Сущность пропорциональной избирательной системы
заключается в следующем:
• за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии; • выборы обязательно проводятся по многомандатным избирательным округам; • партии выдвигают так называемые «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии и их очередность на получение мандатов; • избиратель голосует за партию (следовательно, за партийный список вцелом); • мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (т. е. чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов); • полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке; • применяется избирательная квота, под которой понимается среднеарифметическое число, действующее в качестве мерила для распределения мандатов |
Важным элементом пропорциональной избирательной системы является заградительный барьер (заградительный пункт), под которым понимается минимум голосов избирателей, установленный для представительства партии в парламенте. Только при условии, что партия получила этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за нее, не учитываются. Заградительный барьер различен в избирательных законах зарубежных стран: 1% – в Израиле, 2% – в Дании, 2,5% – в Шри-Ланке, 3% – в Аргентине, Испании, 4% – в Болгарии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% – в ФРГ, Литве (с 1996 г.), в Польше (для блоков – 8%), 8% – в Египте, 10% – в Турции. Установление заградительного барьера мотивируется стремлением создать условия для эффективной работы парламента.
После определения количества мандатов, завоеванных каждой партией, решается вопрос о том, кому персонально из кандидатов партийного списка будет вручен депутатский мандат.
Основныедостоинства и недостатки пропорциональной
избирательной системы:
Достоинства | Недостатки |
• не устраняет с политической арены мелкие партии; • более точно отражает расстановку политических сил в обществе; • позволяет организовываться новым партиям и быстро выходить на политическую сцену; • способствует более частой сменяемости власти; • помогает парламенту четко структурироваться; • укрепляет многопартийность и политический плюрализм | • в качестве результата дает пеструю картину политических сил, представленных в парламенте; • многочисленные партии не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое правительство, возникают партийные интриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаются коалиции, слишком часто меняется правительство; • голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных кандидатов; потому в парламент попадают и случайные люди, которые никогда не были бы избраны лично в округах; • в партиях (особенно в парламентских фракциях) господствует диктат партийной верхушки, жесткая партийная дисциплина; боясь потерять к следующим выборам место в партийном списке, депутаты отстаивают узкопартийные интересы, а не интересы народа; • нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и конкретными избирателями |
Смешанная избирательная система построена на сочетании мажоритарной и пропорциональной систем. Она может быть симметричной и асимметричной.
Смешанная избирательная система признается симметричной, когда количество избираемых депутатов по мажоритарной и пропорциональной системах является одинаковым (равным). Например, Государственная дума Российской Федерации, состоящая их 450 депутатов, избиралась по двум системам в равном количестве депутатов (225 – по мажоритарной и 225 по пропорциональной избирательной системам. С декабря 2005 г. выборы Государственной думы осуществляются по пропорциональной избирательной системе). Бундестаг (нижняя палата немецкого парламента) избирается по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов – по мажоритарной системе, другая, – по пропорциональной.
Смешанная избирательная система признается асимметричной, когда устанавливается не одинаковое количество депутатов, избираемых по мажоритарной и пропорциональной системам. Например, нижняя палата Парламента Италии включает 630 депутатов, из которых 475 избиралось по мажоритарной, а 155 по пропорциональной системам (до 2005 г.). В Польше предусматривается избрание нижней палаты парламента (Сейма) на основе пропорциональных выборов, а другой (Сената) – на мажоритарной. Такой же принцип применяется в Чехии: выборы в Палату депутатов осуществляются по пропорциональной системе, а выборы в Сенат – по мажоритарной (ст. 18 Конституции 1992 г.).
Смешанная избирательная система закреплена Конституцией Грузии 1995 г. Однопалатный Парламент Грузии избирается в соотношении 150/85 (по пропорциональной и мажоритарной системам соответственно). В Казахстане 67 депутатов нижней палаты Парламента избирается по одномандатным избирательным округам, а 10 депутатов – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства (ст. 50 Конституции 1995 г.). Смешанная избирательная система действует и в Азербайджане.
Специфическая избирательная система получила закрепление в Японии, которую принято называть полупропорциональной. В соответствии с этой системой избиратель обладает правом только на один голос независимо от количества избираемых депутатов. В ходе проведения голосования он в избирательном бюллетене помечает фамилию только одного кандидата. Избранным считается тот кандидат, который получил по сравнению с другими кандидатами относительное большинство голосов.
В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы – усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К ним относятся: система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум); кумулятивный вотум; система единственного передаваемого голоса; преференциальное голосование; панаширование.
Система единого непередаваемого голоса(система ограниченного вотума) – голосование только за одного кандидата в многомандатном округе, в результате чего избираются несколько депутатов (по числу мандатов в округе), набравших друг за другом наибольшее число голосов. Применяется редко (например, в Японии до 1993 г.).
Кумулятивный вотум – система голосования в многомандатном округе, при которой избиратель имеет несколько голосов (равных числу мандатов) и может голосовать как сразу за нескольких кандидатов, так и за одного несколькими голосами (т. е. «аккумулировать» свои голоса). Эта система применяется в Баварии (ФРГ) при выборах органов самоуправления.
Система единого передаваемого голоса – избиратель голосует за нескольких кандидатов в порядке предпочтения. Например, данная система закрепляется Конституцией Ирландии (ст. 16).
Панаширование – система свободного голосования, когда избиратель может голосовать за всех кандидатов, которые его устраивают, за разные партийные списки, а также вписывать в бюллетень новые имена.
Референдум
Референдум (от лат. referendum: то, что должно быть сообщено) – имеющее силу закона голосование избирателей по наиболее важным вопросам общегосударственного или местного характера.
Референдумы можно классифицировать по различным основаниям:
1. По способу проведения референдумы бывают общеобязательными и факультативными. Общеобязательным считается такой референдум, посредством которого может быть решен данный вопрос (никакой иной орган не вправе принимать по нему решение). Факультативным признается референдум, который проводится по усмотрению компетентного органа.
2. По своей юридической силе референдумы бывают решающими и консультативными. Решающим считается такой референдум, решения которого обладают высшей юридической силой и не могут быть отменены или изменены иначе как путем проведения нового референдума. Консультативным признается референдум, который непосредственно не порождает юридических последствий и проводится с целью выявить мнение народа, на основании чего другие компетентные органы принимают соответствующее решение.
3. В зависимости от предмета различают конституционный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме решается вопрос о принятии конституции государства, проведении конституционных реформ (о внесении в нее изменений либо дополнений). Законодательный референдум проводится для принятия закона или внесения поправок в закон, ранее принятый народным голосованием.
4. В зависимости от времени и степени участия парламента в решении вопроса референдумы могут подразделяться на допарламентский, послепарламентский и внепарламентский.
5.По сфере применения референдум может быть общенациональным (национальным), если он проводится в масштабе всей нации (государства), и местным,если проводится в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.
Впервые референдум был проведен в Швейцарии в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор всенародным голосованием решаются самые разнообразные вопросы. В 1974 г. путем референдума в Греции решался вопрос о форме правления (сохранить монархический режим или перейти к республиканской форме правления). В 2006 г. состоялся референдум в Панаме, на котором решался вопрос о модернизации Панамского канала. В последние годы широкое распространение получили конституционные референдумы (в Швейцарии (1999 г.), Сербии (2006 г.). Одним из важнейших вопросов, имеющих значение для консолидации Европы, является ратификация Европейской конституции. Ряд государств для придания этой Конституции обязательного характера провели референдумы (Дания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Испания). При этом во Франции и Нидерландах «европейская конституция» не получила поддержки большинства избирателей.
Наряду с референдумом, используется другая форма волеизъявления народа – «плебисцит». В научной литературе встречаются различные подходы к определению данного понятия. Одни авторы полагают, что плебисцит и референдум являются синонимами. Другие отмечают, что плебисцит – особая разновидность референдума, на котором решаются судьбоносные для государства вопросы. К таким вопросам относят: вопросы, касающиеся государственной независимости; территориальной целостности; изменения статуса территории; изменения государственной границы. Примерами проведенных плебисцитов могут служить: плебисцит 1962 г. во Франции и Алжире о независимости Алжира, плебисцит 1988г. в Новой Каледонии о государственной независимости от Франции, плебисцит 1995 г. о государственной независимости канадской провинции Квебек (51% жителей провинции проголосовал против независимости Квебека).
Процедура проведения референдума схожа с избирательным процессом, но имеет и свои особенности по следующим позициям:
1. По инициативе проведения референдума и его назначению.Референдум может назначаться: главой государства (монархом или президентом); главой государства с согласия парламента; парламентом государства. Инициатива на проведение референдума может исходить непосредственно от вышеупомянутых органов государственной власти либо от других уполномоченных на то субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъектов федерации (например, во Франции, согласно сложившемуся толкованию Конституции и практике, инициатива по проведению референдума принадлежит Президенту страны, в Италии для проведения голосования необходимо собрать 500 тысяч подписей избирателей или необходима инициатива органов местного самоуправления (5 из 20 областных советов).
2. По формированию инфраструктуры референдума. Эта стадия включает в себя: составление списков участников референдума, формирование органов по организации и проведению референдума, образование участков для голосования.
3. По формулировке вопросов, выносимых на референдум. Предмет референдума – это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы: чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); требующие специальных знаний (вопросы бюджета, кадровой политики,, амнистии и помиловании);исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства; ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов).