Правовые отношения следователя с должностными лицами, осуществляющими контроль и надзор за предварительным следствием

Особенности взаимодействия следователя при расследовании преступлений начнем с рассмотрения правовых отношений с теми должностными лицами, чья деятельность может самым существенным образом повлиять на ход и результаты расследования, поскольку они обладают властными процессуальными полномочиями в отношении следователя.

УПК РФ определяет три категории лиц, обладающих такими полномочиями:

1. Руководители следственных органов. Применительно к конкретному следователю властными процессуальными полномочиями в отношении него обладают:

- начальник следственного отдела (отделения), в котором работает следователь;

- его заместители;

- все вышестоящие руководители следственных органов, которым подчинен начальник следователя – т.е. начальник и заместители начальника СУ (ГСУ) при УВД (ГУВД) по субъекту федерации, Председатель Следственного комитета при МВД РФ и его заместители. По отношению к следователю, работающему в следственном управлении по городу или субъекту федерации, кроме того, это могут быть начальник и заместители начальника следственной части, в состав которой входит отдел, где работает следователь.

2. Прокуроры. Властными процессуальными полномочиями в отношении следователя обладают:

- надзирающий прокурор, т.е. осуществляющий надзор на той территории или в той сфере деятельности, которая подследственна следователю (районный, городской, транспортный, гарнизонный);

- заместитель надзирающего прокурора;

- все вышестоящие прокуроры и их заместители, которым подчинен надзирающий прокурор – прокурор города с районным делением и его заместитель, прокурор области (края, республики) и его заместители, Генеральный прокурор и его заместители.

3. Судьи судов общей юрисдикции.В отличие от руководителей следственных органов и прокуроров, среди судей нет таких, кто бы персонально и на постоянной основе обладал властными процессуальными полномочиями в отношении конкретного следователя.

Такие полномочия могут возникнуть временно у любого федерального судьи районного (городского) суда, которому председатель суда поручит рассмотрение материалов дела, представленных следователем, либо жалобы на его действия (бездействие).

При чем правовые отношения могут возникнуть с судьей не только того суда, территориальная подсудность которого совпадает с территориальной подследственностью следователя. Они могут возникнуть также с судьей районного (городского) суда:

- по месту задержания подозреваемого в порядке ст.ст. 91,92 УПК РФ;

- по месту производства следственного (процессуального) действия;

- а также с судьями краевого, областного, республиканского суда.

Полномочия указанных должностных лиц уже изучены вами в рамках уголовного процесса. Остановимся лишь на тех из них, которые непосредственно касаются деятельности следователя, и порождают у него соответствующие обязанности.

Руководители следственных органовобладают наибольшими властными полномочиями в отношении следователя. Их права представлены тремя основными группами:

1. Наделение полномочиями по расследованию конкретного дела и отстранение от расследования: а) поручать производство расследования по конкретному делу; б) передавать дело другому следователю либо принимать его к своему производству; в) отстранять следователя от расследования, если считает, что им допущено нарушение закона; г) разрешать отводы, заявленные следователю, и его самоотвод.

2. Направление хода расследования: а) проверять материалы дела и предварительной проверки сообщений о преступлении; б) давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, избрании меры пресечения, квалификации деяния; в) продлевать срок предварительного следствия до 3-х месяцев.

3. Оценка отдельных решений следователя: а) утверждать постановление следователя о прекращении уголовного дела; б) возвращать дело для дополнительной проверки; в) отменять любые постановления следователя, которые считает незаконными; г) давать согласие на обращение в суд для получения указанных нами ранее судебных решений; д) давать согласие на обжалование решение прокурора о возвращении дела для дополнительной проверки.

Кроме этих полномочий руководители СУ (ГСУ) при субъекте федерации а) продлевают срок предварительного следствия до 12-ти месяцев; б) дают согласие на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей до 12-ти месяцев. Руководители Следственного комитета при МВД России а) продлевают срок предварительного следствия свыше 12-ти месяцев; б) дают согласие на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей до 18-ти месяцев.

Прокуроры, имеющие властные процессуальные полномочия в отношении следователя, наделены правом: а) отменять постановления о возбуждении уголовного дела; б) знакомиться с материалами уголовного дела по мотивированному письменному запросу; в) участвовать в судебных заседаниях при обращении следователя в суд по поводу избрания меры пресечения, продления срока содержания под стражей, производства отдельных следственных и процессуальных действий; г) утверждать обвинительное заключение; д) возвращать уголовное дело для производства дополнительного расследования.

Кроме того, прокуроры вышестоящие над надзирающим прокурором (области, края, республики, Генеральный прокурор), рассматривают возражения следователя на отмену прокурором постановления о возбуждении уголовного дела и о возвращении дела для дополнительной проверки.

Помимо процессуальных полномочий надзирающий прокурор наделен правом подписывать статистические карточки формы 1.1., которые заполняются при предъявлении обвинения, приостановлении, возобновлении и окончании расследования. Передача этих карточек в информационный центр при УВД (ГУВД) края, области является официальным подтверждением того, что преступление раскрыто либо того, что расследование окончено.

Особенности взаимодействия. УПК РФ устанавливает, что прокурор обладает правом знакомиться с материалами дела лишь по мотивированном письменному запросу. Но это не означает, что следователь не вправе знакомить его с материалами дела без такого запроса. Следователь сам решает, кого и в каком объеме знакомить с такими материалами. Очевидно, что для принятия обоснованного решения, в том числе и при подписании статистических карточек, прокурору необходимо изучить уголовное дело.

Практика взаимодействия следователей с прокурорами в разных регионах складывается по-разному. Но в большинстве случаев следователи предоставляют надзирающему прокурору уголовные дела для ознакомления, прибыв к нему лично. Для этого принято получить устное согласие руководителя следственного органа. В присутствии следователя прокурор знакомится с делом, делает необходимые выписки. Это помогает избежать ненужной волокиты.

Но если прокурору дело понадобится на несколько дней, либо следователь не располагает временем, т.е. вынужден оставить дело в прокуратуре, составляется сопроводительное письмо от имени начальника СО или его заместителя.

Решение прокурора, принятое по делу, направляется по почте с сопроводительным письмом на имя начальника следственного отдела. Но в тех случаях, когда прокурор возвращает дело на дополнительное расследование, он, как правило, по телефону сообщает об этом начальнику СО или следователю. Следователь лично забирает дело у прокурора с его постановлением, сопроводительным письмом и вещественными доказательствами.

Статистические карточки, подписанные прокурором, следователь обычно так же лично забирает прокурора. Сопроводительные письма при этом не составляются.

В некоторых следственных органах взаимодействие с надзирающим прокурором сложились таким образом, что следователь, прежде чем предъявить обвинение, предварительно согласует его текст с прокурором (или его заместителем, курирующим надзор за предварительным следствием и дознанием). В данном случае речь не идет о превышении полномочий или ограничении самостоятельности следователя. Скорее это оперативное совещание, помогающее согласовать позиции и заранее решить проблемы, которые могут возникнуть при поддержании обвинения в суде.

Среди судей, как мы уже отметили, наиболее часто возникают правоотношения со следователем у судей районного суда, территориальная подсудность которого совпадает с территориальной подследственностью следователя. В этом случае такие судьи наделяются тремя группами полномочий:

1. Принятие решений о применении мер процессуального принуждения: а) избрание отдельных мер пресечения (заключение под стражу, домашний арест, залог); б) продление срока содержания под стражей до 12-ти месяцев; в) помещение подозреваемого, обвиняемого в медицинский или судебно-психиатрический стационар; г) временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности; д) дача разрешения на наложение ареста на имущество.

2. Дача разрешений на производство отдельных следственных действий: а) осмотр, обыск, выемку в жилище; б) выемку в ломбарде; в) контроль и запись телефонных переговоров; г) получение информации о соединениях абонентов; д) наложение ареста, осмотр, выемку корреспонденции.

3. Рассмотрение жалоб на действия, бездействие следователя.

Судьи районных судов по месту задержания подозреваемого могут принимать решения: а) об избрании меры пресечения; б) продлении срока содержания под стражей до 12-ти месяцев; в) помещении обвиняемого (подозреваемого), у которого выявлено психическое расстройство, в психиатрический стационар.

Судьи районных судов по месту производства следственного (процессуального) действия могут принимать решения: а) о производстве отдельных следственных действий; б) наложении ареста на имущество; в) помещении обвиняемого (подозреваемого) в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих экспертиз.

Судьи краевого, областного, республиканского суда могут принимать решения: а) о продлении срока содержания под стражей до 18-ти месяцев; б) по жалобам на решения судьи районного (городского) суда в кассационном порядке.

Особенности взаимодействия. При принятии всех решений судья также должен располагать материалами дела, чтобы оценить содержатся ли в них достаточные основания для производства следственного действия или принятия решения, о которых ходатайствует следователь, обоснована ли жалоба на действия следователя.

Однако при обращении в суд с ходатайством о вынесении необходимых решений, следователь предоставляет судье не все дело, а лишь копии документов, обосновывающих их принятие.

При избрании меры пресечения судье предоставляются копии: а) постановления о возбуждении дела (а также о принятии дела к производству, если дело возбуждал другой следователь); б) протокола задержания (либо подписки о невыезде); в) допроса подозреваемого; г) постановления о привлечении в качестве обвиняемого; д) допроса обвиняемого; е) документов, подтверждающих наличие оснований для избрания меры пресечения (протоколы следственных действий или материалы ОРД, указывающие на то, что обвиняемый пытался скрыться, уничтожить доказательства, угрожал свидетелям и т.п.); ж) характеризующих личность материал (справка о судимостях, характеристики, медицинские справки, приказы о назначении на должность и т.п.); з) документа удостоверяющего личность. Эти документы подтверждают, что дело действительно возбуждено, лицо имеет статус обвиняемого, соблюдены его права, установлена его личность, а также то, что имеются основания избрать в отношении его меру пресечения.

При помещении в психиатрический стационар кроме указанных документов необходимо предоставить копии постановлений о назначении амбулаторной и стационарной экспертиз, заключения амбулаторной экспертизы.

При продлении срока содержания под стражей необходимо так же предоставить копию решения об избрании меры пресечения и о ее продлении, если до этого срок уже продлевался.

При получении разрешения на производство следственных действий предоставляются копии: а) постановления о возбуждении дела (и принятии к производству); б) протокола допроса лица, в отношении которого планируется производство следственного действия (это отражает его статус и основные сведения о нем); в) материалов, отражающих основания для производства следственного действия (протоколы следственных действий, результаты ОРД); г) документа удостоверяющего личность.

Все копии следователь заверяет своей подписью и печатью ОВД, прошивает и нумерует листы. Они передаются не лично судье, а в канцелярию суда.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) следователя судья, как правило, затребует у следователя все дело. Судья сам решает, какие копии необходимо снять. Почти всегда дело остается у судьи на несколько дней, поэтому оно должно передаваться с сопроводительным письмом и регистрироваться в канцелярии суда.

ВОПРОС 2.

Наши рекомендации