Тема 16. Основы конституционного права Франции.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. Почему на смену Конституции 1946 г. пришла Конституция 1958 г.?

2. Каковы особенности формы правления во Франции? Какую конструкцию имеет исполнительная власть?

3. Какими полномочиями по влиянию на другие органы государственной власти располагает Президент Франции?

4. Какие черты характерны для системы органов местного управления и самоуправления во Франции?

Темы докладов / рефератов:

1. Конституция Франции 1958 г., ее особенности.

2. Партийная система Франции.

3. Система органов государственной власти Франции.

4. Местное управление и самоуправление во Франции.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Нормативные акты:

Конституция Франции // Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Литература по данному вопросу:

Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

Беше-Головко К. Конституционная логика многопартийной системы Франции // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 4 (77).

Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.

Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002.

Жискар д’ Эстен В. Французы: Размышления о судьбе народа. М., 2004.

История Франции / Под общей редакцией Ж. Карпантье, Ф. Лебрена в сотрудничестве с Э. Карпантье и др. СПб., 2008.

Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998.

Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V Республики во Франции // Государство и право. 1997. № 4.

Колдаев В.М. Конституционное право Франции: Учеб. пособие. М., 2003.

Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М., 1993.

Крутоголов М.А. Парламент Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М., 1988.

Крутоголов М.А. Президент Французской республики: правовое положение. М., 1980.

Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Журнал российского права. 2000. № 12.

Понкин И.В. Ислам во Франции. М., 2005.

Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студ. вузов. М., 2001.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризуйте конституционное развитие Франции в 1946-1958 годах.

2. Назовите полномочия Президента Франции.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Наши рекомендации