Подведомственность дел об административных правонарушениях.
1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.
Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.
Подведомственность в широком смысле слова — это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов — носителей властных полномочий.
Что же касается подведомственности дел об административных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать на физических и юридических лиц административные взыскания.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.
Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях:
Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено органами внутренних дел или КГК, административной комиссией).
Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. В ст. 3.31 ПИКАП указывается, что административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения.
В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.
Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.
Получив или собрав (подготовив) материалы дела об административном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это есть должностная подведомственность. Она закреплена в статьях главы 3 ПИКАП (от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД и их заместители – п.2 ст. 3.6. ПИКАП; от имени Департамента ценовой политики Минэкономики – директор департамента и его заместители п.2. ст.3.14).
Кроме того, перечень должностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.
К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).
В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.
2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Определение круга органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях, имеет большое значение для обеспечения справедливого и законного привлечения правонарушителей к административной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные административные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальными знаниями и быть компетентным в данной области.
Оперативность рассмотрения административных дел многочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти же органы и должностные лица систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.
Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов. Отдельные из них созданы специально для paзрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции).
Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления.
К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно связаны с.отраслями государственного управления и функционируют на основании специализации и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вышестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обязательные последним указания по конкретным делам об административных правонарушениях.
Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.
В настоящее время, несмотря на все многообразие органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, они систематизированы следующим образом:
· административные комиссии при исполнительных комитетах, районных администрациях;
· сельские, поселковые исполнительные комитеты;
· районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;
· районные (городские) суды (судьи);
· органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях.
Правовыми основами этой системы являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и иные законодательные акты Республики Беларусь.
Указанные органы (должностные лица) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению ПИКАП и иными нпа Республики Беларусь.