Функции административного права
1. Административное право – определяющая и ведущая отрасль правовой системы любой страны. Такое положение этой отрасли определяется тем, что оно прежде всего регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе статики (формирования) и динамики (функционирования) государственного управления и регулирования, другими словами в процессе реализации исполнительной власти. Административное право как отрасль публичного права, его сущность и содержание (онтологический, аксиологический и гносеологический аспекты). Классификация общественных отношений, регулируемых административным правом (сфера организации и функционирования публичного, государственного управления и регулирования; взаимоотношения органов исполнительной власти, органов государственного управления с гражданами, предприятиями, хозяйствами, учреждениями, организациями различных организационно-правовых форм; обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; установление порядка совершения управленческих действий, совершаемых органами исполнительной власти, их должностными лицами; закрепление порядка осуществления административных производств и процедур; юридическая форма укрепления организованности в обществе, укрепление государственной дисциплины, законности и правопорядка; установление административно-правовых режимов, призванных обеспечить и гарантировать общественный порядок и общественную безопасность, жизнедеятельность государства, общества и личности; укрепление обороноспособности страны; административно-деликтное регулирование отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения; отношения в области административной юстиции; под воздействием административного права находится определенная часть общественных отношений за пределами функционирования исполнительной власти, возникающих во внутриорганизационной деятельности других ветвей власти и иных органах государственной власти; административное право регулирует общественные отношения, в которых преобладающим является юридическое неравенство субъектов, однако это не исключает широкого использования горизонтального регулирования; таким образом: предмет современного административного права составляет система общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процесс статики и динамики государственного управления и регулирования, реализации исполнительной власти).
2.Особенности административно-правового регулирования. Административно-правовые договоры и соглашения.
3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации. Конституционное, гражданское, финансовое, информационное, предпринимательское, коммерческое, трудовое, природоресурсное, экологическое, уголовное право и их соотношение с административным правом. Международное и административное право. Уголовный, гражданский, арбитражный, административный процесс и административное право. Отграничение административного права от частного происходит с учетом теории и практики интересов, относительности норм права, соподчинения, других факторов отграничения (заинтересованности государства, гражданского общества, вековых традиций правового регулирования, обычаев, правосознания общества).
4. Административное право и современная наука управления (научный менеджмент или наука управления исследует общественные отношения, связанные с обеспечением организованности, дисциплины, разумной инициативы, координации; наука управления изучает организацию и управление как целенаправленное функционирование определенным образом упорядоченных систем на основе анализа объективно необходимых функций управления, формулировки научно обоснованной стратегии, тактики и целей управления, наиболее эффективных и продуктивных методов и средств достижения результатов управленческого воздействия). Наука управления и административная реформа. Особенности рационального распределения предметов ведения, полномочий, функций, компетенции, в целом между органами исполнительной власти, их структурами, подразделениями, должностными лицами, специалистами. Административное право, теория и искусство управления. Административное право – прародитель науки управления (В.В. Ивановский, Е. Старосьцяк).
5. Административное право: живая, постоянно динамично и мобильно развивающаяся отрасль отечественного права, наиболее глубоко укореняющаяся в общественном и индивидуальном сознании, входит в быт, сознание и поведение современного человека и гражданина (практически все основные общественные отношения, участниками которых являются физические и юридические лица во многом урегулированы административно-правовыми нормами, правилами). Нет таких сфер, областей, отраслей общественной жизни, которые находились бы вне целенаправленного, научно обоснованно воздействия этой отрасли российского права. Значительная роль административного права в устранении конфликтов, обеспечении стабильности в стране, и благоустроенности.
6. Принципы административного права (приоритет личности и ее интересов в жизни общества, разделение ветвей власти, федерализм, законность, гласность, научность, поощрение и юридическая ответственность субъектов административного права). Роль административного права в развитии и укреплении российской государственности.
7. Функции административного права (правоохранительная, нормотворческая, правоисполнительная, организационная, координационная). Функции классифицируются на общие (кадровое обеспечение, информация, прогнозирование, планирование, организаторская работа, согласование, направление, руководство, распорядительство, координация, учет, контроль, надзор) и специальные.
8. Система административного права как учебной дисциплины. Тесная связь административного права с политикой государства (административная политика, политология, административная риторика, влияние институтов гражданского общества на эту отрасль, роль СМИ).
Административное право – фундаментальная юридическая дисциплина (материнская, базовая для многих современных подотраслей публичного права), освещающая развитие административного законодательства в области государственного управления и руководства, становления и развития правовых форм, выявление постоянно действующих факторов, причин, оказывающих определяющее влияние на развитие системы и структуры органов исполнительной власти, форм и методов, стиль их деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Требуется отчетливое философское и социологическое раскрытие ориентации приоритетов, трудностей и сложностей в развитии административного права и надлежащая историческая иллюстрация организационно-правовых форм управления, их совершенствования, практики деятельности администрации, всех ее звеньев, устранение негативных моментов.
В основном университетский курс административного права может быть представлен общей и особенной частью. Общая часть административного права объединяет нормы, правила, фундаментальные принципы, понятия, дефиниции, выступает прежде всего как определенный диапазон, критерий для проверки и оценки совершенствования административно-правового качества различных практически действующих структур и систем органов управления и правового закрепления их полномочий и компетенции. Правовые институты, которые применимы для всех отраслей и сфер административного права, правового статуса, форм, методов, стиля деятельности субъектов администрации. Эта часть административного права отражает общие взаимосвязи исполнительно-распорядительной деятельности, роль и назначение кадрового обеспечения, укрепление государственной дисциплины и законности, охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц. В общую часть входит поощрение и ответственность по административному праву, изучение причин и условий конфликтов, административных правонарушений (административная деликтология). Курс административного права как учебная дисциплина изучает все эти процессы.
В особенной части административного права объединяются административно-правовые нормы и институты, регламентирующие конкретные сферы, области, отрасли исполнительно-распорядительной деятельности исполнительной власти, государственного управления, администрации на конкретных участках деятельности, ее эффективности. Несомненно, управление, регулирование в сфере экономики, ее отдельных отраслей, детализируется статика и функционирование общих принципов и фундаментальных устоев исполнительной власти, отражаются прямые и косвенные методы управления, возрастание оперативной самостоятельности объектов хозяйствования. Непосредственно управление предприятиями и хозяйствами, учреждениями – функция собственника. Вопросы устойчивого развития экономики страны, правового статуса органов управления в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования и других отраслей должны быть более развернуто представлены в особенной части административного права, что является одной из форм реализации ст.8 Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (например «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Именно этот раздел особенной части административного права раскрывает многообразие, богатство форм, методов, стиля управления в современный период. Завершение переходного периода, реализация концепции стратегии, тактики последующего развития страны, улучшение материального, бытового благополучия населения, требование укрепления обороноспособности резко повышают роль институтов административного права в сфере народного хозяйства, субъектов управления экономического блока.
Значительным разделом особенной части является изучение организации и управления в сферах, областях и отраслях социального, культурного и административного блока, а также обеспечение эффективности, результативности деятельности органов административного надзора.
В высших специальных учебных заведениях системы МВД РФ, МИД РФ, Минэкономразвития России, Минтранса России и других, читается и курс специальной части административного права, раскрывающий специфику прохождения службы в этих организациях, особенности форм и методов управления, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, дальнейшего укрепления законности.
В особенной части курса административного права рельефно отражается объективной по своей природе сущность, органический процесс формирования норм, правил и субъективный (властно-волевой, организационный) процесс реализации предписаний административного законодательства.
Тема 2