Объект конституционного регулирования
При подготовке вопроса необходимо учесть, что конституция, как основной закон, имеет особый объект правового регулирования. В России и за рубежом рассматривается только объект конституционного права в целом, объекту конституции внимания почти не уделяется либо объект конституции понимается аналогично объекту всей отрасли конституционного права[77]. При сходстве главных положений нужно различать пределы регулирования со стороны отрасли и собственно конституции. В странах, где действуют конституции старого поколения, сказывается узкий подход к объекту конституции. Такие конституции называются «инструментальными» в отличие от «социальных», регулирующих некоторые вопросы общественного строя.
Большинство зарубежных конституций социальные. В них воспринят широкий подход к объекту регулирования. Первой такой конституцией была конституция Мексики, принята в 1917 г., но поскольку она была мало известна, первой социальной конституцией принято считать Веймарскую конституцию в Германии 1919 г., но до ее принятия в 1918 г. была принята Конституция РСФСР – в высокой степени социальная конституция «государства диктатуры пролетариата». Этот подход был развит в последующих конституциях СССР и союзных республик, носивших классовый характер. В них с позиций марксизма-ленинизма закреплялись основы общественного строя, основы социальных и национальных отношений, роль политических партий, принципы труда и распределения, закреплялся социалистический тоталитаризм[78].
После Второй мировой войны многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости, отвергнув идею диктатуры пролетариата, восприняли широкий подход к объекту конституционного регулирования. В современных странах действует широкий подход, он большей мере отвечает интересам народа. Такой же подход принят большинством российских ученых, хотя пределы этой широты различны, как различны и общественные отношения, входящие в объект конституционного регулирования (Ковешников Е.М., Зиновьев А.В., Козлова Е.И. и др.). Поскольку Конституция не может вместить в себя все содержание конституционного права, в ней содержатся «основы основ», выступающими объектами конституционного регулирования. Для полного понимания вопроса следует изучить главу «Объект конституционного регулирования» монографии Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 67-76.
5. Порядок, способы подготовки, принятия, изменения конституции
При подготовке вопроса следует учитывать, что при современном подходе к разработке конституции необходимоучастие народа, формы которого неодинаковы: 1) роль улемов трактуют как участие народа; 2) участие народа отождествляют с участием парламента[79]; 3) с работой избранного учредительного собрания, занимающегося подготовкой конституции (Филадельфийский конвент в США в 1787 г., в Италии в 1946-1947 гг., в Индии в 1948-1949 гг.).
Современные способы принятия конституции: 1) учредительным собранием; 2) парламентом; 3) надпарламентским органом; 4) на референдуме. Мировой практике известны разные способы изменения конституции, зависящие от того, гибкая это конституция или жесткая. Гибкие конституции изменяются как обычные законы. Жесткие изменить значительно сложнее, что направлено на обеспечение стабильности конституции. Конституции федераций требуют ратификации поправок субъектами (США – ¾, в России – 2/3). Как правило, не подлежат пересмотру нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, правового положения личности, и в ярде случаев – порядок изменения конституции. Студентам нужно привести примеры таких запретов (например, Франции, Мавритии, России и др.).
Субъектом изменения конституции может быть: 1) парламент (Германия); 2) парламент при согласии законодательных органов субъектов (Россия); 3) народ путем голосования (Дания); 4) совместно – парламент и народ на референдуме, который одобряет изменения, принятые парламентом. Возможно закрепление нескольких способов в одной стране (во Франции – отдельно и парламент, и избиратели на референдуме). И только в немногих странах право вносить изменения в конституцию и изменять наиболее важные ее положения предоставлено надпарламентскому органу (Индонезия. Пакистан и др.).
При двухпалатной структуре парламента закон о поправке принимается квалифицированным большинством каждой палаты окончательно либо с последующим утверждением на референдуме. Только путем референдума принимаются поправки к конституции в Египте, на Филиппинах, в Дании и др.
Особый порядок изменения закреплен в Европейской конституции 2004 г. Студентам должны познакомиться с ее текстом и определить, кто является субъектами внесения предложений о поправках к конституции; в какой орган передается поправка; кто уведомляет национальные парламенты о поправке; кто созывает конвент; каков его состав; какой орган рассматривает поправки; каков срок ратификации поправки; каковы ее правовые последствия; в каких случаях поправки принимаются в упрощенном порядке и др.