Тема 8. Парламент в зарубежных странах.
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения:
1. Как реализуются законодательная и представительная функции парламента?
2. В чем заключается политическая роль верхних палат парламентов?
3. Какие контрольные полномочия парламентов Вы знаете? Применимы ли они в России?
4. Что такое делегированное законодательство? Не противоречит ли практика делегирования полномочий принципу разделения властей?
5. В каких случаях может иметь место роспуск парламента (нижней палаты парламента)?
6. Что такое депутатский иммунитет и индемнитет?
Темы докладов / рефератов:
1. Структура, формирование парламента и прекращение его полномочий.
2. Полномочия парламента и его порядок работы.
3. Правовой статус депутатов парламента в зарубежных странах.
Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Литература по данному вопросу:
Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.
Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.
Касаткина Н.М. Контрольные полномочия парламента Португалии // Журнал российского права. 2001. № 2.
Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М., 2005.
Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.
Маклаков В.В. Парламенты стран – членов Европейского союза. М., 1994.
Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001.
Очерки парламентского права (зарубежный опыт). Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1993.
Панкевич И.М. Парламентский мандат в Украине и других европейских странах (сравнительно-правовой анализ) // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4 (71).
Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2003.
Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: энциклопедический справочник. М., 2005.
Современный парламентаризм: Теория. Мировой опыт. Российская практика: Учебник / Под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2005.
Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Назовите стадии законодательного процесса.
2. Определите и проанализируйте функции парламента в зарубежных странах.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: подготовка устных выступлений, докладов, рефератов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка устных выступлений студентов во время семинарских занятий, а также докладов и рефератов (на основе модульно-рейтинговой системы текущего контроля знаний студентов РГСУ), проверка выполнения письменных домашних заданий, проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов и др.