Принципы конституционных основ государственного устройства РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Российская Федерация – демократическое государство

Россия в соответствии с Конституцией РФ есть демократическое гос-во (ст.1). Это выраж-ся в: Народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти явл-ся ее многонациональный народ.Высшим проявл-м власти народа является референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть самостоятельно, а значит, в своих интересах.

Разделение властей. Это важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития чел-ка. Суть в том, что для обеспечения свободы граждан; законодательные, исполнительные и судебные власти должны осуществляться разными органами, независимо друг от друга и сдерживать друг друга. Они должны находиться во взаимном равновесии, не подчинении друг другу, но находиться в неразрывной связи (ст. 10).

Политическое многообразие. Означает создание возможностей оказывать влияние на полит. процесс всем социально-полит. и иным организациям, деятельность которых имеет политческий аспект и находятся в рамках Конституции. Политический плюрализм - свобода политического мнения и политического действия. Важное место в системе политического плюрализма занимает политические партии. Плюрализм подразумевает возможность состоять в любой партии или быть беспартийным.

Местное самоуправление. Посредством этого решаются местные вопросы в РФ. МСУ - право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью обществ. дел.

РФ – правовое государство

РФ определяется ее конституцией как правовое государство (ст.1). Для правового государства характерно:

· Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

· Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

· Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства;

· Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

· Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ.

РФ – суверенное государство

Суверенитет гос-ва (ст.3,4) – свойство государства самостоятельно и независимо от власти других гос-в осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет проявляется в верховенстве гос. власти, в ее единстве и независимости. В буквенном смысле суверенитет = свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е ее верховенство. Верховенство гос. власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в гос-ве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности гос. органов. Яркий пример верховенства – верховенство на всей территории РФ Конституции и др законов, издаваемые высшими органами гос. власти.

Единство гос. власти выражается в наличие единого органа или системы орг-в, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть. Наличие 2х властей говорит о том, что такое гос-во на грани гражданской войны. Совокупная компетенция системы органов, составляет высшую гос. власть, охватывает все полномочия, необходимые для осущ-я функций гос-ва.

Независимость государственной власти означает самостоятельность гос-ва в отношениях с др. гос-ми. 12 июня 1990 г. – декларация «о государственном суверенитете РСФСР» характеризует Россию как суверенное гос-во, созданное исторически объединяться народами. Суверенитет - единственное и необходимое условие существования государственности России. Впервые носителем суверенитета и единоличным источником власти признается народ. Такие положения декларации получили свое отражение в нынешней Конституции. Согласно конституциям республик, они – суверенные гос-ва. Между тем с точки зрения КП это невозможно. Ведь республики не пользуются свободным выходом из состава РФ. Отсюда они не могут рассматриваться в качестве суверенных, ведь суверенитет неделим.

РФ – светское государство

Это указывается в ст.14 Конституции. Светским считается такое гос-во, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия не вправе оказывать влияние на гос. строй. Светский характер обеспечивается, как правило, отделением церкви от гос-ва. Это означает, что гос-во не вмешивается в определение гражданином своего отнош-я к религии, не вмешивается в деят-ть религиозных объединений, если она не противоречат законодательству, обеспечивает светский хар-р образования в государстве и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время, гос-во охраняет законную деят-ть религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям. Религиозное объединение создается и осуществляет деятельность на основе своей структуры, выбирает, назначает свой персонал самостоятельно. Отделение религиозных объединений не ущемляет их права участвовать в управлении делами гос-ва. Но запрещается создание религиозного объединения в органах государственной власти, других гос. органах.

Наши рекомендации