Система выборов в Сейм и Сенат

Выборы в Сейм и Сенат — всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. При этом выборы депутатов Сейма характеризуются в ст. 3 Малой конституции как пропорциональные, а выборы сенаторов — как свободные. Назначаются эти выборы Президентом республики (ч. 3 ст. 4).

В Сейм Польши избираются 460 депутатов, 391 из которых баллотируются по окружным спискам кандидатов в многомандатных избирательных округах (от 3 до 17 мандатов), а 69 — по всепольскому списку кандидатов в депутаты. Избирательные округа определяются приложением к Положению о выборах в Сейм.

Для регистрации списка кандидатов, баллотирующихся в Сейм по избирательному округу, необходимо собрать в этом округе не менее 5 тыс. подписей избирателей, а всепольский список кандидатов может быть выдвинут лишь избирательным комитетом партии или иной организации, который зарегистрировал окружные списки не менее, чем в половине избирательных округов. Во всепольском списке должно быть не менее 69 кандидатов. Избирательные комитеты организаций национальных меньшинств имеют право выдвигать всепольский список кандидатов в депутаты Сейма без каких-либо дополнительных условий.

Мандаты депутатов Сейма распределяются на основе системы пропорционального представительства. Голосование происходит по партийным спискам при допущении преференциального голосования. Голосуя за определенный список кандидатов, избиратель ставит знак «х» в бюллетене с правой стороны напротив имени одного из кандидатов этого списка, чем выражает предпочтение данной кандидатуре на получение мандата.

Распределение мандатов между партиями и избирательными блоками осуществляется по системе д'Ондта (см. в Общей части учебника, п. 7 § 4 гл. VII)*. Мандаты депутатов из списка, зарегистрированного партией или партийной коалицией, предоставляются прежде всего тем кандидатам, которые получили наибольшее число преференций.

* Этот метод позволил СДЛС, получившему поддержку 20,5% избирателей, обрести 173 мандата в Сейме (37,6%), а ПКП, при 15,4% избирателей — 128 мандатов (27,83%).

Положение о выборах в Сейм 1993 г. предусматривает заградительный пункт при распределении мандатов между партиями и избирательными коалициями. Для получения представительства в Сейме партия должна набрать не менее 5% голосов всех избирателей, а партийная коалиция — не менее 8% (хотя на практике коалиция может зарегистрироваться и как политическая партия) при выборах по окружным спискам кандидатов. Всепольскому списку кандидатов необходимо получить поддержку не менее 7% избирателей. На партии национальных меньшинств это правило не распространяется.

Положение о выборах 1991 г. предусматривало 5-процентный заградительный пункт только для всепольского списка. Введение Положением 1993 г. заградительного пункта также в избирательных округах было вызвано тем, что Сейм, избранный в 1991 г., имел чрезвычайно пестрый партийный состав: в нем были представлены 30 партий, причем 11 из них — всего лишь одним депутатом. Ни одна партия или коалиция не располагала большинством в парламенте. Вопрос назначения главы Правительства стоял достаточно остро. Демократическая уния, получившая поддержку большинства избирателей по сравнению с другими партиями (но лишь 13,4% голосов и располагавшая 75 мандатами), не могла претендовать на формирование Правительства. В связи с этим в период работы Сейма этого созыва неоднократно ставился вопрос о передаче полномочий главы исполнительной власти Президенту. С октября 1991 по май 1993 г: сменилось три Председателя Совета министров. В мае 1993 г. был выражен вотум недоверия Правительству Ханны Сухоцкой (оно включало представителей семи партий), и это послужило основанием для роспуска Сейма Президентом Польши.

Новое Положение о выборах в Сейм было проведено согласованными усилиями крупных политических партий и принято после голосования о доверии в последний момент перед роспуском парламента.

В результате установления заградительного пункта на выборах 1993 г. представители лишь восьми избирательных коалиций и партий получили места в Сейме. О шести из них мы упоминали в предыдущем параграфе. Кроме, того, к распределению мандатов были допущены две партии немецкого меньшинства, получившие соответственно 0,5 и 0,8% голосов избирателей, что дало им четыре мандата.

Избирательными округами по выборам в Сенат, включающий 100 членов, являются воеводства — территориальные единицы, на которые непосредственно делится территория государства. Из 49 воеводств два наиболее населенных — Варшавское и Катовицкое — избирают по три сенатора, а остальные — по два.

Для регистрации кандидата в сенаторы нужно собрать не менее 3 тыс. подписей избирателей.

Установление итогов выборов в Сенат осуществляется по мажоритарной системе относительного большинства. Избиратель голосует за число кандидатов, равное числу избираемых в данном воеводстве сенаторов, или меньшее (разумеется, он может отказать в поддержке всем кандидатам). Если два или более кандидата набрали равное число голосов, то избранным считается тот из них, кто получил поддержку большинства избирательных участков, а если и число участков равное, то председателем воеводской избирательной комиссии в присутствии ее членов и представителей избирательных комитетов проводится жеребьевка.

Жалобы и протесты по вопросу о действительности выборов, а также о правильности избрания депутата и сенатора рассматриваются Верховным судом.

Наши рекомендации