Основные модели самоуправления и управления
В зарубежных странах
В зарубежных странах встречаются различные модели (системы) осуществления публичной власти на местах, но основными из них выделяют две: англосаксонская и романо-германская (континентальная).
Англосаксонская системахарактернадляВеликобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, стран из числа бывших британских колоний и ряда других стран. Данная система не предполагает прямого контроля путем назначения из центра на места чиновников, осуществляющих контроль за законностью действий выборных органов. Но это не означает отсутствия правительственного контроля вообще. Существует институт контроля за деятельностью органов местного самоуправления: через центральные министерства (например, инспектирование деятельности муниципальных органов, осуществляемое Министерством образования и науки, внутренних дел (полицейская и противопожарные службы) по вопросам своей компетенции), а также через судебные органы, т. е. косвенный контроль. Например, в Великобритании, где продолжает сохранять позиции «общественная» модель местного самоуправления, отсутствуют на местах полномочные представители Правительства, опекающие местные органы. Британское законодательство определяет пределы полномочий муниципальных органов, нередко используются финансовые рычаги воздействия на них.
Романо-германская (континентальная) системасложилась в большинстве стран. Это континентальная Европа (Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания и другие государства), франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток. Эта система характеризуется сочетанием в органах на местах функций местного самоуправления и функций государственной власти. Она строится на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными представителями, осуществляющими административный надзор за работой избранных органов.
В некоторых случаях выборный орган местного самоуправления является одновременно представителем государственной администрации на муниципальном уровне. Так, в Германии существуют административные единицы, именуемые правительственными округами (29 округов). А во Франции органами местного самоуправления в коммунах являются коммунальные советы, избираемые населением, мэр и его заместители, образующие муниципалитет. Исполнительная власть на уровне коммун осуществляется мэром и его помощниками, которые избираются на 6 лет муниципальным советом из числа своих членов. Мэр сочетает функции главы муниципального образования и государственного чиновника.
Эти управленческие структуры представляют собой систему местного управления, построенную на принципах административного подчинения. Низовое звено ее – главы администраций районов (ландраты и районные директора) являются и чиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. В данном случае мы наблюдаем смешанный вариант модели: сочетание местных органов самоуправления и управления.
В мировой практике также различают унифицированные и неунифицированные модели местного управления. При унифицированной модели (Италия, Бельгия, Франция) действует единая система управления на местах, однопорядковые муниципальные органы обладают равным статусом. Как правило, сама система таких органов регулируется конституционными нормами. При неунифицированной модели (Великобритания, США, Канада, ФРГ, Греция, Испания) однопорядковые муниципальные органы обладают разным правовым статусом (это зависит главным образом от того, расположены они в городской или сельской местности). В этой модели местного управления каждая система содержит крупные подсистемы с собственными центрами регулирования и контроля муниципальной деятельности, занимающими промежуточное положение между общегосударственными органами и местностями.
По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели.
Парламентская модель характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации одновременно может являться председателем местного представительного органа. При этом представительный орган является вышестоящим по отношению к главе администрации, что подразумевает подотчетность последнего.
Президентская модель – характерна проведением прямых выборов населением как представительного органа, так и главы местной администрации и даже некоторых должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судьи, шерифа – начальника полиции). Имея один общий источник власти, данные выборные органы осуществляют свою деятельность на паритетных началах.
Зачастую в одном государстве могут существовать обе эти модели. Например, для северо-германских земель ФРГ характерна парламентская модель, тогда как на юге преобладает президентская.
Федеративные государства (США, Канада, Швейцария) отличаются особой сложностью в организации местного самоуправления. Каждый субъект федерации имеет здесь свое административно-территориальное деление, которое складывалось в процессе многовекового исторического развития. В Конституции Канады статус местных органов вообще четко не регламентирован. В п. 8 ст. 92 Конституционного акта 1867 г. (Конституции) говорится лишь о том, что законодательные органы провинций имеют право принимать законы, касающиеся своих муниципальных учреждений. В силу этого, а также особенностей каждого субъекта федерации административно-территориальное деление в канадских провинциях не одинаково. Даже в пределах одной провинции муниципальные органы часто имеют разные формы (в зависимости от целей, которые перед ними ставятся, от численности населения).
Для системы муниципальных органов США характерны: отсутствие четкого разграничения правового статуса муниципалитетов различных видов, несовпадение классификации этих органов с делением на городские и сельские территории, наконец, особая форма деконцентрации функций, при которой на территории муниципальных органов для управления выделенными из их ведения службами создаются специальные округа, часто не совпадающие с другими административно-территориальными единицами.
Муниципальные органы призваны решать только местные дела, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. К таковым относятся: руководство развитием коммунального хозяйства, муниципальной собственностью, решение социальных вопросов, пожарная безопасность, санитарный контроль и т. д.
В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). Во Франции и Италии, например, этим ведают министерства внутренних дел, в Японии – Министерство по делам местного самоуправления. В федеративных государствах деятельность местных органов контролируется, как правило, субъектами федерации.