Всепольский совет по радиовещанию и телевидению
Этот орган учрежден в 1992 г. Статус его регулируется ст. 36-6 Конституции и Законом о радиовещании и телевидении, принятым в том же году.
Согласно Конституции, Совет стоит на страже свободы слова, реализации права граждан на информацию, а также общественного интереса в радиовещании и телевидении. Членов Совета назначают Сейм, Сенат и Президент. На основании и во исполнение законов Совет издает распоряжения (rozporzadze-nia) и постановления (uchwaty).
Упомянутый закон определил Совет как государственный орган, компетентный в вопросах радиовещания и телевидения. В его задачи входят:
разработка по согласованию с Председателем Совета министров направлений политики государства в данной сфере;
определение, в рамках законных полномочий, условий, в которых осуществляет свою деятельность составитель и транслятор программ вещания (nadawca);
выдача в установленном законом объеме концессий на трансляцию и ретрансляцию программ;
осуществление в законных пределах контроля за деятельностью составителей и трансляторов программ радиовещания и телевидения;
организация исследований содержания и приема радио- и телепрограмм;
определение абонентской платы, платы за выдачу концессии, а также занесение в реестр;
дача заключений на проекты законодательных актов, а также международных договоров, касающихся радиовещания и телевидения;
инициирование научно-технического прогресса и подготовки кадров в указанной сфере;
организация и инициирование сотрудничества с заграницей в этой сфере;
сотрудничество с компетентными организациями и учреждениями в области охраны авторских прав, прав изобретателей, прав производителей, а также составителей и трансляторов радио- и телепрограмм.
Четырех членов этого органа назначает Сейм, двух — Сенат трех — Президент республики из лиц, отличающихся знаниями и опытом в области средств массовой информации. Председателя Совета назначает Президент из числа его членов, а заместителя председателя по предложению председателя избирает из своего состава сам Совет. Срок полномочий членов Совета — шесть лет, причем каждые два года обновляется 1/3 Совета. Член Совета не может быть назначен вновь на следующий полный срок.
На время пребывания в составе Совета приостанавливается членство в политических партиях, в руководящих органах всепольских объединений, профсоюзов, союзов работодателей, церковных организаций или религиозных союзов. С членством в Совете несовместима деятельность по производству, составлению и трансляции радио- и телепрограмм в каком бы то ни было качестве, включая владение долями в капитале или акциями занимающихся этим обществ, а также со службой в государственной или самоуправленческой администрации.
Аппаратом Совета является его бюро.
Ежегодно Совет представляет Сейму и Сенату отчет, а Председателю Совета министров — информацию о своей деятельности и об основных проблемах радиовещания и телевидения. Если Сейм и Сенат отчет отклонили, полномочия Совета прекращаются в течение 14 дней, однако они могут быть подтверждены Президентом республики и в этом случае продолжают действовать.
Всепольский судебный совет
(Krajowa Rada Sadownictwa)
В отличие от многих других стран в Польше этот орган пока что не является конституционным, и статус его регулируется Законом о Всепольском судебном совете 1989 г.
Всепольский судебный совет призван стоять на страже независимости судей и судов*. Он рассматривает кандидатуры на должности судей и представляет их Президенту Республики для назначения, принимает решения о перемещении судей, определяет численный состав дисциплинарных судов, дает согласие на продолжение работы судьи, достигшего 65-летнего возраста, высказывается по вопросам принципов профессиональной этики судей и осуществляет ряд консультативных полномочий, связанных с судоустройством и кадровой политикой в судебной системе.
* В польском языке существуют три эквивалента русскому термину «независимость», два из которых применяются к статусу судебной власти: niezawistosc и niezaleznosc. Первый из них отнесен в законе к судьям, а второй — к судам.
В состав Совета входят: первый председатель Верховного суда, председатель Верховного суда, руководящий работой военной палаты этого суда, председатель Высшего административного суда, два судьи Верховного суда, судья Высшего административного суда, 11 судей общих судов, судья военного суда, четыре депутата Сейма, два сенатора, лицо, указанное Президентом республики, а также министр юстиции. Из своего состава Совет избирает председателя (przewodniczacy) и вице-председателя. Срок полномочий Совета составляет четыре года.
Входящие в состав Совета парламентарии избираются соответствующими палатами, а судьи Верховного суда и Высшего административного суда — общими собраниями судей этих судов. Представителей судей общих судов в Совете избирают: двух — объединенное собрание судей апелляционных судов, а девять — коллегия представителей общих собраний судей в воеводских судах (по одному от 50 судей) из своего состава. Депутат, сенатор или судья может состоять в Совете не более двух сроков подряд.
Мандат выборного члена Совета прекращается в случае отказа от него, отзыва выбравшим органом, прекращения полномочий депутата, сенатора или судьи, смерти. В таких случаях в течение двух месяцев проводятся новые выборы. Если мандаты депутатов и сенаторов прекратились в результате роспуска палат, она продолжают оставаться в составе Совета до избрания Сеймом и Сенатом новых членов.
Совет действует на пленарных заседаниях в присутствии не менее половины своего состава. Решения принимаются открытым голосованием и абсолютным большинством голосов; в случае равенства числа голосов решает голос председателя. По предложению члена Совета голосование.проводится тайно.
Заседания Совета созываются председателем по мере необходимости, однако не реже раза в три месяца или по требованию 1/3 членов.
Финансируется Совет из бюджетных средств канцелярии Президента республики. Члены Совета, не занимающие руководящих государственных должностей, получают оклад, размер и принципы выплаты которого определяются Президентом. Административное обслуживание Совета осуществляется канцелярией Президента. Эти положения, похоже, не слишком согласуются с принципом независимости судебной власти.
Судебная система
Раздел 7 (ст. 56 — 64) Конституции «Суд и прокуратура», сохранивший свое действие, претерпел сравнительно небольшие изменения, подвергшись главным образом сокращению. Даже название его, типичное для социалистических конституций, осталось прежним. Подробное регулирование судебной системы осуществляется законом. Ныне действует Закон об устройстве общих судов 1985 г. со значительными позднейшими изменениями (переопубликован в 1993 г.).
Статус судей. Судьи, согласно Конституции, несменяемы, за исключением случаев, определенных законом. Они независимы и подчиняются только законам. Закон оговаривает, что судейская независимость не исключает обязанности выполнять распоряжения, данные в порядке судебного управления, однако судья вправе требовать, чтобы распоряжение было ему вручено в письменном виде.
Судья не может быть задержан или привлечен к судебной или административной ответственности без разрешения компетентного дисциплинарного суда. Это не относится к случаям задержания при совершении преступления. Разрешение дисциплинарного суда требуется для продолжения производства и в этом случае, причем этот суд может предписать немедленно освободить задержанного на месте преступления судью. В течение семи дней соответствующий орган или должностное лицо может обжаловать отказ в разрешении, а судья — данное разрешение в вышестоящий дисциплинарный суд. В случае совершения проступков судья несет только дисциплинарную ответственность.
Для назначения судьей необходимо иметь польское гражданство, не подвергаться ограничениям гражданских* прав, обладать безупречной репутацией, иметь законченное высшее юридическое образование, пройти стажировку в суде или прокуратуре и сдать экзамен на судью или прокурора, проработать не менее года помощником судьи или прокурора и достичь 26-летнего возраста. Для судьи апелляционного суда требуется еще пятилетний судейский стаж. Судьей с неполным рабочим временем может быть назначен профессор или доктор юридических наук (doktor habilitowany nauk prawnych), работающий в польском вузе, в Польской академии наук или ином научно-исследовательском учреждении. На этих лиц, а также на прокуроров, вице-прокуроров и подпрокуроров общих и военных единиц прокуратуры, офицеров, занимавших эти и судейские должности в военных судах, арбитров Государственного хозяйственного арбитража, адвокатов и юрисконсультов с трехлетним стажем и нотариусов изложенные выше требования не распространяются, а при наличии у них пятилетнего стажа на указанных должностях или занятиях они могут назначаться судьями апелляционных судов.
* В тексте закона употреблены два эквивалента русского термина «гражданских»: cywilnych i obywatelskich. Первый из них означает права члена гражданского общества (личные права, по обычной для нас терминологии), а второй — права, вытекающие из польского гражданства.
Интересно, что закон запрещает назначать судьями лиц, чьи супруги работают адвокатами, а также лиц, чьи родственники до второй степени включительно или свойственники первой степени работают адвокатами на территории, подведомственной тому же воеводскому суду. Во всяком случае родственникам до второй степени включительно, свойственникам первой степени и. супругам нельзя быть судьями в одном отделе суда или участвовать в одном составе суда.
Предложения о назначении судей направляются через министра юстиции во Всепольский судебный совет, причем министр может выразить свое мнение о кандидатурах. Назначение по представлению Всепольского судебного совета производится Президентом республики.
По предложению Всепольского судебного совета Президент может отозвать судью, если он отказался от должности, или вследствие заболевания либо увечья у него врачебной комиссией по инвалидности и занятости констатирована стойкая неспособность к исполнению обязанностей (либо вопреки указанию коллегии воеводского суда он отказался от освидетельствования этой комиссией), или достиг возраста 65 лет и Всепольский судебный совет не продлил ему срок полномочий до 70 лет, или вступил в брак с адвокатом, который в течение трех месяцев после этого не прекратил своего занятия. В том же порядке Президент может отозвать судью, не исполнявшего обязанности вследствие болезни более года, а также профессора или доктора юридических наук, прекратившего научную или научно-педагогическую работу.
Ответственность судей реализуют дисциплинарные суды, образующие две инстанции (второй является высший дисциплинарный суд). Эти суды избираются на четыре года общими собраниями судей Верховного суда и Высшего административного суда, объединенным собранием судей апелляционных судов и коллегией представителей общих собраний судей в воеводских судах. Они заседают в составе трех судей. Законом подробно урегулирована процедура дисциплинарного производства, которое в худшем для судьи случае может завершиться увольнением его со службы.
Народных заседателей в районные и воеводские суды избирают на четыре года тайным голосованием советы общин по предложению председателей судов, предприятий, обществ, зарегистрированных организаций и профсоюзов, а также не менее 25 избирателей. Кандидатов в народные заседатели судов труда и социального обеспечения предлагают в равном числе органы государственной администрации и профсоюзы. Кандидат должен быть польским гражданином, в полной мере пользоваться гражданскими правами, обладать безупречной репутацией, достичь 26-летнего возраста, не менее года работать или проживать в соответствующей общине. Не могут быть народными заседателями лица, работающие в общих и иных судах или входящие в состав органов, от которых можно требовать направления дела в суд, должностные лица полиции или занимающие иные должности, связанные с расследованием преступлений, адвокаты и адвокатские стажеры, духовные лица, солдаты действительной службы, должностные лица тюремной службы.
Мандат народного заседателя прекращается в случае его осуждения вступившим в силу приговором к лишению публичных прав. Совет общины, избравший народного заседателя, может его отозвать по предложению председателя суда или по своей инициативе, если заседатель осужден вступившим в силу приговором суда в иных случаях, или не выполняет своих обязанностей, или допускает недостойное поведение, или неспособен выполнять возложенные на него обязанности.
В каждом суде заседатели избирают свой совет, его председателя и заместителей председателя. Этот совет представляет заседателей и содействует повышению уровня их подготовки.
Организация судов. Согласно Конституции, правосудие в республике осуществляют Верховный суд, общие и специальные суды. Дела о проступках разрешаются коллегиями по делам о проступках. В качестве общих судов закон определяет апелляционные, воеводские и районные суды. Они рассматривают дела на основе уголовного, гражданского, семейно-опекунского права, трудового права и права социального обеспечения, за исключением дел, для которых законом установлена иная подсудность.
Воеводские суды рассматривают апелляции на решения районных судов, а апелляционные суды — на решения воеводских судов, вынесенные по первой инстанции.
Районный суд создается для одной или нескольких общин одного воеводства; в порядке исключения в одной общине может быть создано более одного районного суда. Аналогичный принцип установлен законом для образования воеводских судов. Территория деятельности апелляционного суда охватывает территорию деятельности нескольких воеводских судов.
В рамках апелляционных и воеводских судов министр юстиции может учредить суды труда и социального обеспечения, а в рамках районных судов — суды труда и семейные суды, которые рассматривают также дела несовершеннолетних. В рамках воеводских судов и районных судов, расположенных в центрах воеводств, могут создаваться хозяйственные суды, а в рамках воеводского суда в Варшаве — антимонопольный суд.
В судах создаются отделы по уголовным, гражданским и иным делам.
Органами общих судов являются председатель (prezes), общее собрание судей и коллегия, а районных судов — только председатель. Председатели и вице-председатели судов назначаются министром юстиции на четыре года и не более, чем на два срока подряд. Коллегии судов избираются общими собраниями судей на два года и возглавляются председателями соответствующих судов.
Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью всех иных судов в отношении выносимых ими решений. Как мы уже отмечали, первый председатель Верховного суда назначается из числа судей этого суда и отзывается Сеймом по предложению Президента, а остальные председатели назначаются и отзываются Президентом.
Судопроизводство. Разбирательство дел в общих судах производится, как правило, с участием народных заседателей, которые имеют равные права с судьями. Оно ведется в принципе коллегиально и открыто, на основе равноправия сторон и обеспечения права на защиту и права на обжалование судебных решений. Лицо, не владеющее польским языком, может выступать в суде на родном языке и бесплатно пользоваться услугами переводчика. Обвиняемому гарантируется право на защиту (он может иметь защитника по выбору или назначению).
В Польше, как в ряде других европейских стран, существует особая система административной юстиции, возглавляемая Высшим административным судом, который рассматривает жалобы на вступившие в силу решения органов государственной администрации по делам предусмотренных в законе категорий. Процесс в административном суде характеризуется наличием двух сторон: истца — лица или организации, обжаловавших административное решение, и ответчика — органа государственной администрации. Решения Высшего административного суда могут быть обжалованы в Верховный суд.
В Польше действуют филиалы Высшего административного суда, каждому из которых подведомственна территория одного или нескольких воеводств. Они рассматривают и разрешают жалобы на решения соответствующих местных органов государственной администрации.
Назначение и отзыв председателя Высшего административного суда осуществляет Президент.
Статус прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре 1985 г., который ныне действует в редакции 1993 г. Прокуратура стоит на страже законности, а также осуществляет надзор за преследованием преступлений.
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры проводят предварительное расследование по уголовным делам или осуществляют за ним надзор и поддерживают публичное обвинение в судах. Прокуроры предъявляют иски в уголовном и гражданском процессе, участвуют в судопроизводстве по трудовым делам и делам социального обеспечения, если этого требуют охрана законности, общественного интереса, общественной собственности или прав граждан. Они также принимают установленные законом меры для правильного и единообразного правоприменения в судебном и административном процессе. Кроме того, они осуществляют надзор за исполнением приговоров по уголовным делам, постановлений о предварительном аресте и иных решений о лишении свободы.
На прокуратуру возложена задача проведения исследований в сфере борьбы с преступностью и ее предупреждения, а также задача координации деятельности других государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, взаимодействия с ними и общественными организациями в предупреждении преступности и иных правонарушений. Прокуроры оспаривают в судах незаконные административные решения и участвуют в соответствующем судопроизводстве. Они также дают заключения на проекты нормативных актов. Генеральный прокурор может обращаться в Конституционный трибунал с ходатайством о даче общеобязательного толкования законов.
Прокурор обязан принимать определенные законами меры, руководствуясь принципом беспристрастности и одинакового подхода ко всем гражданам. При осуществлении своей законной деятельности он независим в пределах своих задач.
Прокуратуру составляют Генеральный прокурор, функции которого осуществляет министр юстиции, подчиненные ему первый заместитель и заместители, прокуроры министерства юстиции, а также прокуроры общих организационных подразделений прокуратуры, которыми являются прокуроры апелляционных, воеводских и районных прокуратур. Первого заместителя и заместителей Генерального прокурора назначает из числа прокуроров и отзывает Председатель Совета министров по предложению Генерального прокурора, а Высшего военного прокурора, который также является заместителем Генерального прокурора, — по предложению Генерального прокурора, согласованному с министром национальной обороны. Апелляционных, воеводских и районных прокуроров назначает Генеральный прокурор. При назначении прокуроров, действующих в Вооруженных силах, необходимо представление министра национальной обороны или согласование с ним. В военных организационных единицах действуют Высший военный прокурор, его заместители, прокуроры военных округов, прокуроры видов Вооруженных сил, военные гарнизонные прокуроры и прокуроры соответствующих организационных подразделений прокуратуры.
Требования к кандидатам на прокурорские должности такие же, как к кандидатам в судьи. На эти должности в военных организационных единицах могут назначаться только кадровые офицеры или офицеры, состоящие на временной службе.
Во время пребывания в должности прокурор не может принадлежать к политической партии, а также принимать участие в политической деятельности.
В апелляционных прокуратурах действуют собрания прокуроров и избираемые на два года коллегии. При Генеральном прокуроре и под его председательством действует совет прокуроров, избираемый на два года собраниями прокуроров апелляционных прокуратур.
Законом подробно урегулированы статус прокуроров и их дисциплинарная ответственность, которые весьма сходны со статусом и дисциплинарной ответственностью судей. О дисциплинарной ответственности прокуроров решают дисциплинарные комиссии двух инстанций.