Мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учрежде-
ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями мест содержания задер-
жанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре
в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.
Выделение этого надзора в самостоятельную отрасль обусловлено
важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а
также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в
случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные,
арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше воз-
можности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты
своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора вы-
ступает в качестве гарантии их охраны.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений
прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, нахо-
дящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является
проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они со-
держатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушени-
ях законности.
Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и
назначаемые судом меры принудительного характера, администрации
мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны вы-
полнять постановления и требования прокурора относительно соблюде-
ния правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей,
предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Феде-
ральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и
иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются
сразу, после их обнаружения. Средствами прокурорского надзора обес-
печивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых
принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арес-
тованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований,
касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью,
содержащихся в международных актах.
Задачирассматриваемого направления прокурорского надзора оп-
ределены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г.
№ 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением за-
конов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изолято-
рах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законнос-
ти в исправительных и воспитательных колониях, ел еде 1 венных
изоляторах особое внимание обращать на факты унижения ^.т"^ечес-
кого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению
к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водво-
рения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содер-
жания, соответствующих минимальным стандартным правилам обра-
щения с заключенными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранени-
ем выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования
факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и
следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание
задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и
органах, исполняющих наказание и меры принудительного характера, на-
значаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными ос-
нованиями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания,
обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора.К нему
относится: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержа-
I
ч
ния задержанных, предварительного заключения, исправительных и
иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры прину-
дительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение ус-
тановленных законодательством Российской Федерации прав и обя-
занностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий
их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не свя-
занного с лишением свободы.
Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреж-
дениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, на-
значаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность
помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в
них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.
В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те
лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (про-
токол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна
помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, уч-
реждение либо орган.
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых, и
обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в каче-
стве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозре-
нию в совершении преступления, протокол задержания, составленный в
соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания
под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в ка-
честве меры пресечения применено заключение под стражу, является су-
дебное решение.
Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда,
вступивший в законную силу.
Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц,
страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно
опасные деяния, применяются по определению суда.
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Ис-
правительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного
кодекса Российской Федерации» в УПК РСФСР внесено дополнение,
предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от нака-