Понятие, основные стадии и акты применения права
а) Понятие и признаки применения норм права.
Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти.
Правоприменение – это решение по конкретному делу, жизненному случаю, определенной правовой ситуации, «приложение» закона, общих правил и норм к конкретным лицам и обстоятельствам.
Применение норм праваозначает властную деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий по реализации правовых норм. Классической формой правоприменения является деятельность органов правосудия.
Характерные признакиприменения норм права:
1. Осуществление его только компетентными государственными органами или должностными лицами (суд, администрация, директор, командир части).
2. Эта деятельность имеет государственно-властный характер.
3. Ее содержание состоит в издании индивидуальных правовых предписаний, актов (приговор суда, свидетельство о регистрации брака и др.).
4. Применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке (особенно в уголовном праве).
Надо иметь в виду, что в большинстве случаев исполнение норм права происходит без вмешательства государства. Необходимость в государственном (должностном) вмешательстве в исполнение норм права возникает лишь в ряде случаев, перечисленных низке.
1. Когда субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона (например, приказ ректора о зачислении в вуз, директора - на работу и т.п.). Здесь требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица.
2. Когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, человек приобрел дом, но если кто-то препятствует владению, следует обращение в суд или администрацию с требованием устранения препятствия).
3. Когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки).
4. Когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.).
б) Стадии применения норм права.
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий:
- установление фактических обстоятельств юридического дела,
- выбор правовой нормы, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам,
- толкование нормы,
- принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций.
Иногда еще присоединяют к ним исполнение, контроль за реализацией принятого решения.
Рассмотрим эти стадии, за исключением толкования права (это тема другой лекции).
Применение норм права властными органами,
стадии применения закона
Применение норм права | Деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов |
Рис. 1. Стадии правоприменительного процесса
в) Акты применения правовых норм
Правоприменительный акт фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение.
Акт применения нормы права– это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.
Основные признаки, характеризующие акты применения правовых норм:
- акт имеет властный характер и охраняется государством,
- акт применения - это индивидуально-правовой акт,
- правоприменительные акты должны быть законными,
- они издаются в установленной законом форме.
Подобные акты имеют точное наименование и содержат следующие обязательные элементы: вводную часть (наименование, издавший орган, время, конкретный адресат), описательную часть (фактические обстоятельства), мотивировочную часть (обоснование решения), резолютивную часть (содержание). Каждый Правоприменительный акт имеет строго определенное наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение.
Классификация актов применения права осуществляется в зависимости от субъектов, принимающих нормы права:
1. Акты представительных органов власти.
2. Акты исполнительных органов власти.
3. Акты правоохранительных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.).
4. Акты органов государственного контроля и надзора (налоговой инспекции, таможенных органов и др.).
Акты также делятся на регулятивные и охранительные.
К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполнительных органов, судебные решения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий организаций, воинских частей.
Акты применения права отличаются от нормативно-правовых актов тем, что они не содержат норм права, а лишь реализуют их, обладают индивидуальным содержанием, носят одноразовый характер.