Тема 2.1 Основы конституционного права США
I. Задания для самостоятельной работы
1. Вудро Вильсон писал в своем классическом труде «Государственный строй Соединенных Штатов Америки»: «Не может быть никакого сомнения в том, что наша конституция оказалась такой устойчивой благодаря своей простоте. Она лишь краеугольный камень, а не все строение, или, лучше… она – корень, а не прекрасная виноградная лоза».
Можно ли согласиться с подобным высказыванием? Если нет, то почему? Какие основанные на современных фактах доводы в защиту или против данной точки зрения можно привести?
2. В США все штаты равноправны, но сильно различаются по размерам территории, численности населения. В составе государства есть также политико-территориальные образования, не являющиеся штатами. США:
а) симметричная федерация;
б)ассиметричная федерация.
Почему? Ответ свой обоснуйте.
3. Президент США, глава государства в президентской республике, с согласия Сената назначил министром образования мистера Смита. Нижняя палата – Палата представителей – выступила против назначения и приняла решение о недоверии мистеру Смиту. Как должен поступить президент:
а) сместить министра;
б) оставить его на посту;
в) обратиться к Сенату – верхней палате, чтобы она подтвердила свое согласие о назначении мистера Смита;
г) распустить парламент с назначением даты новых выборов.
4. На основе Конституции США и избирательного законодательства определите особенности избирательного права и избирательной системы США.
Результаты зафиксируйте в тетради.
5. Статья V Конституции США гласит: «Если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, Конгресс может предлагать поправки к настоящей Конституции или же по требованию законодательных собраний двух третей штатов созывает Конвент для внесения поправок, которые в обоих случаях приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если будут ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей штатов или же конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих способов ратификации предложит Конгресс…»
Сколько вариантов процедуры изменения Конституции США содержится в данной статье?
В чем различие между данными вариантами?
6. Позитивным способом сформулированы статьи Конституции США:
а) Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания;
б) Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве;
г) Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление?
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная, заочная)
1. Характерные черты Конституции США. Структура, порядок принятия и изменения Конституции. Поправки.
2. Основы правового положения личности.
3. Президент, правительство, федеральный государственный аппарат.
4. Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат.
5. Особенности американского федерализма.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Представленные задания определяют уровень усвоения студентами основных понятий связанных с характеристикой конституционного строя Соединенных Штатов Америки. Для выполнения заданий следует обратить внимание на соответствующий материал учебников и дополнительную литературу. При выполнении заданий тестового характера необходимо выбрать один верный вариант. Кроме того, для выполнения предложены задания по обоснованию своего мнения по спорным вопросам конституционного права зарубежных стран.
При ответе на первый вопрос, следует обратить внимание на характерные черты Конституции США 1787 г. На основе анализа статей Конституции 1787 г. необходимо определиться с особенностями формы правления США, основными принципами Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль. Важно обратить внимание и на пробелы, содержащиеся в тексте данного документа.
Авторы Конституции США 1787 г. отказались от принципа «парламентаризма», от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа, разработав, при этом, механизм «сдержек и противовесов». Следует исследовать действие этого механизма на основе анализа разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2 о конституционном институте импичмента, разд. 7 ст. 1 об отлагательном президентском вето, а также принципа судебного конституционного контроля, закрепленного решением Верховного суда США 1803 г. (Суда Маршалла) по делу «Мэрбери против Мэдисона».
При рассмотрении второго вопроса необходимо детально изучить содержание Билля о правах — первых десяти поправок к американской конституции, а, также содержание последующих поправок, принятых в XIX—XX вв., без анализа которых трудно представить особенности правового положения личности. Важно усвоить содержание поправок I, IV, V, VI, VII, закрепляющих перечень прав и свобод американцев, уяснить содержание поправок принятых в XX в. касающихся демократизации избирательного права: XVII (1913г.), XIX (1920г.), XXII (1951г.), ХХП (1964г.), XXV (1967г.), XXVI (1971г.), XXVII (1992 г.).
Отвечая на третий вопрос, важно помнить, что американская Конституция впервые в истории учредила пост выборного Президента США. Необходимо четко усвоить особенности статуса, характер полномочий. Кроме этого необходимо выяснить структуру и состав подчиненного президенту аппарата управления. Современные американские исследователи единодушно отмечают ведущую роль Президента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела, он безусловно доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента. Но многое в реальном влиянии Президента зависит от расклада политических сил.
В рамках четвертого вопроса, следует уделить внимание структуре, полномочиям и внутренней организации палат Конгресса США, которому в соответствие с Конституцией принадлежат вся полнота законодательной власти.
Важно обратить внимание на специальные полномочия обеих палат Конгресса, а также на то обстоятельство, что важную роль в его деятельности играют постоянные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность и компетенция которых строго определена в регламентах палат.
Рассматривая пятый вопрос, необходимо помнить, что вторым основополагающим конституционным принципом является принцип федерализма, получивший название «дуалистического» (двойственного). Следует внимательно проанализировать содержание разд. Ст. 1 Конституции, в котором устанавливается предметная компетенция федеративного союза.
Американская федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие традиции самостоятельности, по существу утратили свой суверенитет (хотя в их конституциях он иногда закрепляется) и не обладают теперь правом выхода из состава США (сецессией). Кроме того, рассматривая этот вопрос, необходимо акцентировать внимание на том, что федерация носит открытый характер и Конгресс вправе принимать в нее новые штаты.
Представление о ныне действующей Конституции СIIIA нельзя получить и без знания основных направлений деятельности Верховного суда США, созданных им в ходе интерпретации Конституции многочисленных доктрин, касались ли они прав американских граждан, компетенции федерального конгресса или легислатур штатов, экономических полномочий центральной власти и пр.
IV. Рекомендуемые источники