Тема 13. Основы конституционного права США.
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения:
1. В чем причина юридического долголетия Конституции США?
2. В каком порядке принимаются поправки к Конституции США?
3. Как закреплен принцип разделения властей в Конституции США?
4. Как осуществляется законотворческая деятельность Конгресса США?
5. Какие полномочия Президента США Вы считаете основными?
6. Как организована судебная власть в США?
Темы докладов / рефератов:
1. Конституция США 1787 г.
2. Партийная система США.
3. Система органов государственной власти США.
4. Местное управление и самоуправление в США.
5. Основные принципы американского федерализма.
Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Нормативные акты:
Конституция США // Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.
Литература по данному вопросу:
Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М., 2001.
Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов н/Д, 1997.
Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997.
Джанда К., Берри Д.М., Голдман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США. М., 2006.
Жидков О.А. Верховный Суд США: право и политика. М., 1985.
Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М., 2004.
Зинн Г. Народная история США: с 1492 года до наших дней. М., 2006.
Курицын В.М. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004.
Кучма В.В. Государственно-правовое развитие США и Великобритании в новейший период: Учеб. пособие. Волгоград, 2004.
Лафитский В.И. Конституционный строй США. М., 2007.
Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.
Мишин А.А, Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1985.
Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.
Политическая система США: Актуальные измерения / Отв. ред. В.С. Васильев, С.А. Червонная. М., 2000.
Полунин Б.Л. Вице-президент США. М., 1988.
Правовая система США. 3-й выпуск. М., 2006.
Савельев В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее. М., 1989.
Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.
Согрин В.В. Права человека в США: декларация и действительность. М., 1997.
Федералист. М., 2000.
Фомичев А.В. Основы конституционного права США. СПб., 2005.
Чудаков М.Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: Пособие для студентов. Минск, 2003.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Охарактеризуйте Конституцию США 1787 г. и Билль о правах и определите их значение.
2. Укажите особенности американского федерализма.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.