Закон как разновидность нормативного правового акта: понятие, признаки, виды.
Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.
Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов Российской Федерации в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов.
Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.
Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.
Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.
Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенном референдумом. (С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.)
Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.
Практика деятельности законодательных органов власти выработала закрепленный ныне в Конституции России такой вид нормативного акта, как постановление, которое непосредственно связано с осуществлением полномочий в сфере верховного государственного управления и контроля. Чаще всего они принимаются для решения внутриорганизационных проблем и не носят нормативного характера. Однако в отдельных случаях им придается сила закона, поскольку они имеют общий характер. Например, постановление, которым утверждалось «Положение о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Помимо законов и постановлений, Государственная Дума и Совет Федерации могут принимать обращения, призывы, заявления, послания (в том числе и приветственные), имеющие как внутригосударственное, так и международное значение. В большинстве случаев они выражают отношение этих органов к тому или иному вопросу и связаны со знаменательными датами мировой и отечественной истории. В этих актах нормы закона, как правило, не содержатся.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
• по их юридической силе (Основной Закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные));
• по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);
• по сфере действия (федеральные и субъектов Федерации);
• по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т. п.);
• по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т. п.),'
• по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);
• по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т. п.);
• по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в законе; по истечении установленного срока в порядке общей процедуры правотворчества).
Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.
Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта — они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.
В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства. Они отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения.