Формы работы Совета Министров

5.1. Организационно-правовые формы работы

Совет Министров — коллегиальный орган, поэтому основной формой его работы является коллегиальность, выражающаяся в проведении заседаний. Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. За­седание считается правомочным, если в нем принимает участие не меньше половины (50%+ 1) членов Правительства. Решения принимаются большинством голосов членов Правительства, при-

сутствующих на заседании (ст. 25 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах»). Таким образом, если за принятие того или иного решения проголосует меньше чем одна треть членов Совета Министров, то решение считается непринятым. В случае равенства голосов считается принятым ре­шение, за которое проголосовал председательствующий.

Председательствующим на заседаниях является Премьер-ми­нистр. При его отсутствии заседания проводит по поручению Премьер-министра и согласованию с Президентом один из замес­тителей Премьер-министра. На заседаниях имеет право председа­тельствовать Президент.

Ответа на вопрос, участвует ли Президент в голосовании, в законодательстве не существует. Между тем, имеются правовые нормы, четко закрепляющие правила, что голос председательствую­щего на заседании Совета Министров или его Президиума является определяющим (решающим). Кроме того, в голосовании могут участвовать только члены Правительства. Президент не является членом Правительства. Таким образом, председательствование Пре­зидента на заседаниях Совета Министров превращается в опреде­ленном смысле в формальность. При этом он осуществляет руко­водство заседанием. Однако его правовой статус в подобном ка­честве не определен, поэтому юридически Президент как председа­тельствующий не обладает никакими другими полномочиями, кро­ме полномочий по порядку ведения заседания. Необходимо устра­нить существующие в законодательстве упущения, определить ста­тус Президента в качестве председательствующего на заседаниях Совета Министров. Правильным было бы также оговорить право Президента председательствовать на заседаниях Президиума Совета Министров. В соответствии с пунктом 15 статьи 84 Конституции и частью 3 статьи 25 Закона «О Совете Министров Республики Бела­русь и подчиненных ему государственных органах» Президент вправе председательствовать только на заседаниях Совета Минис­тров, а Президиум является органом Совета Министров,

Заседания — основная форма деятельности Совета Минис­тров, поскольку на них рассматриваются и решаются основные, наиболее важные вопросы, относящиеся к его компетенции.

В упомянутом выше Законе определена исключительная компе­тенция Совета Министров. Вопросы, входящие в нее, рассматривают­ся только на его заседаниях. В статье 26 данного Закона дан перечень таких вопросов. К ним относятся: вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государ-

ственных внебюджетных фондов; проекты и программы экономичес­кого и социального развития Республики Беларусь; основные на­правления внутренней и внешней политики Республики.

Одной из форм деятельности Совета Министров следует рас­сматривать его Президиум.

Президиум также коллегиальный орган. Его работа строится в форме заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели (ч. 2 ст. 27 Закона). Заседа­ния проходят под председательством Премьер-министра или одно­го из его заместителей, как и заседания Совета Министров. Засе­дание считается правомочным, если на нем присутствует больше половины общей численности членов Президиума. Решения при­нимаются большинством голосов от общей численности членов (ч. 3 ст. 27 Закона).

Формой работы Совета Министров является и опросный поря­док принятия постановлений. Он предусмотрен частью 4 статьи 27 Закона и состоит в том, что в кулуарах выясняется мнение членов Президиума по тем или иным вопросам, вынесенным на рассмотре­ние Совета Министров или его Президиума, без рассмотрения их на заседаниях. Такими могут быть неотложные или не требующие обсуждения вопросы. После опроса принимается постановление от имени Совета Министров. Опрос выражается, как правило, в форме визирования проекта постановления. Количество членов Президиу­ма, необходимое для того, чтобы его можно было считать достаточ­ным для принятия постановления, в законодательстве прямо не установлено, как не установлен и порядок опроса.

На практике следует руководствоваться правилом, закреп­ленным в части 3 статьи 27 Закона. Таким образом, если Прези­диум состоит из 11 членов, то постановление будет считаться принятым в случае его визирования 6 членами и является актом Совета Министров, состоящего из 38 человек.

В научной литературе опросный порядок работы Совета Ми­нистров подвергается резкой критике. Законодатель и практика не отказались от него. Это объясняется наличием множества во­просов, по которым Совету Министров и его Президиуму необхо­димо принимать постановления, что вынуждает проводить еже­дневные заседания. Разумеется, это не только нежелательно, но и невозможно. Если судить только по опубликованным постановле­ниям (большинство из них является протокольными решениями и не публикуется), то получается, что постановления принимают­ся каждый день. Например, 15 августа 2001 г. принято два поста-

новления, 16 августа — четыре,17 августа — шесть, 18 августа 2001 г.— четыре и т.д. Понятно, что они принимались не на засе­даниях, а опросным порядком.

Если проанализировать характер вопросов, по которым при­няты данные постановления, то большинство из них действитель­но не требует обсуждения, не нуждается в проведении дискуссии и выявлении мнения многих членов Правительства. Б связи с этим было бы правильным предоставить право Премьер-минис­тру решать такие вопросы путем издания распоряжений с после­дующим сообщением на очередном заседании Совета Министров или его Президиума. Совет Министров, его Президиум должны обладать правом согласиться или не согласиться с решением Премьер-министра, утвердить или не утвердить принятые им акты. Это стимулировало бы оперативность в решении вопросов и сви­детельствовало бы об определяющей роли коллегиального органа. Не исключается, чтобы Премьер-министр обладал полномочиями окончательного решения указанных выше вопросов.

В Конституции (ст. 108) закреплено правило о приоритете, пре­обладании коллегиальности в деятельности Совета Министров. Между тем, в Конституции не учтено, что коллегиально на заседа­ниях Совета Министров невозможно решать все вопросы, входящие в компетенцию Совета Министров. Следовательно, необходимо или изменить статью 108 Конституции, или сузить компетенцию Совета Министров.

Опросный порядок принятия постановлений Совета Минист­ров может порождать формализм и безответственность. Он снижа­ет роль коллегиального органа — Совета Министров, его Президи­ума и является нарушением Конституции, в частности статьи 108, в которой записано, что постановления принимаются Правитель­ством, т.е. на его заседаниях.

Коллегиальность работы Совета Министров тесно сочетается с единоначалием, которое реализуется посредством работы Премьер- министра, его заместителей и членов Правительства. Единонача­лие в коллегиальных органах необходимо для персональной ответ­ственности за их работу, организации работы, решения менее важ­ных и сложных, не требующих выявления коллегиального мне­ния (мнения многих членов коллегии) вопросов, способствует оперативному решению вопросов. Единоначалие не противоречит и не противопоставляется коллегиальности, а способствует лучше­му ее выражению.

В Законе лишь частично оговаривается, какие вопросы могут решаться только на заседаниях и какие— единоначально (ст.ст. 20, 21 и 26 Закона). Компетенция Совета Министров в главе 2, части 1 статьи 12 и статье 14 Закона определяется в целом неза­висимо от форм его работы. Единоначально Премьер-министр и его заместители решают, какой вопрос следует выносить на засе­дание Совета Министров или Президиума Совета Министров, а какой может быть решен единоначально. Единоначально решает­ся немало вопросов, направляется, координируется деятельность подчиненных. Единоначалие в деятельности Совета Министров как коллегиального органа сводится не только к организаторской работе, но и к совершению юридически важных действий.

В разных странах неодинаковы подходы к рассматриваемому вопросу1.

В Российской Федерации Председатель Правительства наде­лен правом определять основные направления деятельности Пра­вительства в рамках предоставленных Правительству полномочий (ст. 114 Конституции РФ) и организовывать его работу (ст. 113 Конституции РФ). В Румынии Премьер-министр руководит Пра­вительством и координирует деятельность его членов, соблюдая принадлежащие им полномочия (ст. 106 Конституции Румынии),

Подобные полномочия имеются у Министра-председателя Венгерской Республики и Председателя Правительства Чешской Республики. В Венгерской Республике он руководит заседания­ми Правительства и обеспечивает исполнение его постановлений и решений (§ 36 Конституции Венгрии), в Чешской Республи­ке — организует деятельность правительства, руководит его засе­даниями (ст. 77 Конституции Чехии).

Аналогичный статус имеет Председатель Совета Министров в Италии. Он руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность (ст. 95 Конституции Италии).

В Польской Республике Председатель Совета Министров вправе издавать распоряжения, обеспечивать осуществление по­литики Совета Министров и определять способы ее осуществле­ния, осуществлять надзор за территориальным самоуправлением в пределах и формах, определенных в Конституции и законах (ст. 148 Конституции).

Во Франции Премьер-министр наделен еще более широкими полномочиями. В частности, он не только руководит деятель­-

[1] См.: Конституции государств Центральной и Восточной Европы; Кон­ституции зарубежных государств.

ностью Правительства, но и несет ответственность за националь­ную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет регламентарные полномочия, назначает на гражданские и военные должности (ч. 1 ст. 21 Конституции). Премьер-министром в ряде случаев контрассигнуются акты Президента Республики (ст. 19 Конституции). В его распоряжении находятся административные органы1.

Наши рекомендации