Юридические факты в механизме гражданско-правового регулирования

В гражданско-правовых отношениях юридические факты играют правообразующую роль, значение которых состоит в том, что на их основании делаются выводы о возникновении, изменении или прекращении субъективных прав граждан и организаций. На наш взгляд, юридические факты, прежде всего, порождают юридические права и обязанности субъектов, участвующих в отношении, поведение которых предполагает юридический характер. Вся динамика правовых отношений неразрывно связана с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение. Поэтому без юридического факта правоотношение не может быть реализовано без достаточных на то оснований.

Как отмечается в литературе, категория «юридический факт» отнюдь не является только лишь теоретическим построением, это результат динамического развития юридической практики, стремление осмыслить и охватить единым понятием разнообразные предпосылки диалектики правоотношений. Иными словами, юридические факты порождают от­ношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Юридические факты рассматриваются в правовой науке как определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права свя­зывают наступление юридических последствий, а именно: возникновение, изменение или прекращение правоотношений, т.е. совокупность прав и обязанностей субъектов права. Признание материально-социального характера юридических фактов, по мнению В.Б. Исакова, позволяет увидеть, что каждый конкретный юридический факт - не случайное изолированное явление, а в известном смысле и порождение данной правовой системы. Из определения понятия юридического факта вытекает, что он включает в себя два основных элемента: наличие события или действия и их выраженность в нормах права в качестве оснований правовых последствий [6].

Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются действия, направленные на приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. ГК РФ исходит из широких возможностей физических и юридических лиц иметь имущество на праве частной собственности, по иным допускаемым законом основаниям. В их числе прио­бретение имущества в собственность на основании приобретательной давности (ст. 234), в связи с находкой (ст. 228), обнаружением клада (ст. 233), приобретением права собственности на безнадзорных животных (ст. 231), бесхозные вещи (ст. 225). В числе действий, создающих гражданские права и обязанности, - создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. Данные действия не являются сделками. Гражданские права и обязанности возникают здесь в связи с самим фактом создания объектов интеллекту­альной деятельности. Иметь право авторства на стихи, музыку, изобретения человек может в раннем возрасте, тогда как для заключения сделок существуют определенные возрастные границы. Наряду с правомерными осно­ваниями возникновения гражданских прав и обязанностей, ст. 8 предусматривает также известные гражданскому праву неправомерные основания - причинение вреда другому лицу и неосновательное обогащение. В ч. 1 ГК содержание этих действий не раскрывается. Правоотношения, вытекающие из данных оснований, регулируются гл. 59 и 60 ч. 2 Гра­жданского кодекса РФ.

Основная функция юридических фактов состоит в обеспечении возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Правильно оценить значение указанной функции можно лишь в тесной связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим его элементом выступают юридические нормы. Именно они содержат властную модель поведения субъектов. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют стабильному функционированию всей системы права. Рассматривая особенности юридических фактов в гражданском праве, можно согласиться со следующим мнением: «необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения с особенной четкостью и наглядностью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность отделения одного от другого. С юридического факта начинается жизнь правовой нормы, реализуемой в правоотношении, им проверяется ее реальность, действенность. Вот почему юридические факты занимают важное место в механизме правового регулирования». О.А. Красавчиков отмечал, что исходя из того, что юридический факт - это факт реальной действительности, с которым нормы права связывают юридические последствия, а соотношение названных фактов и норм строится по принципу частной свободы и общей предпосылки движения гражданских правоотношений, нельзя представлять себе, будто бы юридическая значимость того или иного явления должна быть придана только тому факту, который прямо, как таковой, указан в конкретной норме права [7].

Таким образом, исходя из изложенного, основываясь на принципах гражданского и договорного права, в частности, как и принципом свободы и автономии воли участников гражданских правоотношений, во-первых, нельзя сказать об отсутствии юридического факта, в случае отсутствия соответствующей нормы права, и, во-вторых, должны признать, что законодатель не обязан регулировать каждый факт реальной действительности. Вместе с тем указанное не означает, что нет потребности в законодательном регулировании наиболее часто встречающихся юридических фактов с целью эффективного осуществления гражданского оборота. Как было указано выше, гражданские правоотношения возникают вследствие наступления юридических фактов. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно гражданское правоотношение. Так, гл. 34 ГК РФ предусматривает возможность установления, изменения или прекращения правоотношения аренды. Однако для того, чтобы указанное гражданское правоотношение возникло, необходимо заключение договора, пред­усмотренного ст. 606 ГК РФ [8]. Следовательно, юридический факт служит обязательным основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношения. Роль юридических фактов предопределяется тем, что они связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правот­ворческими органами при разработке нормативных правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов - необходимая предпосылка для применения правовых норм.

К числу юридических фактов гражданского права следует отнести те явления объективной реальности, которые обладают способностью порождать гражданские правоотношения, становление и развитие которых приводит к тому, что достигается главная цель существования гражданского права: механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений. Тем самым юридические факты приводят данный механизм в действие, и в этом заключено их основное назначение в системе средств механизма гражданско-правового регулирования.

Нередки случаи, когда закон связывает наступление правоотношения с самим юридическим фактом и с его закреплением в надлежащей форме. Примером этого являются нормы о недействительности сделок.

Дела об установлении фактов являются наиболее распространенными в сфере гражданского права. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание или непризнание права или обязанности определенного субъекта. В свою очередь, правильное установление юридических фактов позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, заключение договора -это правомерный юридический факт, который порождает договорные отношения между его сторонами. Особым видом юридических фактов являются судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности. В качестве примера можно привести решения о признании права собственности на самовольное строение при условии, что земельный участок в установленном порядке будет предоставлен застройщику, о принудительном заключении договора на условиях, определенных в судебном решении, об определении порядка пользования вещью, находящейся в общей долевой собственности и т.д. Далеко не все события и не все действия порождают гражданско-правовые последствия, а лишь те из них, с которыми нормы гражданского права связывают эти последствия. Поскольку гражданское право регулирует общественные отношения людей, из действий которых и складываются эти отношения, то вполне естественно, что основную массу юридических фактов в гражданском праве образуют действия людей. Однако имеются случаи, когда тот или иной факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, уничтожения, невозможности восстановления или по другим причинам. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов (ст. 264-268 ГПК).

Таким образом, юридические факты, как в теоретическом, так и практическом смысле, имеют большое значение для практики правового регулирования правоотношений. В связи с этим можно утверждать, что в гражданском праве имеется немало проблем, связанных с определением правовой природы тех или иных юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В науке гражданского права заблуждение традиционно рассматривается с позиции вопроса о недействительности сделки. Однако, внимание авторов, направленное в сторону вопроса о заблуждении как основании недействительности сделки, не останавливается на самом заблуждении, как правовом явлении. возможные жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы гражданского права связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, важным является установление места заблуждения в ней. Как справедливо указывает О.А. Красавчиков, познание многообразия жизненных явлений, имеющих правовое значение, требует, как известно, определенной классификации юридических фактов, которая создавала бы возможность в каждом отдельном случае правильного подхода к уяснению юридической природы и места в движении гражданских правоотношений указанных фактов [9]. Установить все те факторы, в силу которых возникает указанное неверное представление, довольно затруднительно. Более того, в каждом конкретном случае они являются специфическими, а следовательно, каким-либо образом сгруппировать их не представляется возможным. Согласие – это воля одного лица, поэтому согласие можно отнести к односторонним сделкам. Согласие можно рассматривать какчасть юридического состава, которое может устанавливать, изменять или прекращать гражданские права и обязанности. Юридические факты, которые порождены волеизъявлением субъекта, реализуют непосредственную цель и интерес. Таким образом, в классификации юридических фактов согласие можно охарактеризовать как волевой, правомерный юридический акт. В Значимость согласия видна и в нормах действующего законодательства. Так, письменное согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя необходимо для совершения сделки несовершеннолетним лицом. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. При отсутствии согласия такую сделку можно признать недействительной. Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.

Кроме этого, отсутствие согласия может прекращать права и обязанности. Участник полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. В этом случае согласие выступает как запрет на совершение действий без согласия участников товарищества. При нарушении этого правила товарищество вправе
по своему выбору потребовать от такого участника возмещения причиненных товариществу убытков либо передачи товариществу всей приобретенной по таким сделкам выгоды.

Условие договора аренды недвижимости о выполнении неотделимых улучшений с согласия арендодателя, но за счет арендатора, также включает в себя наличие либо отсутствие юридического факта согласия. По своей сути неотделимые улучшения – это результат определенных работ капитального характера, выполненных силами арендатора либо привлеченных им третьих лиц, которые могут быть произведены арендатором как с согласия арендодателя, так и без него. В последнем случае стоимость неотделимых улучшений арендодатель обычно не возмещает.

Наши рекомендации