Основания и порядок обращения прокурора в суд с гражданским иском и заявлением
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:
• прав, свобод и законных интересов граждан;
• неопределенного круга лиц;
• интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом, путем обращения в суд прокурор может решать задачу защиты личного, общественного и публичного интересов.
При этом следует учитывать, что защита личного интереса гражданина (равно как и иностранного гражданина, и лица без гражданства, законно находящихся на территории России) может осуществляться прокурором только в случае, если такое лицо по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Гражданский процессуальный кодекс РФ связывает прокурора обязанностью доказывать помимо самого факта посягательства на объект защиты правомерность своего обращения в суд. Часть 3 ст. 131 ГПК РФ устанавливает, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Это способствует тому, что прокурор в каждом конкретном случае более взвешенно должен подходить к решению вопроса о необходимости непосредственного обращения в суд. Однако закрепленные в ст. 45 ГПК РФ такие оценочные критерии, как "состояние здоровья" и "возраст", должны формулироваться более четко, чтобы избегать на практике субъективизма, прежде всего со стороны судей в решении вопроса о допустимости к рассмотрению заявлений (исков) прокуроров.
В ГПК РФ содержатся достаточно жесткие требования, обязывающие прокурора обосновывать свою исковую инициативу и при обращении в защиту публичных и общественных интересов. Та же ч. 3 ст. 131 ГПК РФ устанавливает, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Следует отметить, что законодатель с учетом реально складывающейся ситуации с соблюдением наиболее важных социальных прав граждан, особенно в период затяжного экономического кризиса, посчитал необходимым усилить роль прокурора при решении вопросов, связанных с обращением в суды общей юрисдикции. В частности, Федеральным законом от 05.04.2009 № 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ были внесены дополнения, согласно которым указанные выше ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения нрава на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права па благоприятную окружающую среду; образования. При этом ч. 3 ст. 131 ГПК РФ была дополнена важной нормой, в силу которой прокурору достаточно указать в своем заявлении на поступившее к нему обращение гражданина по отмеченным выше вопросам, не обосновывая свою позицию невозможностью защиты своих прав гражданином самостоятельно.
В связи с этим следует назвать неоспоримые основания для обращения прокурора в суды общей юрисдикции, которые прямо закреплены в нормах федеральных законов. Так, ст. 22 и 23 Закона о прокуратуре наделяют прокурора полномочием обращаться в суд с заявлением о признании нормативного или ненормативного правового акта соответственно недействующим (полностью или частично) либо недействительным. При этом прокурор может решать задачу по защите и личных, и общественных (неопределенного круга лиц), и публичных интересов.
В то же время нужно учитывать, что прокурор реализует такие полномочия только применительно к правовым актам, издаваемым (принимаемым) поднадзорными ему органами (должностными лицами)1, за исключением конституций и уставов субъектов РФ, проверка законности (соответствия Конституции РФ) которых согласно постановлению КС РФ от 18.07.2003 № 13-П должна осуществляться в рамках конституционного судопроизводства путем обращения Генерального прокурора РФ с запросом в КС РФ.
Право прокурора на обращение в суд закреплено также в иных законодательных актах, которые допускают направление им заявлений по делам:
• о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
• о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ);
• о лишении или ограничении родительских прав (ст. 70 и 73 С К РФ);
• о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102 СК РФ);
• об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ);
• о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
• о возвращении незаконно перемещенного ребенка в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ (ст. 244.11 ГПК РФ);
• об индивидуальных трудовых спорах, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам и другим правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. 391 ТК РФ);
• о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК РФ);
• о нарушениях прав профсоюзов (ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
• о приостановлении или запрещении противоречащей Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам деятельности профсоюзов (ст. 10 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
• о назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных в уставе муниципального образования (ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления");
• о назначении референдума, оспаривании решения о проведении референдума и принятого на референдуме решения (ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
• о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 259 ГПК РФ);
• о ликвидации общественного объединения (ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 Х° 82-ФЗ "Об общественных объединениях");
• о ликвидации или запрещении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 9 Закона о противодействии экстремизму);
• о прекращении деятельности средства массовой информации (ст. 11 Закона о противодействии экстремизму);
• о признании материалов экстремистскими (ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности");
• о привлечении организации к ответственности (ликвидации и запрете ее деятельности) за причастность к терроризму (ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму");
• об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения (ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму");
• об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы (ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Приведенный перечень отнюдь не умаляет право прокурора на обращение в суд с иском или заявлением в любом ином случае, отвечающем установленным в ст. 45 ГПК РФ условиям, но в то же время он дает возможность выделить на рассматриваемом направлении деятельности органов прокуратуры наиболее ключевые вопросы, поскольку на них акцентировал свое внимание законодатель. При этом нужно учитывать то обстоятельство, что если в ГПК РФ или любом другом федеральном законе содержится перечень субъектов, имеющих право обращаться с заявлением (иском) в суд (например, ст. 281 ГПК РФ устанавливает, что дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь), то этот перечень не может быть произвольно дополнен фигурой прокурора, полномочия которого, в том числе и право на обращение в суд, согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ устанавливаются только федеральным законом.