Президент Республики Казахстан

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан

изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2008 г.)

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами Республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Символы государственной власти

1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный Флаг Республики Казахстан и размещается Государственный Герб Республики Казахстан.

2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда.

Статья 3. Судебная система

1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

2. К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

3. В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

3-1. Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

4. Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием.

Статья 4. Единство судебной системы

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается:

1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами;

2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами;

3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;

4) законодательным закреплением единого статуса судей;

5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;

6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета.

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Судоустройство и статус судей, а также порядок отправления правосудия в Республике Казахстан определяются Конституцией, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

1. Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда.

Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Статья 7. Состав районного суда

1. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке.

Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда.

2. Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 199-III (введен в действие с 1 января 2007 года) (см. стар.ред.)

Статья 8. Полномочия районного суда

1. Районный суд является судом первой инстанции.

2. Районный суд:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 199-III (введен в действие с 1 января 2007 года) (см. стар.ред.)

3) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 9. Председатель районного суда

1. Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями суда;

2) осуществляет общее руководство канцелярией суда;

3) ведет прием граждан;

3-1) утверждает план работы районного суда;

4) организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи;

5) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

6) издает распоряжения;

7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.

В случае отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

Глава 2. Областные и приравненные к ним суды

Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов

1. Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

2. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Статья 11. Структура и состав областного суда

1. Областной суд состоит из председателя и судей.

2. В областном суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.

3. Органами областного суда являются:

1) пленарное заседание;

2) апелляционная судебная коллегия;

3) кассационная судебная коллегия.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

4. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда.

5. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

Статья 12. Полномочия областного суда

Областной суд:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 199-III (введен в действие с 1 января 2007 года) (см. стар.ред.)

3) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;

4) осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области;

5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 13. Исключена в соответствии с Конституционным законом РК от 17.11.08 г. № 80-IV (см. стар.ред.)

Статья 14. Председатель областного суда

1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями;

2) вправе председательствовать на заседаниях судебной коллегии и специализированного состава;

3) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;

4) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

5) на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи;

6) утверждает план работы областного суда;

7) организует изучение судебной практики;

8) издает распоряжения;

9) осуществляет общее руководство канцелярией суда;

10) ведет личный прием граждан;

11) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на председателя судебной коллегии (судью) областного суда. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда.

Статья 15.Председатель судебной коллегии областного суда

1. Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует рассмотрение судебных дел судьями судебной коллегии;

2) председательствует на заседаниях судебной коллегии;

3) вносит председателю суда предложения по формированию специализированных составов;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

5) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии;

6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

Статья 16. Пленарное заседание областного суда

1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых:

1) устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;

2) исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 17.11.08 г. № 80-IV (см. стар.ред.)

3) заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий;

4) обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;

5) дает согласие уполномоченному органу на назначение лица на должность администратора судов области;

6) заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности;

7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения;

8) вносит уполномоченному органу представление об освобождении администратора судов области;

9) рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение;

9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда.

3. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан

Статья 17. Полномочия Верховного Суда

1. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики;

3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Статья 18. Структура и состав Верховного Суда

1. Верховный Суд состоит из Председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

2. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.

3. Органами Верховного Суда являются:

1) пленарное заседание;

2) надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам;

3) надзорная судебная коллегия по уголовным делам.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

4. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

5. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда.

6. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Статья 19. Исключена в соответствии с Конституционным законом РК от 17.11.08 г. № 80-IV (см. стар.ред.)

Статья 20. Председатель Верховного Суда

1. Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган;

2) вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий и специализированного состава;

3) созывает пленарные заседания Верховного Суда и председательствует на них;

4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;

5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного Суда и членов научно-консультативного совета;

6) в необходимых случаях привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии;

7) утверждает план работы Верховного Суда;

8) координирует работу коллегий;

9) утверждает положение об Аппарате Верховного Суда, его структуру и штаты, а также осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата;

10) ведет личный прием граждан;

11) издает распоряжения.

2. Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также:

1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа;

2) вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

3) на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет;

3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

4) вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;

5) при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов Республики;

6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий;

7) присваивает судьям Республики звание "Почетный судья", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

8) Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 199-III (введен в действие с 1 января 2007 года) (см. стар.ред.)

9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.

3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий.

4. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда.

Статья 21. Председатель судебной коллегии Верховного Суда

1. Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) председательствует на заседаниях судебной коллегии;

1-1) организует рассмотрение судебных дел судьями;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

3) обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда;

4) предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии;

5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии.

Статья 22. Пленарное заседание Верховного Суда

1. Пленарное заседание Верховного Суда:

1) по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики;

3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства;

3-1) рассматривает в порядке надзора судебные дела в соответствии с законом;

4) заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда и руководителя уполномоченного органа;

5) дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан;

6) обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения;

7) по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри;

7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

7-2) утверждает форму и описание судейской мантии;

8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

3. Порядок работы пленарного заседания Верховного Суда определяется утверждаемым им регламентом.

Раздел 3. Статус судей

Глава 1. Правовое положение судей

Статья 23. Статус судьи

1. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.

Судья в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти.

Правовое положение судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами.

2. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

Статья 24. Несменяемость судей

1. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе.

2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом.

Статья 25. Независимость судьи

1. Независимость судьи защищается Конституцией и законом. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону.

2. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону.

3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

4. Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

Статья 26. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям;

3) неприкосновенностью судьи;

4) установленным Конституцией и настоящим Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку;

5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

2. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение.

Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.

Статья 27. Неприкосновенность судей

1. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, собственности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества.

2. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан. Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора.

3. Судье выдается удостоверение в порядке, установленном Президентом Республики Казахстан.

Статья 28. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи;

2) при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности;

3) противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

4) соблюдать тайну совещания судей.

2. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:

достигший возраста двадцати пяти лет;

имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

сдавший квалификационный экзамен, в том числе и в специализированной магистратуре;

прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;

успешно прошедший стажировкув суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

3. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет.

4. Кандидаты в судьи проходят стажировку в суде на постоянной основе. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи

1. Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.

2. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, устанавливается совместным нормативным правовым актом уполномоченного государственного органа, осуществляющего организационное и материально-техническое обеспечение местных и других судов, и уполномоченного органа в области здравоохранения.

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

2. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих требованиям статьи 29 настоящего Конституционного закона.

Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.

Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего судебного совета.

2. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета.

3. Председатели судебных коллегий местных и других судов, председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

4. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет.

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего судебного совета Республики Казахстан сроком на пять лет.

6. Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 17.11.08 г. № 80-IV (см. стар.ред.)

7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они повторно не были соответственно избраны или назначены на прежнюю или аналогичную должность в другом суде.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были повторно избраны или назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

8. При реорганизации или упразднении суда, сокращении общего числа судей судьи этого суда с их согласия могут представляться к назначению на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

Статья 32. Присяга судьи

1. Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

2. Председатель и судьи Верховного Суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан.

3. Исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 17.11.08 г. № 80-IV (см. стар.ред.)

4. Лицо, впервые назначенное на должность председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда, приносит присягу на пленарном заседании областного суда.

При назначении судьи председателем либо председателем судебной коллегии или судьей другого суда присяга повторно не приносится.

Статья 33. Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи приостанавливаются, если:

1) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан;

2) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим;

3) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности;

3-1) имеется решение дисциплинарно-квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Конституционного закона;

3-2) имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

При приостановлении полномочий судьи приос<

Наши рекомендации