в соответствии с § 51 Конституции, обеспечивать охрану прав граждан, а также неуклонное преследование любого деяния, наносящего ущерб или создающего угрозу конституционному строю, безопасности и независимости страны. Прокуратура ведет следствие по определенным законом делам, осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе, а также осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний. Она участвует в обеспечении соблюдения законов всеми общественными организациями, государственными органами и гражданами. В случае нарушения закона прокуратура в установленных законом случаях и порядке выступает в защиту законности.

Согласно § 52 и 53 Конституции, Генеральный прокурор избирается Государственным собранием по предложению Президента республики; заместителей Генерального прокурора по его предложению назначает Президент республики. Генеральный прокурор ответствен перед Государственным собранием и обязан отчитываться перед ним о своей деятельности. Он назначает всех прокуроров, руководит системой органов прокуратуры и направляет ее работу.

Прокуроры не могут состоять в партиях и вести политическую деятельность.

Наши рекомендации