Сущность административного наказания

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСВТЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Кафедра правоведения

Заочный факультет

Тема работы

Административное расследование, порядок его назначения, проведения, сроки, оценка его результатов и значение в административном процессе. Виды административных наказаний и порядок их применения к правонарушителю.

Выполнил:

Салин А.М.

Группа: 1ЗБАСс3

Принял:

Кузнецова В.А.

Москва 2013

Содержание.

Введение

1. Понятие, содержание и процессуальный порядок проведения административного расследования.

2. Цель и содержание доказывания при проведении административного расследования

3. Сущность административного наказания.

3.1 Понятие административного наказания.

3.2 Цели административного наказания

4. Виды административных наказаний

4.1 Система административных наказаний

4.2 Виды административных наказаний и их применение

5. Порядок наложения административных наказаний

5.1 Принципы назначения административных наказаний

5.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

5.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения

Заключение

Список литературы.

Введение.

Одной из важнейших задач нашего государства является формирование взвешенной и обоснованной административно - юрисдикционной политики государства, оказывающей существенное влияние на значительный круг общественных отношений. В этой связи возрастает актуальность проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Одновременно следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.

Административное расследование как составная часть производства по делам об административных правонарушениях затрагивает интересы участвующих в нем лиц. Поэтому при построении в нашей стране демократического, правового государства очень важным является обеспечение надлежащей реализации прав и свобод, гарантий участникам административного расследования.

Все это обусловливает повышенное внимание к разработке теории административного расследования, механизма его административно-правового регулирования.

Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются около 75 миллионов человек. Cреди мер административного принуждения выделяют наиболее важную группу принудительных мер, именуемых административными наказаниями.

Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами. По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения. Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

Понятие, содержание и процессуальный порядок проведения административного расследования.

В современной правовой литературе активно разрабатываются проблемы производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях, по объему разрешаемых в процессе его дел, широте и разнообразию затрагиваемых интересов, количеству осуществляющих его субъектов является одним из наиболее значительных производств в административном праве.

В настоящее время активно осуществляется правоприменительная практика в области административной юрисдикции на основании введенного в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатель в статье 28.7 КоАП РФ закрепляет термин административное расследование, но не дает определение данному понятию.

Анализируя административное расследование, необходимо отметить, что данная форма производства, протекает, как и любая другая, в рамках определенных этапов - группы взаимосвязанных действий, таких как: возбуждение дела, установление фактических обстоятельств дела, процессуальное оформление результатов расследования, направление материалов по подведомственности.

Административному расследованию как форме производства по делам об административных правонарушениях законодатель посвящает ст.28.7 КоАП РФ, где в ч.1 рассматриваемой статьи указывает широкий спектр областей законодательства в случаях выявления административного правонарушения, в которых может осуществляться производство по делам об административных правонарушениях в форме административного расследования, к которым относит и правонарушения в области дорожного движения.

Здесь же законодатель указывает два основания (случая) проведения административного расследования:

1) необходимо осуществление экспертизы,

2) необходимо проведение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Кодекс в отношении экспертизы содержит статьи, регламентирующие основания и порядок назначения, проведения таковых, но в отношении иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, не дает пояснений, ограничиваясь общей формулировкой.

Интересна в этом отношении позиция законодателя, который в ст.28.7 КоАП РФ по смыслу предусматривает проведение административного расследования в наиболее значимых, процессуально сложных и многогранных областях, поэтому и срок данного расследования устанавливает один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, руководителем вышестоящего органа на срок до шести месяцев.

В состав процессуальных действий, требующих значительных временных затрат можно отнести:

а) направление поручений и запросов (ст.26.9 КоАП РФ);

б) взятие проб и образцов (ст.26.5 КоАП РФ);

в) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст.26.6 КоАП РФ);

г) истребование сведений ст.26.10 КоАП РФ);

д) привлечение специалиста для участия в деле (ст.25.8 КоАП РФ).

Из числа мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении к процессуальным действиям, требующим значительных временных затрат можно отнести: а) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст.27.8 КоАП РФ); б) изъятие вещей и документов (ст.27.10 и ст.27.11 КоАП РФ) и др.

Проведение одного и того же процессуального действия в зависимости от конкретных обстоятельств дела может потребовать значительных временных затрат, а может и нет, - все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Административное расследование, являясь формой производства по делам об административных правонарушениях, соотносится с самим производством как общее и особенное (целое и частное), в связи с этим оно направлено на выполнение задач самого производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных ст.24.1 КоАП РФ, к которым относятся: «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».

Процессуальным основанием начала проведения административного расследования является в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ решение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а прокурора в виде постановления. Данные процессуальные документы выносятся немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Часть 3 ст.28.7 КоАП РФ содержит минимальные требования к тому, что должно быть отражено в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток под расписку вручения (либо высылается) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Впоследствии по делам об административных правонарушениях производится комплекс процессуальных действий, направленных на установление самого события правонарушения, обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификация.

Основанием для возбуждения дела и производства по делу об административном правонарушении в форме административного расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, т.е. фактическое основание. Но одного фактического основания недостаточно, необходимо и процессуальное основание. Иными словами, необходим повод для возбуждения дела и проведения административного расследования.

В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области дорожного движения являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 рассматриваемой части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

В ст.24.5 КоАП РФ указаны обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, соответственно данные обстоятельства в полной мере учитываются сотрудниками Госавтоинспекции осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях в форме административного расследования.

«Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения».

Законодатель в ч.5 ст.28.7 КоАП РФ устанавливает срок проведения административного расследования - один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, решением руководителя вышестоящего органа может быть продлен на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем.

Копия указанного определения, в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По нашему мнению, несмотря на то, что производство по делам об административных правонарушениях носит мобильный и оперативный характер управленческой деятельности, административное расследование не должно носить упрощенческий характер производства. Но это не означает, что лицо, осуществляющее административное расследование должно умышленно, формально затягивать срок, так как ст.28.7 КоАП РФ позволяет продлить срок «в исключительных случаях».

Под исключительными случаями следует понимать такую необходимую совокупность обстоятельств, в силу возникновения которых, правоприменяющее лицо не может принять решение о составлении протокола об административном правонарушении либо о прекращении дела об административном правонарушении без проведения ряда процессуальных действий, обеспечивающих выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях.

По окончании административного расследования на основании ч.6 ст.28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, после чего протокол подписывается им и должностным лицом, составившим протокол.

Должностное лицо, проводившее административное расследование и составившее протокол, в соответствии с ч.6 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручает под расписку копию протокола об административном правонарушении.

Лица, осуществляющие производство по делу об административных правонарушениях, обязаны составлять мотивированные определения, постановления, протоколы для правильного применения закона и гарантий защиты прав участников производства по делам об административных правонарушениях.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении в форме административного расследования на основании ст.28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ. Данное постановление выносится с соблюдением требований ст.29.10 КоАП РФ.

Направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела по существу, является промежуточным этапом между административным расследованием, так как оно уже окончено, и следующей стадией производства - рассмотрением дела об административном правонарушении.

На основании п.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.12.24 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются районными судьями, но если правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, то данное дело рассматривается судьями гарнизонных военных судов (п.1 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).

По окончании административного расследования направление протокола об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями ст.28.8 КоАП РФ судье в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении, а протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

Таким образом, административное расследование как форма производства по делам об административных правонарушениях по фактам ДТП, при которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью заканчивается составлением протокола и дело направляется на рассмотрение в суд (либо выносится постановление о прекращении производства по делу) после чего на основании ч.6 ст.28.7 КоАП РФ административное расследование как форма производства завершена.

Но окончание административного расследования как формы производства составлением протокола, вовсе не означает окончания самого производства по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой форме, так как в силу вступают дальнейшие стадии производства (рассмотрение дела, пересмотр постановления и решения (обжалование), исполнение постановления).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что производство по делам об административных правонарушениях в форме административного расследования начинается с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а прокурором - с момента вынесения постановления, и заканчивается исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Цель и содержание доказывания при проведении административного расследования

Доказывание составляет основу административно-процессуальной деятельности управомоченных субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

При производстве по делам об административных правонарушениях в процессе доказывания возникает ряд проблем. Особенно остро проблемы доказывания существуют по делам, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.

Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях, в форме административного расследования, представляет собой не только мыслительную деятельность по установлению произошедших фактов, но и непосредственную практическую деятельность компетентных лиц, направленную на выяснение фактических обстоятельств дела, путем собирания, исследования и оценки доказательств, облеченных в процессуальную форму, определенную законом, с целью принятия обоснованного решения по делу.

Ч.1 ст.26.2 КоАП РФ понятие доказательства трактует следующим образом: «доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности …».

Ч.2 ст.26.2 КоАП РФ указывает, что «Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Одним из условий выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях производство по которым осуществляется в форме административного расследования является правильное определение предмета доказывания.

В действующем же законодательстве предмет доказывания определен ст.26.1 КоАП РФ, согласно которой «по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягощающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения».

Этот типовой перечень обстоятельств, составляющий предмет доказывания, в том числе и дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, может уточняться и дополняться в соответствии с административно-правовой квалификацией правонарушения. Естественно, определяя предмет доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях, следует учитывать, что законодатель имеет в виду, соответствующие факты и связанные с ним обстоятельства, подлежащие выяснению.

В процессуальной литературе с предметом доказывания тесно связаны пределы доказывания. Говоря о пределах доказывания мы придерживаемся взглядов ученых определяющих, их как круг доказательств, необходимых для установления определенных фактов, обстоятельств подлежащих доказыванию.

Пределы исследования дела определяются конкретными обстоятельствами дела с одной стороны и положениями административного закона, устанавливающего состав данного правонарушения - с другой.

Чрезмерное расширение этих пределов приведет к тому, что будут выяснены такие обстоятельства, которые не имеют значение для дела и не могут оказать влияние на правильное его разрешение. Это, в свою очередь, приведет к загромождению дела излишними, ненужными материалами, собирание и рассмотрение которых потребует затраты сил и средств, может затянуть расследование.

Чрезмерное же сужение пределов исследования приведет к тому, что останутся не выясненными обстоятельства, выяснение которых необходимо для раскрытия правонарушения во всем его объеме, установления лиц причастных к правонарушению, без чего нельзя правильно разрешить дело.

Доказывание по делам об административных правонарушениях производство по которым осуществляется в форме административного расследования, имеет свои особенности.

Первая особенность заключается в том, что при проведении административного расследования, в случаях выявления административных правонарушений в областях перечисленных ч.1 ст.28.7 КоАП РФ, норма носит бланкетный характер, содержащийся в многочисленных нормативно-правовых актах (например, законодательство в области дорожного движения), что в свою очередь, требует от компетентного лица знаний в соответствующих областях законодательства.

Следующая особенность заключается в том, что административное расследование требует и сопровождается значительными временными затратами, зависящими не от лица, осуществляющего производство по делу, а от действий других участников производства (специалистов, экспертов, адвокатов и д.р.), без доказательств полученных со стороны которых невозможно всестороннее исследование обстоятельств дела, так сказать, ради чего и осуществляется само административное расследование.

Рассмотрев доказывание, необходимо отметить, что оно представляет собой основу процессуальной деятельности лица, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях, в форме административного расследования. Именно, при проведении административного расследования, в полной мере могут быть реализованы положения КоАП РФ, положения доказывания в целом, направленные на защиту прав лиц, участвующих в производстве по делу.

Сущность административного расследования, как формы производства по делам об административных правонарушений, не может быть раскрыта в отрыве от участников и субъектов данного производства.

В теории права вопрос о его субъектах решается неоднозначно, поскольку детальное определение круга субъектов соответствующих правоотношений составляет задачу той или иной отрасли юридической науки.

При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях между участниками данного производства возникают правоотношения (административно-процессуальные отношения).

Субъектами административно-процессуальных отношений являются те лица (граждане, общественные организации и государственные органы, а так же их должностные лица), которые при осуществлении органами государства административной юрисдикции совершают установленные законом процессуальные действия.

Невозможно не согласиться с мнением Н.Г. Салищевой, которая понимает под субъектами административно-процессуальной деятельности как органы (должностные лица), в отношении которых другой участник административного дела (гражданин) заявляет определенные притязания или несет определенные обязанности, так и государственные органы, рассматривающие административное дело и в необходимых случаях принимающие те или иные принудительные меры в административном порядке.

Таким образом, утверждает Н.Г. Салищева, необходимо различать участников административного дела и инстанции, разрешающие его.

Законодатель главу 25 КоАП РФ посвящает участникам производства по делам об административных правонарушениях, их правам и обязанностям, но помещает в отдельную главу 23 КоАП РФ судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и указывает в ст.28.3 КоАП РФ должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Из названия глав, статей, очевидно, что законодатель проводит деление между участниками производства по делам об административных правонарушениях и должностными лицами, уполномоченными принимать решение о привлечении к административной ответственности, а так же судьями, органами, должностными лицами уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (субъектами).

В частности, Д.Н. Бахрах участников производства по делам об административных правонарушениях разделяет на несколько групп: 1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты); 2) субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, руководители организаций, адвокаты); 3) лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые; 4) иные лица и органы, способствующие исполнению постановлений, профилактике правонарушений.

Административное расследование, как правило, осуществляют должностные лица органов государственного управления (органов исполнительной власти), которым такое право предоставлено законом, но административное расследование могут осуществлять и другие субъекты.

Право рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования и принимать по ним решение предоставлено исключительно судьям, причем, как правило, районных судов (исключение составляют специальный субъект ответственности, то есть правонарушения совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, решения по которым принимают судьи арбитражных судов, а так же военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы решения по делам о которых принимают судьи гарнизонных военных судов).

В соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Прежде чем анализировать административное законодательство о субъектах административного расследования обратимся к определению должностного лица.

Примечание к ст.2.4 КоАП РФ дает следующее определение должностному лицу: «под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Из анализа примечания к ст.2.4 КоАП РФ, следует, что лица указанные в нем, в том случае если они несут административную ответственность за совершенное ими правонарушение, являются специальными субъектами административной ответственности.

Анализируя ст.28.3 КоАП РФ, то есть тех должностных лиц, которые в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, необходимо отметить, что ч.1 ст.28.3 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых уполномочены принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а так же составлять протоколы об административном правонарушении.

Принимая во внимание, что нас интересуют должностные лица, принимающие решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делам о ДТП, при которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью и, обращаясь к содержанию ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, данный перечень определен ст.23.3 КоАП РФ, в соответствии с которой компетентными должностными лицами являются:

начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения,

заместитель начальника Государственной инспекции безопасности дорожного движения,

командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы,

заместитель командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы.

Но, законодатель в ст.28.3 КоАП РФ закрепил общие положения, указав лишь конкретный перечень статей подведомственный должностным лицам органов исполнительной власти. Часть 4 ст.28.3 КоАП РФ указывает, что соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных в соответствии с ч.2 и ч.3 ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях и соответственно, принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Таким образом, ведомственные нормативно-правовые акты детально регламентируют конкретные перечни должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и проводить административное расследование в пределах их компетенции.

КоАП РФ ст.28.3 определил исчерпывающий перечень органов и их должностных лиц, указав конкретную компетенцию в отношении права составлять протоколы об административном правонарушении.

Помимо должностных лиц органов исполнительной власти, указанных в ст. 23.3 КоАП, принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делам о ДТП, при которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, а так же составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» вправе:

командир (заместитель командира) взвода,

начальник контрольного поста полиции,

начальник смены контрольного поста полиции,

инспектор строевого подразделения Госавтоинспекции,

старший государственный инспектор, государственный инспектор, инспектор подразделений технического надзора, регистрационной и экзаменационной деятельности Госавтоинспекции,

старший государственный инспектор дорожного надзора, государственный инспектор дорожного надзора.

В соответствии с ч.6 ст.28.3 КоАП РФ субъекты Российской Федерации имеют право уполномочить должностных лиц на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных исключительно законами субъектов РФ.

На основании изложенного, по нашему мнению, субъектами административного расследования являются должностные лица органов административной юрисдикции, на основании и в соответствии с законом, принимающие решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводящие административное расследование, то есть должностные лица компетентных органов, проводящие все необходимые действия процессуального характера, по результатам которого составляется протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 25 указывает следующих участников производства по делам об административных правонарушениях: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Но, помимо указанных главой 25 Кодекса участников в деле участвуют и должностные лица, компетентных органов, осуществляющие административное расследование.

Рассмотрев законодательство об административных правонарушениях мы можем выделить лиц, участвующих в административном расследовании, на основании чего представляется возможным дать им следующую классификацию.

Классификация лиц, участвующих в административном расследовании:

Субъекты административного расследования:

а) должностные лица, которые в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

б) прокурор;

Участники административного расследования:

а) лица, чьи интересы затронуты производством по делу об административном правонарушении (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший);

б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц -законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель;

в) иные участники административного расследования: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик.

Рассмотрев лиц, участвующих в административном расследовании, а именно, субъектов административного расследования, необходимо перейти к рассмотрению участников административного расследования, но в связи с тем, что в процессуальной литературе права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях достаточно широко изложены, также они определены КоАП РФ в главе 25, то мы не будем останавливаться на рассмотрении их правового положения, как участников административного расследования.

При проведении административного расследования по фактам ДТП, при которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, привлекаются исключительно физические лица.

Гарантией соблюдения прав граждан является право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также аналогичное право потерпевшего. В соответствии с ч.1 ст.25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

Но при анализе ч.4 ст.25.5 КоАП РФ вытекает, что «защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении».

В КоАП РФ закреплена система органов и их должностных лиц, а также круг конкретных дел, по которым вправе осуществлять административную юрисдикцию должностные лица соответствующих органов исполнительной власти с указанием конкретных статей, предусматривающую административную ответственность за соответствующие правонарушения, что позволяет четко определить место каждого органа в системе административной юрисдикции в целом, их права и обязанности, обеспечивает правоприменителю поиск необходимой правовой нормы, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.

Сущность административного наказания.

Наши рекомендации