Тема 15. Основы конституционного права ФРГ.

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли конституционные гарантии против возрождения нацизма в Германии?

2. Как формируется Бундесрат? Является ли Бундесрат верхней палатой парламента ФРГ?

3. Что такое конструктивный вотум недоверия?

4. Какое место занимает Федеральный канцлер в системе органов государственной власти ФРГ?

Темы докладов / рефератов:

1. Конституция ФРГ 1949 г., ее особенности.

2. Партийная система ФРГ.

3. Система органов государственной власти ФРГ.

4. Местное управление и самоуправление в ФРГ.

5. Основные принципы германского федерализма.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Нормативные акты:

Конституция ФРГ // Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Литература по данному вопросу:

Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М., 2000.

Васильев В. Гражданское общество и политические партии ФРГ // Журнал о выборах. 2007. № 5.

Государственное право Германии. В 2 т. М., 1994.

Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства. Значение опыта ФРГ для России. Иркутск, 2001.

Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001.

Краткая история Германии / Ульф Дирльмайер, Андреас Гестрих, Ульрих Херманн и др. СПб., 2008.

Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии // Государство и право. 1995. № 5.

Невинский В.В. Основы современного конституционализма Австрии и Германии: Учеб. пособие. Барнаул, 1997.

Патрушев А.И. Германия в XX веке: учеб. пособие. М., 2004.

Румянцев А.Г. Немецкое общество, государство и право в 1949-2009 годах: что было, что изменилось и чего можно ожидать // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 3 (70).

Современный немецкий конституционализм. М., 1994.

Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. Калининград, 2002.

Сущинская С.И. Конституционный строй ФРГ: Учеб. пособие. М., 2001.

Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М., 1988.

Ференбах О. Крах и возрождение Германии. М., 2001.

Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.

Штайнер У. Основному закону Федеративной Республики Германия 60 лет // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 3 (70).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризуйте своеобразие международной обстановки, в которой принималась Конституция ФРГ 1949 г.

2. Исследуйте место Федерального канцлера в системе органов государственной власти ФРГ.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.

Наши рекомендации