Понятие конституционного права РФ как отрасли права

Понятие конституционного права РФ как отрасли права

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, а именно: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти, систему местного самоуправления. Правовые нормы, которые образуют отрасль, характеризуются внутренним единством, тесно связаны с другими и отличаются от др. отраслей права. Предметом этой отрасли права являются общественные отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. КП регул-т отношения в области жизнедеятельности общ-ва: политической сфере, экономической, социальной, духовной. Другие отрасли воздействуют на какую-то одну сферу, например, Трудовое право - на трудовые отношения. Особенность: в одной сфере КП регулирует лишь основные начала и принципы (напр.в экономике), в др. сферах – регламентирует весь комплекс обществ. отношений (устр-во гос-ва, политическая система общества) и служит основой для формирования всех других общественных отношений.

Место кп в системе отраслей права

Конституционное право занимает ведущее место в системе отраслей права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, конституционное право является первичной отраслью права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

Понятие Конституции РФ

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами н-п акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм его осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности. Конституция, как правило, представляет собой единый писаный акт.

Пересмотр Конституции

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Любое изменение глав 1, 2, 9 влечет за собой пересмотр. Предложение о пересмотре могут вносить Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные и представительные органы субъектов, группа, численностью не менее 1/5 ГД или Совета Федерации

1) вносится в ГД, где необходимо 3/5 голосов от общ. числ-ти.

2) Идет в Совет Федерации, также 3/5. Созывается Конституционноое собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новую. Принимается Конституция собранием 2/3 голосов или выносится на Референдум (принято, если проголосовавших за более половины избирателей, принявших участие в голосовании, если всего приняли участие более половины избир-й) .

РФ – правовое государство

РФ определяется ее конституцией как правовое государство (ст.1). Для правового государства характерно:

· Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

· Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

· Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства;

· Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

· Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ.

РФ – суверенное государство

Суверенитет гос-ва (ст.3,4) – свойство государства самостоятельно и независимо от власти других гос-в осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет проявляется в верховенстве гос. власти, в ее единстве и независимости. В буквенном смысле суверенитет = свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е ее верховенство. Верховенство гос. власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в гос-ве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности гос. органов. Яркий пример верховенства – верховенство на всей территории РФ Конституции и др законов, издаваемые высшими органами гос. власти.

Единство гос. власти выражается в наличие единого органа или системы орг-в, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть. Наличие 2х властей говорит о том, что такое гос-во на грани гражданской войны. Совокупная компетенция системы органов, составляет высшую гос. власть, охватывает все полномочия, необходимые для осущ-я функций гос-ва.

Независимость государственной власти означает самостоятельность гос-ва в отношениях с др. гос-ми. 12 июня 1990 г. – декларация «о государственном суверенитете РСФСР» характеризует Россию как суверенное гос-во, созданное исторически объединяться народами. Суверенитет - единственное и необходимое условие существования государственности России. Впервые носителем суверенитета и единоличным источником власти признается народ. Такие положения декларации получили свое отражение в нынешней Конституции. Согласно конституциям республик, они – суверенные гос-ва. Между тем с точки зрения КП это невозможно. Ведь республики не пользуются свободным выходом из состава РФ. Отсюда они не могут рассматриваться в качестве суверенных, ведь суверенитет неделим.

РФ – светское государство

Это указывается в ст.14 Конституции. Светским считается такое гос-во, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия не вправе оказывать влияние на гос. строй. Светский характер обеспечивается, как правило, отделением церкви от гос-ва. Это означает, что гос-во не вмешивается в определение гражданином своего отнош-я к религии, не вмешивается в деят-ть религиозных объединений, если она не противоречат законодательству, обеспечивает светский хар-р образования в государстве и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время, гос-во охраняет законную деят-ть религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям. Религиозное объединение создается и осуществляет деятельность на основе своей структуры, выбирает, назначает свой персонал самостоятельно. Отделение религиозных объединений не ущемляет их права участвовать в управлении делами гос-ва. Но запрещается создание религиозного объединения в органах государственной власти, других гос. органах.

Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум

На референдум не могут выноситься вопросы (ч.5 ст.6 ФКЗ «О референдуме РФ»):

1. Об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, ГД ФС РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6. о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации (утратил силу);

7. о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты (утратил силу);

8. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9. об амнистии и о помиловании (утратил силу).

Ст.15 гл.2

1. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума;

2. Определили вопрос;

3. Собрали 100 чел. из субъекта как регионал. подгруппа.

4. Определить дату, когда создаем регионал. подгруппу

5. Уведомить избирательную комиссию субъекта о ее создании, указать вопрос референдума, дату создания.

6. Составляется список участников

7. Из этого числа назнач-ся уполномоч. представитель

8. Представляются документы в избир. комиссию, участников, письменное заявления чл. группы о согласии,

Комиссия субъекта уведомляет ЦИК о соответствии вопроса нормам в течении 10 дней.

9. В течении 15 дней регистрируется регионал. подгруппа. (ограничения: не предоставление всех документов, не соблюдение требований к формулировке вопроса, огранич-я по проведению референдума)

10. если их регистрируют, то по 42 субъектам - собрание по созданию инициативной группы о проведении референдума,

11. На собрании: ходатайство по созданию инициативной группы, перечень субъектов в которых зарегистрированы регионал. подгруппы.

12. ЦИК проверяет документы и принимает решение о регистр. или отказе.

13. Со дня регистр. 1-ой региональной подгруппы необх-мо в 2х месячный срок зарегистрировать подгруппы в 42 субъектах.

14. Инициативная группа собир. подписи не менее 2х млн. граждан + 5 % (не >50 т. с субъекта) за 45 дней. Проверка подписных листов (в теч. 30 дней). Проверке подлежит 40% подписей, + 5 %. Выбираются жеребьевкой. если 5 % недействительны, то проверка прекращается.

15. Правом назначения референдума облад. Президент РФ, из ЦИК – президент – констит. суд о соотв. конституции (10 дн) – президент РФ – день голосования (15 дней). Не воскресенье, не праздничное, не послепразд, не рабочее время, не ранее 60 и не позднее 100 дней до дня, который принимают за день голос-я. – Опубликация.Если инициатива от Конституционного Собрания.Идет президенту, он назначает дату

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общий порядок создания обществ. объединений устанавливающая глава ФЗ «Об общественных объединениях». Обществ. объед-я создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учред-ей наряду с физич. лицами могут входить юр. лица – обществ. объединения. Решения о создании обществ. объед-я, об утверждении его устава и о формировании руководящего органа принимается на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений обществ. объед-е считается созданным: осущ-ет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юрид. лица, и принимает на себя обязанности, предусматривающие ФЗ. Правоспособность обществ. объед-я как юр. лица возникает с момента гос. регистрации данного объед-я. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общест. организация; обществ. движ-е; обществ. фонд; общест. учреж-е; орган обществ. самодеят-ти.

Организационно-правовые формы:

Обществ. Фонд – некоммерческий фонд, предст. собой не имеющ. членства общест. объед-е, цель которого заключается в формир. имущ-ва на основе добровол. взносов на общест. полезные цели. Общ. Учрежд-м явл. не имеющ. членства обществ. объед-е, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающего интересам участников и устав целям указанного объединения.

Экономичсеской основой конст. строя РФ явл-ся находящееся в стадии становл-я социальное рыночное хоз-во, в рамках которого произв-во и распред-е товаров и благ осущ-ся в основном посредством рыночных отношениий.

Принцип-конкуренция. Их участниками явл-ся частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерж. эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращения монопольн. привилегий и осуществляет соответ-щий контроль.

В РФ гарант-ся единство экон. пространства, свобода перемещ. товаров, услуг и фин. средств, поддержка конкуренции, свобода экон. деят-ти. Создавая социчльное рыночн. хоз-во, РФ стремится обеспеч. свободу экон. деят-ти, предприн-ва и труда, добросовестную конкуренцию и обществ. пользу, чтобы регулирование гос-ом хозяйственной жизни осуществлялись в интересах чел-ка и общ-ва, а экон.отнош-я строились на соц. партнерстве между чел-ом и гос-ом, работником и работодателем.

Для экон. системы России хар-но многообр-е форм собст-ти.Именно конст-е нормы решают вопрос о том, какие формы собственности гос-ом признаются и гарантируются. Допускается частная, гос-я, муниц. и иные формы собст-ти. Собственность охраняется в ее различ. формах на равных основаниях. Каждый имеет право иметь имущ-во в собст-ти, владеть им, польз-ся и распоряжаться.

Согласно Конст. РФ Россия - соц. гос-во. Гл. задача соц. гос-ва – достиж-е такого обществ. прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах соц. равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Соц. гос-во призвано помогать слабым, влиять на распред-е экон. благ исходя их принципа справедл-ти, чтобы обеспеч. каждому достойн. сущ-ние. Соц. гос-во не значит возврат к тоталитарному. Конст-я РФ стрем. лишь к максим. возмож-му в условиях демокр. страны равномерному содействию благу всех граждан и к макс. возможному равномерному распред-ю жизненных тягот. Часть общей политики такого гос-ва сост-ет соц. политика. Главн. задачей соц. политики РФ явл-ся достиж-е благосост-я чел-ка и общества, обесп-е равных и справедл. возможностей для развития личности. Эта гл. задача опред. основные направ-я соц. политики.

Охрана труда и здоровья людей. Труд не может быть принудительным. РФ стремится к созд-ю полной занятости людей, чем исключить безработицу. В случае безработицы гос-во гарант-ет выплату пособий. Гос-во также забот. о здоровье, финансирует федер. программы охраны и укреп-я здоровья граждан.

Гос-во стремится к предост-ю каждому граж-ну достойного прожит. минимума. Но эта отв-ть вторична, т.к социал. гос-во руков-ся тем, что кажд. взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возм-ть зарабат. на себя и на содерж-е своей семьи.

3) Обесп-е гос. поддержки семьи, материнства, отцовства, детства инвалидов и пожил. людей. Семья-ячейка общества. Забота о семьях=забота об обществе. Родители обязаны содерж. и воспит. своих детей до соверш-я. Но не все дети живут в семьях, для чего и созд-ся детск.дома, выдел-ся средства, созд-ся благотвор. фонды. Гос-во должно проявл. заботу об инвал. и пожил. гражданах. Должно улучш. их матер. полож-е, обесп-ть их необх. сред-ми передвиж-я.

Осн. права и свободы чел-ка и гражд. неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Конституция не допускает умаления чести и достоинства личности, защищ. личную жизнь человека и не допуск. ограничения прав и свобод, за искл. случаев, предусм. самой же конституцией, напр. во время ЧП или Воен Полож.

2) Принцип равноправия, рассм-ся в 3х аспектах: рав-ва всех перед законом и судом, рав-ва М и Ж, рав-ва в независ. от веры, нац. принадл… Все это также закреплено в Конст. РФ во 2 гл. (ст 19).

Гарант-ть прав.Конст-я должна предусм. мех-м гарантий реализации прав и свобод. Все осн. права и обяз-ти закрепл. в Конституции, а гарантом ее явл-ся Президент. Конст-я имеет особ охрану, а значит и права и обя-ти тоже.

Наличие не только прав, но и обяз-й. Связь гражд. и гос-ва позразум-т не только права но и взаимн. обяз-ти. К обяз-м чел-ка и гражд. относ-ся: забота о природе, о культур. наследии, платить законно устан-е налоги и сборы, соблюд. Конст. и законы РФ, защищать отечество.

Беженцы: понятие, статус

Закон «О беженцах» вводит понятие «беженец», устанавл. порядок обращения с ходатайством, права и обязанности обратившихся лиц, порядок признания беженцем.

Понятие «беженец» применяется к лицу, кот:

1) Не явл. гражданином РФ,

2) Находится вне страны своей гражданской принадл-ти

3) покинул страну в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, веры, гражданства, национальности

4) не может (не желает) польз. ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

Для получ. этого статуса необх-мо ходатайство в соотв. орган Фед. миграц. службы по месту пребывания. После принятие и рассмотрения ходатайства, выдается свидетельство о регистрации ходатайства, на лицо распространяются опред. права и направл-ся в центр врем-го размещ-я. После такого предвар. рассм-я, этот орган приним. решение по существу и выдает удостоверение о предост-ии статуса беженца. Оно действительно 5 л. на территории России. Лица, признанные беженцами несут все права и обяз-ти Гр. РФ. Эти лица в праве в теч. 3 мес. выбрать свое место жит-ва. До этого им предост-ся центр размещения.

Понятие конституционного права РФ как отрасли права

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, а именно: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти, систему местного самоуправления. Правовые нормы, которые образуют отрасль, характеризуются внутренним единством, тесно связаны с другими и отличаются от др. отраслей права. Предметом этой отрасли права являются общественные отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. КП регул-т отношения в области жизнедеятельности общ-ва: политической сфере, экономической, социальной, духовной. Другие отрасли воздействуют на какую-то одну сферу, например, Трудовое право - на трудовые отношения. Особенность: в одной сфере КП регулирует лишь основные начала и принципы (напр.в экономике), в др. сферах – регламентирует весь комплекс обществ. отношений (устр-во гос-ва, политическая система общества) и служит основой для формирования всех других общественных отношений.

Наши рекомендации