Нормативно – правовые акты как источники права

Правовую основу деятельности ОВД составляют нормативно – правовые акты Российской Федерации. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

Нормативно правовой акт - юридические нормы, установленные и зафиксированные в письменной форме. Суть его в том, что он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся Конституции, Законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

На современном этапе развития нормативный правовой акт является доминирующей формой в российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системную взаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты задают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятия требует его закрепления в законодательных актах.

Необходимо уделить внимание тому факту, что само понятие «акт» в теории государства и права употребляется в двух смыслах. Во-первых, акт как действие, во-вторых, акт как документ. И именно во втором смысле определяется нормативный правовой акт как источник права.

Нормативно-правовые акты имеют ряд особенностей:

· имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор­ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра­вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель­ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви­жений).

· нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро­го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу­дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

· указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. Они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

· всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви­дуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда, приказ руко­водителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным ли­цам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще­обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя­зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно­сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи­мых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, актов разъяснения норм права. От норма­тивно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юриди­ческих норм, а лишь разъясняют существующие.

Также следует отличать нормативно правовой акт от акта применения права, основные отличия заключаются в следующем:

· если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

· нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

· нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

· нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

· нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

· нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

· нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

Как уже было указано выше, правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Далее в работе будут подробно рассмотрены нормативно – правовые акты ОВД России.

Наши рекомендации