Сущность пропорциональной избирательной системы

заключается в следующем:

• за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии; • выборы обязательно проводятся по многоман­датным избирательным округам; • партии выдвигают так называемые «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии и их очередность на получе­ние мандатов; • избиратель голосует за партию (следовательно, за партийный список вцелом); • мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голо­сов, полученных партиями на выборах (т. е. чем больше голосов изби­рателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов); • полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке; • применяется избирательная квота, под которой пони­мается среднеарифметическое число, действующее в качестве мерила для распределения мандатов

Важным элементом пропорциональной избиратель­ной системы является заградительный барьер (заградительный пункт), под которым пони­мается минимум голосов избирателей, установленный для представительства партии в парламенте. Только при условии, что партия полу­чила этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за нее, не учитываются. Загради­тельный барьер различен в избирательных законах зарубеж­ных стран: 1% – в Израиле, 2% – в Дании, 2,5% – в Шри-Ланке, 3% – в Аргентине, Испании, 4% – в Болга­рии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% – в ФРГ, Литве (с 1996 г.), в Польше (для блоков – 8%), 8% – в Египте, 10% – в Турции. Установление за­градительного барьера мотивируется стремлением соз­дать условия для эффективной работы парламента.

После определения количества мандатов, завоеванных каждой партией, решается вопрос о том, кому персо­нально из кандидатов партийного списка будет вручен депутатский мандат.

Основныедостоинства и недостатки пропорциональной

избиратель­ной системы:

Достоинства Недостатки
• не устраняет с политической арены мелкие партии; • более точно отражает расстановку политических сил в обществе; • позволяет организовываться новым партиям и быстро выходить на политическую сцену; • способствует более частой сменяемости власти; • помогает парламенту четко структурироваться; • укрепляет многопартийность и политический плюрализм • в качестве результата дает пеструю картину политических сил, пред­ставленных в парламенте; • многочисленные партии не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое правительство, воз­никают партийные интриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаются коалиции, слишком часто меняется прави­тельство; • голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных кандидатов; потому в парламент попадают и случайные люди, которые никогда не были бы избраны лично в округах; • в партиях (особенно в парламентских фракциях) господствует диктат партийной верхушки, жесткая партийная дисциплина; боясь потерять к следующим выборам место в партийном списке, депутаты отстаивают узкопар­тийные интересы, а не интересы народа; • нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и конкретными избирателями

Смешанная избирательная система построена на сочетании мажоритарной и пропорциональной систем. Она может быть симметричной и асимметричной.

Смешанная избирательная система признается симметричной, когда количество избираемых депутатов по мажоритарной и пропорциональной систе­мах является одинаковым (равным). Например, Государственная дума Российской Федерации, состоящая их 450 депутатов, избиралась по двум системам в равном количестве депутатов (225 – по мажоритарной и 225 по пропорциональной избирательной системам. С декабря 2005 г. выборы Государствен­ной думы осуществляются по пропорциональной избирательной системе). Бундестаг (нижняя палата немецкого парламента) избирается по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов – по мажоритарной системе, другая, – по пропорциональной.

Смешанная избирательная система признается асимметричной, когда устанавливается не одинаковое количество депутатов, избираемых по мажоритар­ной и пропорциональной системам. Например, нижняя палата Парламента Италии включает 630 депу­татов, из которых 475 избиралось по мажоритарной, а 155 по пропорциональной системам (до 2005 г.). В Польше предусматривается избрание нижней палаты парламента (Сейма) на основе пропорциональных выборов, а другой (Сената) – на мажоритарной. Такой же принцип применяется в Чехии: выборы в Палату депутатов осуществляются по пропорциональной системе, а выборы в Сенат – по мажоритарной (ст. 18 Конституции 1992 г.).

Смешанная избирательная система закреплена Конститу­цией Грузии 1995 г. Однопалатный Парламент Грузии избира­ется в соотношении 150/85 (по пропорциональной и мажоритарной системам соответственно). В Казахстане 67 депутатов нижней палаты Парламента избирается по одномандатным избиратель­ным округам, а 10 депутатов – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства (ст. 50 Конституции 1995 г.). Смешанная избирательная система действует и в Азербайджане.

Специфическая избирательная система получила закрепление в Японии, которую принято называть полупропорциональной. В соответствии с этой системой избиратель обладает пра­вом только на один голос независимо от количества избираемых депутатов. В ходе проведения голосования он в избирательном бюллетене помечает фамилию только одного кандидата. Избран­ным считается тот кандидат, который получил по сравнению с другими кандидатами относительное большинство голосов.

В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы – усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К ним относятся: система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум); кумулятивный вотум; система единственного передаваемого голоса; преференциальное голосование; панаширование.

Система единого непередаваемого голоса(система огра­ниченного вотума) – голосование только за одного канди­дата в многомандатном округе, в результате чего избира­ются несколько депутатов (по числу мандатов в округе), набравших друг за другом наибольшее число голосов. Применяется редко (например, в Японии до 1993 г.).

Кумулятивный вотум – система голосования в много­мандатном округе, при которой избиратель имеет не­сколько голосов (равных числу мандатов) и может голо­совать как сразу за нескольких кандидатов, так и за од­ного несколькими голосами (т. е. «аккумулировать» свои голоса). Эта система применяется в Баварии (ФРГ) при выборах органов самоуправления.

Система единого передаваемого голоса – избиратель голосует за нескольких кандидатов в порядке предпочте­ния. Например, данная система закрепляется Конститу­цией Ирландии (ст. 16).

Панаширование – система свободного голосования, когда избиратель может голосовать за всех кандидатов, которые его устраивают, за разные партийные списки, а также вписывать в бюллетень новые имена.

Референдум

Референдум (от лат. referendum: то, что должно быть сообщено) – имеющее силу закона голосование избирателей по наиболее важ­ным вопросам общегосударственного или местного характера.

Референдумы можно классифицировать по различным основаниям:

1. По способу проведения референдумы бывают обще­обязательными и факультативными. Общеобязательным считается такой референдум, посредством которого мо­жет быть решен данный вопрос (никакой иной орган не вправе принимать по нему решение). Факультативным признается референдум, который проводится по усмот­рению компетентного органа.

2. По своей юридической силе референдумы бывают решающими и консультативными. Решающим считается такой референдум, решения которого обладают высшей юридической силой и не могут быть отменены или изменены иначе как путем проведения нового референдума. Консультативным признается референдум, который не­посредственно не порождает юридических последствий и проводится с целью выявить мнение народа, на осно­вании чего другие компетентные органы принимают со­ответствующее решение.

3. В зависимости от предмета различают конституцион­ный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме решается вопрос о принятии конституции государства, проведении консти­туционных реформ (о внесении в нее изменений либо дополнений). Законодательный референдум проводится для принятия закона или внесения поправок в закон, ранее принятый народным голосованием.

4. В зависимости от времени и степени участия парла­мента в решении вопроса референдумы могут подразде­ляться на допарламентский, послепарламентский и внепар­ламентский.

5.По сфере применения референдум может быть обще­национальным (национальным), если он проводится в масштабе всей нации (государства), и местным,если проводится в отдельных субъектах федерации или адми­нистративно-территориальных единицах.

Впервые референдум был проведен в Швейца­рии в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор всенародным голосо­ванием решаются самые разнообразные вопросы. В 1974 г. путем референдума в Греции решался вопрос о форме правления (сохранить монархический режим или перей­ти к республиканской форме правления). В 2006 г. состоялся референдум в Панаме, на котором решался во­прос о модернизации Панамского ка­нала. В последние годы широкое распространение получили конституционные референдумы (в Швей­царии (1999 г.), Сербии (2006 г.). Одним из важнейших вопросов, имеющих значение для консолидации Евро­пы, является ратификация Европейской конституции. Ряд государств для придания этой Консти­туции обязательного характера провели референдумы (Дания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Испания). При этом во Франции и Нидерландах «европейская конституция» не получила поддержки большинства избирателей.

Наряду с референдумом, используется другая форма волеизъявления народа – «плебисцит». В научной литературе встречаются различные подходы к определению данного понятия. Одни авторы полагают, что плебисцит и референдум являются синонимами. Другие отмечают, что плебисцит – особая разно­видность референдума, на котором решаются судьбонос­ные для государства вопросы. К таким вопросам относят: вопросы, касающиеся государственной независимости; территориальной целостности; изменения статуса территории; изменения государственной границы. Примерами проведенных плебисцитов могут служить: плебисцит 1962 г. во Франции и Алжире о независимости Алжира, плебисцит 1988г. в Новой Каледонии о государ­ственной независимости от Франции, плебисцит 1995 г. о государственной независимости канадской провинции Квебек (51% жителей провинции проголосовал против независимости Квебека).

Процедура проведения референдума схожа с избира­тельным процессом, но имеет и свои особенности по следующим позициям:

1. По инициативе проведения референдума и его назначению.Референдум может назначаться: главой государства (монархом или президентом); главой государства с согласия парламента; парламентом государства. Инициатива на проведение референдума может исхо­дить непосредственно от вышеупомянутых органов государст­венной власти либо от других уполномоченных на то субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъек­тов федерации (например, во Франции, согласно сложившемуся толкова­нию Конституции и практике, инициатива по проведению рефе­рендума принадлежит Президенту страны, в Италии для проведе­ния голосования необходимо собрать 500 тысяч подписей изби­рателей или необходима инициатива органов местного само­управления (5 из 20 областных советов).

2. По формированию инфраструктуры референдума. Эта стадия включает в себя: состав­ление списков участников референдума, формирование органов по организации и проведению референдума, образование участков для голосования.

3. По формулировке вопросов, выносимых на референдум. Предмет референдума – это вопрос, подлежащий ре­шению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы: чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); требующие специальных знаний (вопросы бюджета, кадровой политики,, амнистии и помиловании);исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства; ответ на которые известен заранее (повышение заработ­ной платы, снижение налогов).

Наши рекомендации