ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 6 страница
Если после поступления в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее пяти суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте понятие принципов уголовного процесса.
2. Какова система принципов уголовного процесса?
3. Какова роль Конституции в формировании принципов уголовного процесса?
4. В чем суть принципа законности уголовного процесса?
5. Дайте понятие принципа публичности уголовного судопроизводства.
6. Каково содержание принципа осуществления правосудия только судом?
7. В чем состоит смысл принципа независимости судей?
8. Каково ваше представление о принципе неприкосновенности личности и жилища?
9. Расскажите о принципе презумпции невиновности.
10. В чем заключается действие принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту?
11. Укажите, в чем суть принципа состязательности уголовного судопроизводства
12. Каково действие принципа гласности в уголовном процессе?
Глава 4 УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать понятие, сущность и значение института уголовного преследования, отличие понятий «уголовное преследование», «подозрение», «обвинение»;
• уметь формулировать содержал не и особенности реализации каждого из видов уголовного преследования;
• владеть надлежащими знаниями о субъектах уголовного процесса и их полномочиях по реализации конкретного вида уголовного преследования.
4.1. Понятие уголовного преследования
Уголовно-процессуальное законодательство обеспечивает реализацию норм уголовного права, устанавливающих перечень деяний, влекущих уголовную ответственность и наказание. В момент совершения преступления у лица, его совершившего, возникает обязанность понести наказание, а у государства, запретившего подобные деяния, появляется право возложить уголовную ответственность на данное лицо. С целью привлечения виновного к уголовной ответственности УПК устанавливает процессуальную форму деятельности уполномоченных государственных органов, направленную на изобличение подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. В УПК эта процессуальная деятельность получила наименование «уголовное преследование».
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК).
Под сторонами в п. 45 ст. 5 УПК понимаются участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.
Понятие «уголовное преследование» впервые было закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве (еще в УПК РСФСР) в 2001 г. До этого времени оно использовалось лишь в иных нормативных правовых актах, например в Законе о прокуратуре. Введение в текст УПК РСФСР понятия «уголовное преследование» явилось следствием реализации состязательных начал в отечественном уголовном судопроизводстве.
Государство, гарантирующее каждому защиту его прав и законных интересов от преступных и иных противоправных посягательств, возлагает на свои органы обязанность уголовного преследования лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование от имени государства осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК).
В связи с этим ч. 2 ст. 21 УПК обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принять предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Эта норма выражает публичные (официальные) начала в уголовном процессе, так как компетентные органы не могут обойти вниманием ни один случай обнаружения признаков преступления и обязаны отреагировать на каждый подобный факт.
Формулируя понятие сторон, законодатель фактически отождествляет уголовное преследование и обвинение. Но далеко не всегда их полное отождествление является правомерным. Лишь в некоторых случаях органы предварительного расследования обладают всеми необходимыми сведениями о событии преступления и лице, его совершившем.
Зачастую уголовное преследование представляет собой динамическую деятельность, в рамках которой органы расследования проходят от полного неведения о том, кто совершил преступление, до установления виновности определенного лица. В случае возбуждения уголовного дела по факту преступления проводятся следственные действия, направленные на закрепление следов преступления, собирание доказательств. После чего выдвигаются первоначальные версии, при проверке которых определяется круг лиц, вероятно причастных к совершенному преступлению, проверяется их алиби. Затем в материалах уголовного дела появляются сведения, указывающие на возможную причастность конкретных лиц к преступлению. Такие сведения именуются подозрением.
Под подозрением может пониматься совокупность доказательств (сведений), указывающих на вероятную причастность определенного лица к совершенному преступлению, но недостаточных для формулирования однозначного вывода о совершении преступления именно этим лицом.
В качестве доказательств, позволяющих заподозрить лицо в совершении преступления, могут рассматриваться сведения о пребывании этого лица в месте, где было совершено преступление, обнаружение у него похищенных предметов и т.д. Такие сведения, как правило, косвенно указывают на вероятность совершения преступления именно этим лицом, однако не исключается и иная их трактовка. Например, похищенные предметы такому лицу могли передать на хранение, подарить или продать, не разъясняя при этом их происхождения. Следовательно, подобные сведения могут рассматриваться лишь в качестве предположения о совершении преступления каким-то лицом.
В ходе дальнейшего расследования уголовного дела органы предварительного расследования собирают новые доказательства, расширяют доказательственную базу, в результате чего может быть сформулирован уже однозначный вывод о совершении преступления конкретным лицом. При наличии такой совокупности доказательств лицу может быть предъявлено обвинение.
Законодатель определяет обвинение как утверждение о совершении определенным лицом запрещенного уголовным законом деяния, выдвинутое в порядке, установленном УПК (п. 22 ст. 5 УПК).
Различие между подозрением и обвинением состоит в объеме доказательственной информации, которой располагает дознаватель или следователь, в степени доказанности виновности конкретного лица в совершении преступного деяния. Если рассматривать уголовное преследование как обвинение в динамике, то подозрение, как правило, предшествует обвинению. Следует отметить и то обстоятельство, что подозрение не является обязательным элементом уголовного преследования. По ряду уголовных дел с самого начала расследования органы, его осуществляющие, могут располагать достаточными доказательствами, однозначно указывающими на совершение преступления определенным лицом. В таких ситуациях лицу сразу будет предъявлено обвинение в совершении преступления.
4.2. Виды уголовного преследования
Государственный (общественный) интерес в уголовном судопроизводстве выражается через публичные (официальные) начала, а интересы личности выражают диспозитивные начала уголовно-процессуального права.
Публичность (официальность) уголовного судопроизводства означает, что органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры обязаны осуществлять процессуальную деятельность от имени и в интересах государства вне зависимости от воли и желания отдельных участников процесса, а иногда и вопреки их волеизъявлению.
Государственные органы и их должностные лица в случае обнаружения признаков преступления не могут отказаться от уголовного преследования на том основании, что потерпевший об этом их не просит. По общему правилу вне зависимости от того, обратился ли потерпевший в компетентные органы с заявлением о совершении преступления органы, выявившие признаки преступления, обязаны возбудить уголовное дело, провести расследование и привлечь виновных к уголовной ответственности.
В ходе раскрытия и расследования уголовных дел интересы государственных органов и пострадавших лиц, как правило, совпадают. Интересам потерпевшего не противоречит изобличение виновного в совершении преступления и привлечение его к уголовной ответственности. Кроме того, отказ законодателя от требований публичности, указание на обязательность учета мнения потерпевшего относительно необходимости уголовного преследования неминуемо повлекли бы рост случаев противоправного воздействия на потерпевших с целью принуждения их к отказу от обращения в правоохранительные органы.
Диспозитивность, в отличие от публичности, является положением, выражающим свободу личности от государства и закрепляющим ситуации, когда государственные органы не обладают полномочиями по осуществлению каких-либо официальных действий без учета волеизъявления личности.
Различное соотношение публичности и диспозитивности по некоторым категориям уголовных дел обусловило выделение в уголовно-процессуальном законодательстве нескольких видов уголовного преследования (обвинения).
1. Уголовные дела публичного обвинения. Согласно ч. 5 ст. 20 УПК делами публичного обвинения являются все уголовные дела, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК.
2. Уголовные дела частного обвинения. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 1281 (клевета) УК, считаются уголовными делами частного обвинения. Такие уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Отсутствие заявления потерпевшего или его представителя по таким фактам является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК).
Следовательно, частное обвинение можно рассматривать как порядок производства по уголовному делу, при котором начало уголовно-процессуальной деятельности, ее дальнейшее течение и окончание полностью зависят от волеизъявления частного лица. Названные преступления не представляют повышенной общественной опасности, а потому решение вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности целиком и полностью зависит от волеизъявления потерпевшего.
3. Уголовные дела частно-публичного обвинения. К частно-публичному обвинению УПК относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных: ч. 1 ст. 131 (изнасилование), ч. 1 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав), ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав) УК, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 159—1596, 160, 165 УК, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК. Отнесение перечисленных составов преступлений к делам частно-публичного обвинения обусловлено тем, что несмотря на их общественную опасность законодатель не может грубо вмешаться в сложившуюся конфликтную ситуацию. Сотрудники правоохранительных органов не смогут самостоятельно решить вопрос о том, имело ли место изнасилование или насильственные действия сексуального характера; без учета волеизъявления потерпевшей (потерпевшего) это невозможно. Аналогичные суждения могут быть высказаны и применительно к фактам нарушения неприкосновенности жилища, частной жизни и т.д.
Частно-публичное обвинение представляет собой такой порядок производства по уголовным делам, при котором начало уголовно-процессуальной деятельности зависит от волеизъявления частного лица, но дальнейшее ее течение и окончание, по общему правилу, уже не зависят от воли и желания частных лиц. Для признания деяния преступным и возбуждения уголовного дела требуется заявление потерпевшего, но после возбуждения уголовного дела производство по нему приобретает публичный характер, а следовательно, итоговые решения не согласуются с волеизъявлением потерпевшего. Исключение предусмотрено ст. 25 УПК, предоставляющей суду, а также следователю с согласия руководителя следственного органа или дознавателю с согласия прокурора право на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. По данному основанию не могут быть прекращены лишь уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК, отнесенные уголовным законом к категории тяжких.
Закрепляя необходимость учета волеизъявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения, законодатель оставляет органам уголовного преследования возможность вмешиваться в частные интересы и по таким уголовным делам. В ч. 4 ст. 20 УПК закреплено право руководителя следственного органа, следователя, а также с согласия прокурора дознавателя возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. В том числе в случаях совершения преступления лицом, данные о котором не известны.
Уголовно-процессуальный закон называет три вида обвинения (уголовного преследования). Однако анализ норм действующего УПК позволяет выделить ситуации, не отнесенные законодателем ни к одному из видов уголовного преследования.
В ст. 25 УПК закреплена возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 76 УК, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
По данному основанию могут быть прекращены уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения, по общему правилу не подлежащие прекращению по заявлению потерпевшего.
Закон не обязывает следователя, дознавателя и суд прекращать уголовные дела в таких ситуациях, а предоставляет им возможность усмотрения — право прекратить уголовное дело. Такой институт получил название — публично-частного обвинения.
В ст. 23 УПК возбуждение уголовного дела связывается с заявлением или согласием руководителя коммерческой или иной организации в отношении деяний, предусмотренных гл. 23 УК, если такое деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Данный вид обвинения именуют общественно- публичным (В. Т. Томин, И. Л. Петрухин).
Совместная деятельность участников стороны обвинения (потерпевшего, гражданского истца, прокурора), реализуемая в виде выдвижения и поддержания обвинения (гражданского иска), в теории уголовного процесса получила название — субсидиарного обвинения.
4.3. Государственные органы, осуществляющие уголовное преследование
Уголовно-процессуальное законодательство указывает на то, что уголовное преследование осуществляется стороной обвинения (п. 55 ст. 5 УПК). Кроме того, бремя доказывания виновности обвиняемого и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, возлагается на сторону обвинения и в силу существования принципа презумпции невиновности (ч. 2 ст. 49 УПК).
Согласно п. 47 ст. 5, гл. 6 УПК к стороне обвинения относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.
Обязанность уголовного преследования возлагается прежде всего на государственные органы — органы предварительного расследования: следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя. Иные участники, отнесенные законом к стороне обвинения, могут лишь принимать участие в уголовном преследовании, но не обязаны этого делать.
Законодатель в п. 56 ст. 5 УПК разъясняет, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу.
Уголовное преследование в досудебном производстве
представляет собой деятельность, направленную на подготовку и обоснование обвинительного тезиса.
Действующее нормативное регулирование возлагает на органы предварительного расследования следующие обязанности.
1. В каждом случае обнаружения признаков преступления принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. С этой целью проводится предварительная проверка сообщения о преступлении, устанавливаются данные, указывающие на признаки преступления.
2. После возбуждения уголовного дела произвести расследование, установить все обстоятельства преступного деяния, определить квалификацию содеянного по УК и при наличии оснований сформулировать обвинение. При этом в ходе предварительного следствия существует возможность корректировки обвинения путем его изменения или дополнения. Окончательное обвинение формулируется следователем в обвинительном заключении. При производстве дознания обвинение излагается в обвинительном акте.
3. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.
4. В зависимости от результатов расследования на основе собранной совокупности доказательств по своему внутреннему убеждению принять решение о направлении уголовного дела прокурору и в суд или его прекращении. В соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Уголовное преследование в судебном производстве выражается в поддержании обвинения в суде государственным обвинителем (прокурором), обеспечивающим его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК).
В рамках судебного следствия государственный обвинитель излагает существо обвинения, приводит доказательства виновности подсудимого в инкриминируемом преступлении, опровергает доводы стороны защиты, дает оценку собранным доказательствам, выступает с обвинительной речью, высказывает предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Государственному обвинителю предоставляется право отказаться от обвинения полностью или частично. Отказ государственного обвинителя от обвинения в соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.
Право участвовать в уголовном преследовании закон предоставляет также потерпевшему и его представителю (ст. 22 УПК). По уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения названные участники уголовного судопроизводства могут лишь оказывать содействие органам предварительного расследования в изобличении подозреваемого и обвиняемого, поскольку обязанность уголовного преследования в данном случае возлагается на государственные органы, а по уголовным делам частного обвинения потерпевший и его представитель выдвигают и поддерживают обвинение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под уголовным преследованием?
2. Назовите виды уголовного преследования.
3. Что представляет собой производство по уголовным делам публичного обвинения?
4. Что представляет собой частно-публичное обвинение?
5. Поясните, какие особенности производства по уголовным делам частного обвинения устанавливает уголовно-процессуальное законодательство. Чем можно объяснить такие особенности?
6. В каких случаях следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело частного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя?
Глава 5 УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать понятие, виды и классификацию участников уголовного процесса;
• уметь формулировать роль каждого из участников в уголовном судопроизводстве, сущность его правового статуса, права и обязанности;
• владеть надлежащими знаниями об особенностях реализации прав и обязанностей участниками уголовного процесса со стороны обвинения и защиты.
5.1. Понятие участника уголовного судопроизводства
Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель), другие — посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители), третьи — по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.), четвертые — путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).
Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процессa, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:
• суд;
• участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения;
• участники уголовного судопроизводства со стороны защиты;
• иные участники.
Вне зависимости от принадлежности к той или иной из указанных групп можно констатировать, что участники уголовного судопроизводства — это лица, наделенные уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями сообразно их процессуальному положению.
Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) этих отношений.
Деление участников уголовного судопроизводства на те или иные классификационные группы имеет познавательное значение, позволяет на основе принадлежности к той или иной группе определить интересы субъекта, его процессуальные права и обязанности.
В теории российского уголовного процесса высказаны различные точки зрения о соотношении понятий «участник» и «субъект» уголовного процесса. Согласно существующим точкам зрения:
• участник и субъект — тождественные понятия;
• участник — более узкое понятие, чем субъект. К участникам следует относить лиц, которые отстаивают личный интерес либо представляют чьи-то личные интересы в уголовном судопроизводстве. Все остальные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, выступают в качестве субъектов уголовного процесса.
5.2. Суд
В соответствии с Конституцией РФ отправление право судия — исключительная компетенция суда. При этом судебная власть осуществляется лишь посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Таким образом, сфера уголовно-процессуальных отношений относится к одной из четырех систем отношений, в которой важнейшие правоприменительные полномочия осуществляют особые государственные органы — носители судебной власти. Ими согласно Конституции РФ могут быть только суды.
В соответствии с Законом о судебной системе правосудие по уголовным делам осуществляют федеральные суды общей юрисдикции (в том числе военные суды) и мировые судьи. Уголовно-процессуальный закон особо подчеркивает, что только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК), принять решение о возмещении имущественного вреда (п. 31 ч. 2 ст. 29 УПК).
Большинство уголовных дел до суда проходит стадию предварительного расследования, материалы которого, как и выводы лиц, ответственных за его проведение, имеют для суда лишь предварительное значение. Суд основывает свой приговор на доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании, он не связан при вынесении приговора ничьим мнением.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).
Уголовно-процессуальный закон только суд наделил правом применения к лицу принудительных мер медицинского характера (гл. 51) и мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл. 50).
Суду предоставлены значительные полномочия по решению в ходе предварительного расследования важнейших вопросов, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, в том числе: избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста; продления сроков содержания под стражей или срока домашнего ареста; помещения подозреваемого, обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар; проведения в жилище обыска, выемки (в том числе вещей из ломбарда), осмотра; наложения ареста на корреспонденцию, разрешения на ее осмотр и выемку в учреждениях связи (ч. 2 ст. 29 УПК). Наконец, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы заинтересованных в том участников уголовного процесса на действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя.
Суд действует в уголовном судопроизводстве либо как коллегиальный орган, либо в составе одного судьи. Единолично рассматриваются дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—4 ч. 2 ст. 30 УПК.
Коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел сохраняется в суде первой инстанции в составе трех федеральных судей (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК), а также в судах с участием присяжных заседателей. В судах кассационной и надзорной инстанций также действует коллегиальный состав судов: рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ в составе трех судей, а в порядке надзора — большинством членов Президиума Верховного Суда РФ. Лишь при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и постановления мировых судей в апелляционном порядке дело рассматривается единолично судьей соответствующего районного суда.
Надо отметить важную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанций коллегиальным составом суда. На председательствующего закон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий по обеспечению прав участников процесса и правильного хода судебного разбирательства, а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещанием судей при постановлении приговора (ст. 301 УПК).