Вопрос. Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России.
Вопрос. Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России.
Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.
предметом конституционного права являются:
1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;
2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);
3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;
4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.
Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").
Субъекты конституционного права:
1) граждане;
2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);
3) государственные органы;
4) органы местного самоуправления;
5) общественные объединения;
6) территориальные образования.
Источники конституционного права:
1) Конституция (Основной Закон);
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");
4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);
5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.
Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:
1) государственного и общественного устройства;
2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);
3) политического многообразия и многопартийности;
4) парламентаризма;
5) президентства;
6) гражданства и др.
Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.
Вопрос. Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы
Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:
§ принимаютсятолько законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
§ обладаютвысшейюридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
§ регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Виды законов
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.
К ним, в частности, относятся законы:
§ о военном положении;
§ о чрезвычайном положении;
§ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
§ об изменении статуса субъекта РФ;
§ о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
§ о референдуме;
§ о судебной системе;
§ о судах основного звена;
§ о Конституционном Суде РФ;
§ о Верховном Суде РФ;
§ о Высшем арбитражном суде РФ;
§ о Конституционном собрании РФ.
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.
Особенностьюзаконов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
Виды законов по сроку действия:
§ постоянные;
§ чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Виды законов по содержанию:
§ общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
§ специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статьи 136
Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
10 вопрос Правовая охрана Конституции РФ.
Особая правовая охранаКонституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.
Особенности правовой охраныКонституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.
Президент РФявляется гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Федеральное Собрание РФпринимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.
Правительство РФосуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.
Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ.Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.
Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.
Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.
вопрос. Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России.
Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.
предметом конституционного права являются:
1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;
2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);
3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;
4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.
Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").
Субъекты конституционного права:
1) граждане;
2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);
3) государственные органы;
4) органы местного самоуправления;
5) общественные объединения;
6) территориальные образования.
Источники конституционного права:
1) Конституция (Основной Закон);
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");
4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);
5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.
Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:
1) государственного и общественного устройства;
2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);
3) политического многообразия и многопартийности;
4) парламентаризма;
5) президентства;
6) гражданства и др.
Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.