Понятие и признаки конституции: основные теоретические проблемы
Овсепян Ж. И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции //Правоведение. -2001. - № 5. - С. 24 - 36
Термин «constitutio» переводится с латыни как «учреждение», «устройство». По свидетельству памятников права, он был известен еще рабовладельческому и феодальному обществам. В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах — хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами Но появление конституций в современном их значении — как основных законов государства и общества — составляет особенность более позднего времени, относится к периоду буржуазных революций. Впервые такое определение понятие «конституция» было дано в ст. 16 знаменитой французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., где сказано: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции». Как видим, в этой формуле содержатся указания на два минимальных признака конституционного строя.
Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:
а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц;
б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;
в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.
Предпосылками принятия конституций являются прежде всего буржуазные революции, вместе с тем они стали следствиями таких событий, как войны, социальные революции, смены политических режимов, государственные (военные) перевороты, образование новых государств, разделы территорий, выделение из состава федерации, освобождение от колониальной зависимости и т. д.
Наличие конституции — обязательный компонент современного государства. Значение конституций для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия (безотносительно к содержанию) может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение (самоограничение) государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений.
Хотя вопросы о понятии, сущности конституции, ее признаках исследуются уже три столетия со времени появления первых конституций, однако они, безусловно, в плане их актуальности относятся к числу далеко не исчерпанных и наиболее сложных в теории государства и права.
Можно выделить пять основных направлений в исследованиях понятия конституции: 1) формально-юридическое (или нормативистское) направление; 2) естественно-правовая (или договорно-правовая) теория права, конституции; 3) социологическая (или лассальянская) концепция конституции; 4) классово-волевая (или марксистско-ленинская) теория права, конституции; 5) институционалистское направление в исследованиях понятия конституции.
1. Формально-юридическое (нормативистское)направление в определениях понятия конституции имеет в своей основе юридический позитивизм. В к. XIX — н. XX столетия (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги): право — это закон (иной нормативный акт), принятый компетентным государственным органом (парламентом) в рамках особой, законодательной (иной правотворческой) процедуры и обеспечиваемый государственным принуждением. Соответственно, конституция определяется как юридический документ, в котором содержатся установленные нормы и институты. Это основной закон, закрепляющий механизм государственной власти, права и свободы человека; закон, обладающий специфическими свойствами в сравнении с иными законами государства, обеспечиваемый государственным принуждением, в том числе охраняемый посредством специфических механизмов, гарантирующих принцип верховенства конституции.
Формально-юридический подход к проблеме сущности конституции присутствует и в российской литературе последних лет. Так, В. В. Маклаков, один из соавторов учебника по конституционному праву зарубежных стран, пишет: «Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия».
Формально-юридическое направление в исследованиях конституции является очень важным, но недостаточным. Такой подход к определению понятия конституции является односторонним, не позволяет понять, почему принимается та или иная конкретная конституция, почему она получает именно такое содержание, отличающее ее от других основных законов, какие причины вызывают необходимость внесения в нее определенных изменений и дополнений в рамках одного и того же строя, существующего в данной стране. Ответ на указанные вопросы может дать выявление сущности конституций.
В отличие от формально-юридического подхода для естественно-договорного, социологического и марксистского направлений в определении понятия конституции характерно стремление в том или ином объеме отразить ее социально-политическую природу.
2. Естественно-правовая (договорная) теория права, конституции.(трудыЖ.-Ж. Руссо, А. Радищева, Т. Гоббса): право — это не продукт государственного нормотворчества; права и свободы принадлежат человеку от рождения, имеют природное, естественное происхождение. Но право подобно математическим, физическим и химическим законам «открывается» государством, признается и обеспечивается им. Причем признание права, т. е. его трансформация в закон или иначе — придание праву формы закона (иного нормативного акта), возможно и целесообразно только при наличии общественного договора, согласия. Точно так же и конституция согласно теории естественного права — это совокупность норм естественного права, открытых, обсужденных и закрепленных государством и обеспеченных силой государственного принуждения; причем принятие конституции, осуществление конституционной реформы возможно лишь при наличии общественного договора, согласия относительно вкладываемой в текст конституции концепции естественного права. Согласно трактовке сущности конституции как общественного договора все члены общества в связи с принятием конституции как бы заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. В соответствии с этими концепциями конституция — выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
3. Социологическая (лассальянская) концепция конституции.Основоположник - германский ученый, социалист Ф. Лассаль (1825-1864): «Конституционные вопросы — прежде сего вопросы силы, а не права, действительная конституция страны источается лишь в существующих в стране реальных фактических отношениях силы». И далее: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны».
Ф. Лассаль предлагал различать писаную конституцию и реальную (действительную, фактическую) конституцию. Писаную конституцию Ф. Лассаль определял как собранные «на одном листе бумаги, в одном акте снования учреждений и правительственной власти всей данной страны». А фактическую конституцию, как уже отмечалось, он характеризовал как фактически существующее в стране соотношение общественных сил. Следующий важный тезис в лассальянской концепции конституции касается определения хронологических рамок существования фактической конституции. По мнению Ф. Лассаля, «каждая страна не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший ли дурной, все равно, и это так же верно, как верно то, что всякий организм, сякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию... ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами».
Таким образом, согласно учению Ф. Лассаля фактическая конституция отличие от юридической (писаной) присуща любому государственно-организованному обществу, в том числе рабовладельческому и феодальному государствам, а не только буржуазному.
Лассальянская концепция конституции как соотношение общественных сил с неизбежностью приводит к отрицанию необходимости особого механизма защиты юридической конституции, поскольку, по логике Ф. Лассаля, неприкосновенность юридической (писаной) конституции гарантирована ее соответствием фактической (действительной) конституции. В завершение скажем, что лассальянская теория конституции является в России, пожалуй, наиболее популярной, широко известной среди юристов. Она имеет много сторонников и столь же много критиков — как в прошлом, так и в настоящем.
4. Классово-волевая (илимарксистско-ленинская) теория права, конституции.В ее основе лежат две концептуальные идеи: экономическая обусловленность конституции (права) и классовый подход. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса конституция, как и государство и право, — это надстроечные явления, которые предопределены состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общества; конституция (государство и право в целом) — это надстройка над экономическим базисом. Другая идея марксовой концепции конституции заключалась в том, что конституция любого государства рассматривается «как продукт классовой борьбы», как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет свое политическое господство. То есть конституция, по сути, рассматривается как акт насилия одного класса над другим.
5. Институционалистское направление в исследованиях понятия конституциихарактеризует конституцию «как статут не только государства, но и нации как корпоративного целого». Так, М. Ориу определял конституцию как статут государства и нации.
Юридические свойства конституции.
К-цию как НПА, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.
К-ция принимается народом или от имени народа. В преамбуле К-ции РФ сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Причем это первая во всей российской истории К-ция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений
Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет.
К-ция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.