Экономический и социальный совет
Основы статуса этого органа определены ст. 69 — 71 Конституции, а подробно он урегулирован Ордонансом от 29 декабря 1958 г., содержащим органический закон об Экономическом и социальном совете, впоследствии новеллизованным.
Компетенция. Экономический и социальный совет по запросу Правительства дает свое заключение на проекты законов, ордонансов и декретов, а также на представленные ему законодательные предложения. Он может поручить одному из своих членов изложить палатам Парламента мнение Совета по этим вопросам. Он также консультирует Правительство по любой проблеме экономического или социального характера, и на его заключение представляется каждый план или программный законопроект, имеющий такой характер, кроме финансовых законопроектов. Совет может привлекаться к разработке экономических и социальных законов.
Совет способствует сотрудничеству между различными видами профессиональной деятельности и обеспечивает их участиевосуществлении экономической и социальной политики Правительства. Он также исследует и поддерживает экономические и социальные новшества, выдвигаемые в результате развития новой техники.
По собственной инициативе Совет может привлекать внимание Правительства к реформам экономического и социального характера и представлять Правительству свое заключение об исполнении соответствующих планов или программ. Премьер-министр ежегодно сообщает, как были использованы такие заключения.
Одной из неформальных функций Экономического и социального совета является организация неформального диалога между «социальными партнерами», т. е. лицами наемного труда и предпринимателями.
Формирование и состав. Экономический и социальный совет формируется на корпоративной основе и включает: 69 представителей лиц наемного труда; 72 представителя предприятий (т. е. работодателей); трех представителей свободных профессий; 10 представителей обществ взаимопомощи, кооперации и кредита, связанных с сельским хозяйством; пять представителей кооперативов, не связанных с сельским хозяйством; четырех представителей обществ взаимопомощи, не связанных с сельским хозяйством; 17 представителей социальной деятельности (семейных ассоциаций, жилищных ассоциаций и проч.); девять представителей экономической и социальной деятельности в заморских департаментах и территориях; двух представителей французов, проживающих за границей.
Из перечисленных категорий 163 члена назначаются наиболее представительными профессиональными организациями, т. е. профсоюзами и объединениями предпринимателей, а 27 — Правительством по предложению этих организаций. Кроме того, декретом Президента, контрасигнованным Премьер-министром, назначаются еще 40 специалистов в экономической, социальной, научной и культурной областях.
Жалобы в связи с назначением рассматриваются Государственным советом. Члены Экономического и социального совета получают жалованье, размер которого не может превышать 1/3 жалованья парламентариев, а также вознаграждение за присутственные дни.
Срок полномочий членов Совета — пять лет.
Организация и процедура. Высший орган Экономического и социального совета — общее собрание, избирающее бюро в составе 14 — 18 членов, один из которых является председателем.
Для изучения основных проблем экономической и социальной деятельности из членов Совета создаются специализированные секции, перечень, компетенция и состав которых устанавливаются декретом, рассмотренным Государственным советом. Каждая секция включает 27 членов Совета, а также специалистов, направляемых в них Правительством без права решающего голоса. Секции собираются раз в неделю и подготавливают доклады. Заключения, принимаемые общим собранием Совета, основываются на этих докладах.
Генеральный секретарь Совета назначается декретомпопредложению бюро.
Заседания общего собрания публичные, заседания секций закрытые.
Высокий суд правосудия
Этот орган, как отмечалось, учрежден для реализации ответственности Президента республики за государственную измену. Он не входит в судебную систему.
Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции члены Высокого суда правосудия избираются в равном числе Национальным собранием и Сенатом из своего состава после каждого полного или частичного обновления палат. Суд избирает председателя из числа своих членов.
Ордонанс от 2 января 1959 г., содержащий органический закон о Высоком суде правосудия, установил, что Суд состоит из 24 постоянных судей и 12 заместителей, избираемых палатами Парламента тайным голосованием и абсолютным большинством голосов членов соответствующей палаты. Члены Суда от Национального собрания избираются на срок полномочий этой палаты. Сенат избирает своих членов после каждого регулярного своего частичного обновления.
В таком же порядке Суд избирает председателя и двух его заместителей. Бюро Кассационного суда, заседающее без прокуроров, ежегодно назначает для Высокого суда правосудия следственную комиссию из пяти постоянных членов и двух заместителей. Обязанности прокурора при нем исполняет Генеральный прокурор при Кассационном суде, при котором состоят назначенные им первый генеральный адвокат и два других генеральных адвоката.
Высокий суд правосудия в случае предания Президента суду палатами Парламента и после расследования, проведенного следственной комиссией, выносит тайным голосованием и абсолютным большинством голосов решения о виновности Президента, его соучастников и пособников и о мере наказания, если виновность установлена. Эти решения обжалованию не подлежат.
На практике Высокому суду не приходилось рассматривать какие-либо дела.
Суд правосудия республики
Этот орган учрежден в 1993 г. в результате конституционного пересмотра для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов Правительства за должностные преступления или проступки. Ранее ответственность членов Правительства была аналогична ответственности Президента республики, а граждане не могли жаловаться на нарушение министрами своих обязанностей. Суд правосудия республики также не входит в судебную систему, а его статус подробно регулируется Органическим законом о Суде правосудия республики 1993 г.
Согласно ч. 1 ст. 68-2 Конституции, Суд состоит из 12 парламентариев, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом после их полного или частичного обновления, и трех судебных магистратов Кассационного суда, один из которых является председателем.
Обращаться в Суд может любое лицо, считающее, что его интересы затронуты деянием, которое совершено министром. Обращение направляется в комиссию по жалобам, включающую трех судей Кассационного суда, двух государственных советников (т. е. членов Государственного совета) и двух советников-мэтров Счетного суда. Комиссия расследует дело и затем принимает решение о его передаче генеральному прокурору при Кассационном суде с тем, чтобы тот, в свою очередь, адресовался в Суд правосудия республики. Будучи запрошенным, Суд поручает комиссии по расследованию из трех советников Кассационного суда провести таковое, допросить члена Правительства и принять решение — отправить дело в Суд или прекратить преследование. При рассмотрении дел Суд связан нормами Уголовного кодекса в отношении квалификации преступлений или проступков. Решение Суда правосудия республики может быть обжаловано в Кассационный суд.
Судебная система
Раздел Конституции, посвященный судебной власти, весьма лапидарен. Если не считать функции Президента как гаранта независимости судебных органов и основ статуса Высшего совета магистратуры, Конституция устанавливает лишь, что судьи несменяемы (ч. 4 ст. 64) и что судебная власть стоит на страже индивидуальной свободы (ч. 2 ст. 66). Следует добавить, что иные разделы Конституции специально регулируют основы статуса Высокого суда правосудия (ст. 67, 68) и Суда правосудия республики (ст. 68-1 — 68-3). Статус остальных судов регулируется Кодексом судоустройства, утвержденным декретом в 1978 г. и представляющим собой (подобно упомянутому выше Избирательному кодексу) систематизированное собрание законоположений, содержащихся в различных законах.
Можно вывести ряд принципов, на которых основывается французское правосудие. Это — коллегиальность (состав суда обычно включает нескольких судей); профессионализм (судьями обычно являются профессионалы); независимость, обеспечиваемая рядом гарантий, включая несменяемость, которая, впрочем не распространяется на административную юстицию; бесплатность при рассмотрении гражданских и административных дел (осужденные по уголовным делам обязаны возмещать ущерб, причиненный обществу и отдельным лицам); равенство перед судом; беспристрастность; публичность (с некоторыми исключениями); возможность обжалования судебных решений (в апелляционном порядке за исключением дел о малозначительных проступках и исках, в кассационном порядке — всегда).
Судебная система имеет две ветви: суды общей юрисдикции и административные суды. Прокуратура действует при судах, начиная с трибуналов большой инстанции (см. ниже), и подчиняется министру юстиции. В ее задачу входит поддержание государственного обвинения.
Суды общей юрисдикции. Низшая ступень в их системе — трибуналы малой инстанции (малого процесса). Не менее одного такого трибунала создается в каждом департаментском центре, в округе апелляционного суда, а иногда трибунал малой инстанции учреждается в крупном кантоне. Он рассматривает дела о мелких проступках и исках, об активном избирательном праве и выполняет некоторые нотариальные действия. При рассмотрении уголовных дел он именуется трибуналом полиции. Членами этого трибунала являются магистраты, командированные на три года трибуналом большой инстанции. Магистраты рассматривают дела единолично.
Следующая ступень — трибуналы большой инстанции (большого процесса). В каждом департаменте создается не менее одного такого трибунала. Эти трибуналы рассматривают гражданские, семейные и уголовные дела. При рассмотрении уголовных дел они именуются исправительными трибуналами. В этих трибуналах создаются палаты по гражданским делам и исправительные. В большинстве случаев трибуналы рассматривают дела коллегиально — в составе трех судей, хотя некоторые категории дел рассматриваются одним судьей. При трибуналах большой инстанции действуют следственные судьи, назначаемые на три года. Незначительные дела расследуются полицией.
Уголовные дела, по которым предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет, рассматриваются судом ассизов, который имеется в каждом департаменте. Этот суд включает трех профессиональных судей трибунала большой инстанции или апелляционного суда — председателя (обязательно член апелляционного суда) и двух асессоров — и жюри из девяти ассизов (заседателей). Ассизами могут быть проживающие в департаменте граждане, достигшие 23 лет, умеющие читать и писать по-французски, пользующиеся политическими, гражданскими и семейными правами и не страдающие психическими и умственными расстройствами. Не могут быть ассизами лица, входящие в состав высших органов власти, а также лица, ранее судимые, и не восстановленные в правах банкроты. Суд действует в сессионном порядке. Перед каждой сессией председатель путем жеребьевки подбирает ассизов, причем отказ от этой функции карается штрафом.
Для Франции характерно многообразие специальных судов. В специальных уголовных судах (например, по делам несовершеннолетних) дела могут рассматриваться судьями трибуналов большой инстанции.
Среди специальных судов по гражданским делам следует отметить прежде всего торговые, или коммерческие, суды, которые формируются самими коммерсантами путем двустепенных выборов. Трудовые споры разрешаются советами прюдомов (сведущих людей), в которых паритетно представлены предприниматели и наемные работники. Подобным же образом формируются трибуналы по вопросам аренды сельскохозяйственных земель, которые, однако, возглавляются судьями трибуналов малой инстанции.
Следующая ступень системы судов общей юрисдикции — апелляционные суды, каждый из которых обслуживает от двух до четырех департаментов. В структуре этих судов имеются специализированные палаты, число которых, например в Париже, достигает 25. Решения принимаются всегда коллегиально.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, который включает пять палат по гражданским делам и одну — по уголовным делам. Если дело относится к юрисдикции более чем одной палаты, оно рассматривается составом из не менее чем трех палат. Пленум Кассационного суда рассматривает жалобы на кассационные решения, а иногда сам выносит такие решения.
Административные суды. Эта ветвь юстиции состоит не из магистратов, а из чиновников. Административные суды не только разрешают административные споры, но также дают заключения о юридическом существе конфликтов. Низовое звено системы составляют региональные административные суды, среднее — административные апелляционные суды и высшее — Государственный совет.
Трибунал по конфликтам. Наличие двух ветвей судебной системы само по себе порождает возможность коллизий между ними. Разрешать споры о компетенции призван Трибунал по конфликтам. Он состоит из восьми членов, по три из которых избираются соответственно Кассационным судом и Государственным советом. Эти шесть членов избирают из числа своих коллег в соответствующем органе еще двух членов Трибунала и двух их заместителей. Перевыборы производятся каждые три года. Председателем Трибунала номинально считается министр юстиции, а фактически им руководит избираемый им вице-председатель. Кроме того, декретом в состав Трибунала назначаются два члена и два их заместителя от прокуратуры из числа докладчиков Государственного совета и генеральных адвокатов при Кассационном суде*.
* См.: Боботов С.В. Правосудие во Франции. М,: ЕАВ, 1994, с. 93—94; Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991, с. 179 — 180.