Понятие и назначение контроля за субъектами административного права

Субъекты административного права — это участники адми­нистративно-правовых отношений, наделенные соответствующи­ми правами и обязанностями. Их статус определяется нормами административного права. Следовательно, они могут действовать в сфере указанных отношений только в рамках дозволенного, в соответствии с действующим законодательством. Выявить такое соответствие можно только путем осуществления контроля.

Контроль помогает выявить недостатки в содержании прини­маемых решений, в организации и стиле работы носителей испол­нительной власти, изучить качества его работников, дисциплини­рует субъектов административного права.

Контроль осуществляется не только в государственном управ­лении, а следовательно, за субъектами, его реализующими, но и за иными участниками административно-правовых отношений, в том числе: гражданами, негосударственными организациями, индиви­дуальными предпринимателями. Например, контроль за соблюде­нием правил дорожного движения, санитарных, противопожар­ных, таможенных правил и т.п., исполнителями которых являются и граждане, и индивидуальные предприниматели. Конечно, наи­более широкое применение имеет контроль за носителями испол­нительной власти, которые своей нераспорядительностью или не­надлежащей распорядительностью могут не просто нарушить за­конность, но причинить значимый ущерб обществу, допустить на­рушение прав и свобод человека, гражданина.

Контроль за субъектами административного права возник давно, вместе с появлением государственного управления. Его не­обходимость вытекает из потребности получения сведений о

ка­честве деятельности, выявления отклонений и просчетов рассмат­риваемых субъектов от соответствующих правовых норм.

Вообще контроль представляет социальное явление, связан­ное с людьми, с их деятельностью и, в первую очередь, с трудо­вой деятельностью. В то же время контроль — это и правовое явление, т.е. он регулируется правом. Такими признаками обла­дает контроль над субъектами административного права. Его осу­ществление возможно только в предусмотренных правом преде­лах и компетентными на то органами (лицами). В свою очередь, контроль, осуществляемый государственными органами, соответ­ствующими лицами от их имени, связан с властью. В подобном смысле контроль представляет собой право контрольных органов (лиц) применять власть в отношении подконтрольных, направ­лять их деятельность в необходимое (обусловленное) русло.

Термин «контроль» происходит от французского слова «.cont- role», означающего наблюдение, надсмотр над чем-либо с целью проверки правильности тёх или иных действий в области произ­водства, государственного управления или поведения граждан.

Значит, содержанием контроля является внимательное на­блюдение, изучение, исследование функционирования подкон­трольного объекта, выявление состояния фактического положе­ния с намеченными (предписанными) целями.

Некоторые ученые в содержание контроля включают и дея­тельность (действия, мероприятия), проводимые по результатам контроля. В частности, к ним относят: 1) анализ собранной инфор­мации, выявление тенденций, причин, разработку прогнозов; 2) принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, в том числе пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных по­следствий, новых нарушений; 3) учет конкретных нарушений, определение их причин и условий; 4) выявление виновных, при­влечение к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решать вопрос о дисциплинарной, матери­альной, уголовной ответственности виновных, в других — обяза­ны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами1.

Контроль представляет собой соответствующий вид деятель­ности, осуществляемой субъектом контроля с целью получения

1 Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 608.

достоверной информации о происходящих процессах в тех или иных сферах.

Главное же назначение контроля за субъектами администра­тивного права состоит в том, чтобы обеспечить законность и дис­циплину в подконтрольных объектах, в поведении граждан.

В общем, законность — это единообразное понимание и точ­ное соблюдение действующего законодательства всеми субъекта­ми административного права.

Законность считается соблюденной, когда:

1) властвующие субъекты: а) принимают решения и соверша­ют другие действия (или их не совершают), руководствуясь пра­вовыми нормами; б) совершают деятельность только в пределах своей компетенции; в) осуществляют эту деятельность в порядке и форме, предписанными правом;

2) иные субъекты строят свое поведение в рамках действую­щего законодательства.

Дисциплина — это повиновение установленному порядку го­сударственной или иной организации.

Обычно различают несколько видов дисциплины: государ­ственную, общественную, гражданскую, исполнительскую. Каждый вид дисциплины связан с исполнением определенных правил, норм поведения.

Государственная дисциплина выражается в повиновении по­рядкам и правилам, установленным соответствующими органами, практическое соблюдение этих правил. В системе государственной дисциплины можно различать: а) служебную (трудовую); б) фи­нансовую; в) учетно-статистическую; г) производственную; д) тех­нологическую; е) учебную.

В статье 193 ТК под трудовой дисциплиной понимается «обя­зательное для всех работников подчинение установленному тру­довому распорядку и надлежащее выполнение своих обязаннос­тей».

Трудовой распорядок определяется различными норматив­ными правовыми актами:

«1) правилами внутреннего трудового распорядка;

2)штатным расписанием;

3) должностными инструкциями работников;

4) графиками работ (сменности);

5) графиками отпусков;

6) положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности;

7) коллективными договорами, соглашениями;

8) другими локальными нормативными актами по вопросам труда» (ст. 194 ТК).

Наши рекомендации