Конституционное право зарубежных стран как наука
УДК 342.1/..8
ББК 67.400
ã Пастухова В. И., Пастухов М. И., Чепик А. А., 2008
|
ВВЕДЕНИЕ
Конституции и основополагающие законы различных государств составляют основу конституционного права, являющегося ведущей отраслью права в современных зарубежных странах. Правоотношения в этой области относятся к числу предельно сложных и поэтому нуждаются в более углубленном и детальном исследовании.
Современная политическая карта мира насчитывает более 200 государств, которые характеризуются многообразием своего устройства. Среди них есть многонаселенные страны (Китай (1,4 млрд. чел), Индия (1,2 млрд. чел.) и совсем небольшие (княжество Люксембург (300 тыс.чел.), Республика Науру в Океании (10 тыс. чел.). Государства отличаются друг от друга по форме правления (республики, монархии), форме устройства (унитарные государства, федерации, конфедерации, автономии и др.), по политическому режиму (демократические, частично демократические, недемократические).
В подавляющем большинстве современных государств приняты и действуют конституции, закрепляющие систему органов власти, основы избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан. Ряд конституций относится к категории «старых» (например, конституции США, Франции, Польши, Бельгии). Многие конституции приняты во второй половине XIX в., а некоторые приняты в последние годы (Конституция Финляндии, Черногории). В ряде стран действуют так называемые неписаные конституции как своды основных законов (Великобритания, Швеция, Израиль), а в некоторых странах их нет вовсе (например, в Ливии).
Изучение общих черт конституционного права различных государств, а также их особенностей является предметом конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.
Главной целью преподавания дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является максимальное содействие студентам в более полном, глубоком и детальном усвоении знаний о конституционных основах организации высших органов государственной власти, их административно-территориальном устройстве государств, организации местного управления и самоуправления, правовом статусе личности в конкретных странах, формах правления, основах избирательного права, институте главы государства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти.
Достижение указанных целей предполагается обеспечить путем решения следующих задач: глубокого изучения и анализа специфики предмета дисциплины; уяснения сущности и содержания основных понятий и определений; расширения и углубления теоретических знаний о правовом регулировании изучаемых в рамках дисциплины аспектов; ознакомления с особенностями реализации упомянутых правоотношений на практике применительно к конкретным государствам; а также путем усвоения получаемых знаний.
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Конституция –основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, правового положения личности, государственное и административно-терри-ториальное устройство, систему и виды органов власти, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и иных законов.
Парламент – это избираемый народом (в некоторых государствах частично назначаемый) высший законодательный представительный орган государственной власти в стране.
Парламентарная (конституционная) монархия означает развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью (Испания, Норвегия, Япония).
Парламентские слушания – форма деятельности палат парламента, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретным проблемам или вопросам, относящимся к компетенции парламента.
Правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в государстве.
Политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
Республика – форма правления, при которой глава государства избирается из числа граждан на определенный срок.
Суперпрезидентская республика –республика, в которой властные полномочия у президента более широкие, объемные и значительные по сравнению с президентской республикой. Такие республики наиболее характерны для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Монархия – форма правления, при которой глава государства (монарх) получает власть по наследству, осуществляет ее бессрочно в течение всей жизни, после чего власть переходит к его потомкам или иным родственникам.
Монократическая республика –республика, в которой власть президента никем и ничем не ограничена. Такие республики наиболее характерны для тропической Африки.
Законодательное собраниекрая, области – представительный орган государственной власти, осуществляющий законодательные и контрольные функции в регионе.
Форма правления – юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними.
Форма государственного устройства– характеристика государственного строя, определяющая политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.
Унитарное государство– наиболее простая форма территориального устройства, при которой составные части не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью.
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе государственных органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа и государства).
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой депутаты избираются по примерно равным по численности избирателей округом.
Пропорциональная система – голосование в рамках страны (или ее части) за партии, после чего депутатами становятся кандидаты победивших партий пропорционально набранным голосам в соответствии с их местом в партийном списке.
Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта, изданного монархом, подписью главы правительства или министра. Это означает, что ответственность за реализацию данного акта несет скрепивший его министр.
Абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в выборах. В зависимости от причин неявки на выборы имеет несколько разновидностей: политический абсентеизм; социальной абсентеизм; аполитический абсентеизм.
Панаширование – система голосования, когда избиратель может голосовать за всех кандидатов, которые его устраивают, за разные партийные списки, а также вписывать в бюллетень новые имена.
Промульгация – это издание специального акта главой государства, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона.
Делегированное законодательство – это санкционированное парламентом право принятия нормативных актов, имеющих силу закона, высшими органами исполнительной власти.
|
Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Зарубежных стран
Практика конституционного строительства большинства зарубежных стран обозначила следующие основные тенденции в его развитии:
1) демократизация, проявляющаяся во все более широком участии населения в государственных делах, демократизации выборов, более активном использовании референдумов, распространении института омбудсменов, расширении основных прав и свобод граждан, а также гарантий их защиты;
2) интернационализация, проявляющаяся в сближении национальных отраслей права. Государства молодой демократии все активнее используют опыт конституционного развития стран с устоявшейся демократией. Возрастает роль международного публичного и гуманитарного права. В результате все заметнее проявляется процесс унификации конституционного права всех стран;
3) расширение предмета конституционного регулирования, происходящее за счет включения в текст конституций положений социального и международно-правового характера, а также ряда других новых институтов: о финансовых вопросах (о введении евро), о вспомогательных органах при законодательной и исполнительной власти, о чрезвычайном положении;
4) социализация, которая означает, что современные конституции регулируют не только вопросы организации государственной власти, но и проблемы устройства гражданского общества. Этот процесс проявляется в расширении перечня социально-экономических прав и свобод, а также более широком регулировании сфер социальной жизни (трудовые отношения, отношения в сфере образования, социального обеспечения, оказание помощи молодежи, семьям, различным социальным общностям).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте характеристику конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.
2. Назовите основные источники конституционного права зарубежных стран и дайте им характеристику.
3. Назовите и охарактеризуйте основные тенденции в развитии конституционного права зарубежных стран.
Тема 2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Конституция– основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным на то государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения (организацию власти и правовой статус личности).
Первая Конституция в мире – Конституция США (1787 г.) Одна из старейших действующих конституций Европы – Конституция Швейцарии (1874 г.)
Классификация конституций
Конституции можно подразделить на следующие виды:
1. По форме – на писаные и неписаные.
Писаные,– содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в порядке, установленном исключительно для конституций и имеющие соответствующую письменную форму (таких конституций большинство).
Неписаные – такие конституции, важнейшая составная часть которых не отражена в официальных источниках, в результате чего они в целом носят «дисперсный» характер и их нормы рассеяны по различным источникам (например, Конституция Великобритании). В Великобритании действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, т.е. актов, исходящих от парламента. Наиболее важными из них являются: Великая хартия вольностей 1215 г., «Хабеас корпус акт» 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Статус монарха (закон о престолонаследии 1701 г.), Акт о гражданстве 1981 г., Акт о местном самоуправлении 2000 г., а также нормы общего права и конституционные обычаи.
2. По структуре: кодифицированные и некодифицированные.
Кодифицированные, – охватывающие в виде единого акта значительную часть отношений, традиционно составляющих предмет конституционного регулирования (характерны для большинства государств).
Некодифицированные – конституционные нормы, содержащиеся в актах, не сведенных в единую систему (Великобритания, Израиль, Швеция). К примеру, Конституция Швеции включает три акта: Форму правления, Акт о престолонаследии и Акт о свободе печати.
3. По субъектам принятия: октроированные, договорные, народные.
Октроирование- дарение конституции монархом (конституции Японии 1889 г., Марокко 1911 г., Катара, Кувейта, ОАЭ, Малайзии, Непала, Иордании) или метрополиями колониям (Канада, Австралия). Таким способом принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива, когда метрополии-монархии (такие как Великобритания, Голландия и др.) дарили своим освобождающимся колониям так называемые «колониальные конституции».
Договорные конституции принимаются путем соглашения между несколькими субъектами (монархом и парламентом; объединяющимися в федерацию государствами). Это, например, английские конституционные акты XVII в. (Конституция Кипра 1960 г.).
Народные, принимаются либо непосредственно избирательным корпусом, либо его выборными органами.
Большинство конституций в современном мире принимаются парламентами, т. е. высшими законодательными органами. Например, конституции многих стран-участниц СНГ - бывших союзных советских республик (Конституция Кыргызской Республики 1993 г., Конституция Республики Молдова 1994 г., Конституция Туркменистана 1992 г., Конституция Украины 1996 г.).
Обычно парламенты принимают конституцию квалифицированным большинством, т. е. 2/3 от общего числа членов парламента (иногда 3/5, 3/4).
При принятии конституции иногда применяется двойной вотум, когда конституция или поправки к ней принимаются двумя голосованиями. Различается простой двойной вотум и сложный двойной вотум. Простой двойной вотум – осуществление двух голосований в рамках одной сессии либо в рамках одного состава парламента (например, для принятия поправки к Конституции Украины 1996 г. необходимо утвердить ее абсолютным большинством голосов в рамках одной сессии, а затем квалифицированным большинством (в 2/3 голосов) – в течение следующей сессии). Сложный двойной вотум – проведение первого голосования одним составом парламента, а следующего – другим. Такой порядок существует в Швеции. В некоторых странах (Бельгии, Голландии, Испании) при принятии конституции или внесении серьезных поправок парламент специально переизбирается и затем новым составом принимает конституцию. Известен также порядок (США, ФРГ), когда конституция (поправка) принимается не только парламентом страны, но и парламентами большинства субъектов федерации (путем ратификации).
В ряде государств конституции принимаются путем проведения референдумов. Таким образом принимались конституции Франции, Филиппин, Кубы. На референдуме были утверждены также Конституции Греции 1975 г. и Испании 1978 г. Особенностью Конституции Испании является то, что она восстановила монархическую форму правления и поэтому дополнительно была еще подписана королем – и только после этого вступила в действие. Референдумом принимались также конституции большинства бывших советских республик: Белоруссии (1996 г.), Казахстана (1995 г.), Армении (1995 г.), Грузии (1995 г), Азербайджана (1995 г.), Литвы (1992 г.), Эстонии (1992 г.).
В некоторых государствах (например, в Румынии) совмещаются оба способа: конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме. В отдельных государствах конституции принимаются учредительным собранием как особым органом, специально избираемым для принятия конституции. Так были приняты Конституция США 1787 г. и Основной закон ФРГ 1949г. Учредительные собрания были образованы для разработки Конституции Италии 1947 г., Конституции Португалии 1978 г. Конституция Франции 1946 г. (IV Республики) была разработана учредительным собранием и одобрена всенародным голосованием. В Австралии в 1958 г. В этих целях был образован специальный консультативный орган, в Финляндии – конституционные комиссии, Великое народное собрание – в Болгарии. Среди бывших советских республик единственной конституцией, принятой учредительным собранием, является Конституция Латвийской Республики 1922 г. Действие этой конституции было восстановлено после обретения Латвией независимости в 1991 г.
4. По процедуре принятия и изменения: гибкие, жесткие и смешанные.
Гибкие изменяются в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания и некоторые ее бывшие колонии, Новая Зеландия, Израиль, Монако, Саудовская Аравия).
Жесткие конституции изменяются в усложненном порядке по сравнению с обычными законами, например: конституции ФРГ, Италии, Испании, США, России.
Конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остаются неизменными со времени принятия (Конституция Японии 1947 г., Конституция Дании 1953 г.).
При смешанной процедуре принятия конституций часть положений изменяется гибким способом, а часть – жестким (например, Конституция Индии 1950 г., Конституция Бразилии 1967 г.).
Структура конституций
Изучение конституций зарубежных стран позволяет выделить в их структуре следующие составные части: 1) преамбула (в ней могут излагаться цели конституции, исторические условия ее создания, иногда провозглашаются права и свободы либо устанавливаются руководящие начала государственной политики); 2) основная часть (включаются нормы об основах общественного строя, правах и свободах граждан, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения и дополнения конституции); 3) заключительные положения (устанавливают порядок вступления новой конституции в силу); 4) переходные положения (определяются сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, порядок замены прежних конституционных норм и институтов).
Преамбула не носит нормативного характера, т. е.не содержит конкретных юридических норм. Исключение – преамбула Конституции Франции. Ст. 1 Конституции Франции 1958 г. (самая важная статья – «Конституция вкратце») помещена в преамбулу.
Основная часть – текст конституции.Обычно он разбит на главы (части, разделы) и статьи, имеющие нумерацию. Каждая глава регулирует определенную сферу общественных отношений (например, права человека, устройство государства), а статья содержит конкретные нормы.
В современных конституциях сначала идет регулирование основ конституционного строя, затем – прав и свобод человека и далее – устройства государства и системы государственных органов. В основной части конституции закрепляются и иные положения (например, об избирательной системе, об обороне и т. п.). В Конституции США первоначально не было норм, посвященных правовому статусу граждан. Позднее (в 1791 г.) был принят Билль о правах человека. Интересно, что Латвия Декларацией от 4 мая 1990 г. частично, а 6 июля 1992 г. полностью восстановила действие Конституции от 7 ноября 1922 г., в которой вначале также не было статей, касающихся прав и свобод граждан. Позднее Конституция Латвии была дополнена соответствующими нормами.
Некоторые конституции являются незначительными по объему. Например, Конституция США содержит 7 статей (разделов), Конституция Монголии – 70 статей. Другие конституции, наоборот, весьма объемные. Например, Конституция Индии (около 450 статей), Конституция Бразилии (около 315 статей), Конституция Португалии (около 300 статей), Конституция Мексики (около 100 статей, при этом каждая содержит внутри еще по 5–10 статей).
Заключительные и переходные положенияобеспечивают преемственностьмежду старой и новой конституциями.
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, а также юридических гарантий их реализации.
К числу конституционных основ правового статуса личности относятся следующие положения: 1) соответствие конституционных прав и свобод общепризнанным международным актам в области прав человека; 2) неотчуждаемость конституционных прав и свобод человека и гражданина; 3) единство прав, свобод и обязанностей; 4) прямое действие конституционных норм о правах и свободах личности; 5) обеспечение прав и свобод человека и гражданина судом и другими государственными органами и должностными лицами.
Институт гражданства
Гражданство является существенным элементом правового статуса личности. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства.Государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.
Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами.
К основным характеристикам гражданства относятся: 1) это правовое состояние, выражающееся в юридическом оформлении, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой, в юридическом оформлении гражданства каждого человека; 2) устойчивый характер отношений гражданина с государством (возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни гражданина); 3) двусторонняя связь человека с государством, выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности; 4) состояние гражданства предусматривает защиту и покровительство со стороны государства своим гражданам, находящимся за границей.
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Административно-территориальное устройство государства– это организация территории государства, принципы деления ее на отдельные части, взаимоотношения этих частей между собой и центральными органами власти.
Форма территориальной организации государства не выбирается произвольно (его руководителями, например), а объективно обусловлена национальными, историческими, политическими, экономическими и другими факторами.
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Дополнительными формами государственного устройства выступают: автономия, уния, конфедерация, протекторат.
Унитарное государство
Унитарное государство – это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.
Унитарная форма государственного устройства более проста, чем федерация, и этим во многом обусловлена ее популярность. Например, такую форму устройства имеют: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Греция, Испания, Нидерланды, Республика Беларусь, Португалия, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и др.
Признаки унитарного государства:
– единая конституция, нормы которой обязательны на всей территории страны, без каких-либо ограничений; – единая система органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент, суды); – единая система законодательства; – единое одноуровневое гражданство; – административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью |
В унитарных государствах правовой статус административно-терри-ториальных образований определяется центральной властью. Вместе с тем современные унитарные государства стремятся избегать чрезмерной централизации. Местным органам власти предоставляется достаточная самостоятельность в рамках их компетенции. Это и есть гарантия демократизма организации и деятельности современных унитарных государств.
По организации публичной власти унитарные государства можно подразделить на три группы: 1)децентрализованные, 2) относительно децентрализованные и 3) централизованные.
Унитарные государства также подразделяются на сложные и простые. В сложных,помимо административно-территориальных единиц, имеются и автономные образования, а в простых – автономных образований нет.
Федеративное государство
Федеративное государство(фр. federation от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза. Федеративные государства распространены меньше, чем унитарные. Это связано с тем, что федерация – более сложное по своему устройству государство. Всего насчитывается около 20 федераций (в Европе: Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация; на американском континенте – США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты); в Азии – Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан; в Африке – Нигерия, Танзания; федерациями являются также Австралия, Филиппины).
Наилучшим образом федерации подходят для многонациональных государств с обширной территорией. Таким образом можно реализовать национальные интересы (обеспечить право наций на самоопределение), и в то же время сохранить целостность государства.
Субъекты федеративных государств называются по-разному. Чаще всего это штаты (от англ. «state» – государство), что и отражается в официальных названиях некоторых федеративных государств: Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Бразилии, Мексиканские Соединенные Штаты. Штатами называются также субъекты таких федеративных государств, как Австралия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Нигерия. В Австрии и ФРГ субъекты федерации называются в переводе на русский язык землями, хотя оригинальное немецкое слово «land» переводится как «страна», или «край». В Аргентине, Канаде, Пакистане субъекты федерации называются провинциями, хотя в некоторых других зарубежных странах провинции – это обычные административно-территориальные единицы унитарного государства (например в Китае, Нидерландах); в Швейцарии – кантонами.
Количество субъектов федерации в разных странах весьма различно. В США – 50 штатов, в Мексике – 31, в Нигерии – 30, в Бразилии – 26, в Индии – 25, в Швейцарии – 23 кантона, в Аргентине 22 провинции, в Венесуэле – 22 штата, в ФРГ – 16 земель, в Малайзии – 13 штатов, в Канаде – 10 провинций, в Австрии – 9 земель, в ОАЭ – 7 эмиратов, в Австралии – 6 штатов, в Пакистане – 4 провинции. Самое большое количество субъектов (89) – в Российской Федерации, к тому же они имеют различные наименования (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).
Признаки федерации:
– государство имеет свою федеральную конституцию, высшие государственные органы, символику; – субъекты федерации могут принимать собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной; – субъекты федерации имеют свои государственные органы; – наличие двухпалатного парламента (нижняя палата – общегосударственная, а верхняя – представительство субъектов федерации); – полномочия между центром и регионами четко распределены; – единые вооруженные силы, единая денежная система |
В федерациях обычно имеет место двухуровневое гражданство. Но в международных отношениях лицо выступает с одним гражданством – федеральным. Собственного гражданства у субъектов федерации нет в Канаде, Индии, Пакистане, Малайзии, Венесуэле.
Субъекты федерации, как правило, не обладают правом выхода из ее состава – сецессии. Исключением является Конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации национальных групп.
Структура федеративных государств неодинакова. Различают симметричные и асимметричныефедерации. В симметричной федерации ее субъекты равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ФРГ, Бразилия). Более сложная структура в асимметричных федерациях. В таких государствах субъекты имеют неравноправный статус (Индия, Мексика и ряд других государств).
Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение компетенции между союзом и его членами.
Компетенцию федерации и субъектов в зарубежных федеративных государствах можно подразделить на следующие четыре основных вида:
1) исключительная компетенция федерации; 2) исключительная компетенция субъекта федерации; 3) совместная компетенция федерации и ее субъектов; 4) остаточная компетенция |
Установление исключительной компетенции федерации предполагает, что в конституции закрепляются полномочия федеральных органов власти, а все остальные полномочия принадлежат субъектам федерации. Примером могут быть такие государства, как США, Канада, Мексика, Россия.
Установление исключительной компетенции субъекта федерациизаключается в том, что федеральные органы не могут вмешиваться в эту компетенцию.К ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.
Установление двух сфер исключительной компетенции – федерации и ее субъектовхарактерно для Аргентины, Канады, Эфиопии. К сфере компетенции субъектов федерации относятся культура, здравоохранение, местное управление, общественный порядок, сельское хозяйство, местные налоги и сборы и др. В рамках своей компетенции представительные органы субъектов федерации могут принимать местные законы.
Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов характеризуется тем, чтоорганы субъектов федерации могут принимать решения по любым вопросам совместной компетенции, пока такие решения не приняты федеральной властью (и наоборот). Совместная (конкурирующая) компетенцияхарактерна для таких стран, как ФРГ, Пакистан, Нигерия. Например, к исключительной компетенции федерации в ФРГ отнесены 11 важнейших вопросов: внешние сношения, оборона, гражданство федерации, свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача отдельных лиц другим государствам, валюта, денежное обращение, эталоны мер и весов и т. д. Конкурирующая законодательная компетенция включает 28 позиций, в том числе гражданское право, уголовное право, судоустройство, адвокатуру, трудовое право и т. д. Остаточные полномочия в ФРГ принадлежат землям.
Оригинальную модель разграничения компетенции устанавливает Конституция Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и ее субъектов, но и федерального округа и муниципий (административно-территориальных единиц, на которые делится территория бразильского штата).
Институт федерального принуждения. Одним из методов чрезвычайного характера по обеспечению единства федерации, разрешения конфликтов между ее субъектами, обеспечению соблюдения федеральной конституции и федеральных законов является институт федерального принуждения. В странах Латинской Америки он именуется «институтом федерального вмешательства», а в Индии – «институтом президентского правления».
Институт федерального принуждения в той или иной форме закреплен в конституциях или законодательстве почти всех федеративных государств мира. Содержание института определяется самой природой федеративного устройства, которая не только предполагает разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства.
Институт федерального принуждения представляет собой систему правовых норм, устанавливающих:
а) основания для федерального принуждения; б) орган/органы государственной власти, уполномоченные применять федеральное принуждение; в) порядок его применения; г) временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации; д) иные временные изменения в правовом регулировании в период федерального вмешательства |
В большинстве зарубежных федераций институт федерального принуждения расценивается как важнейший элемент функционирования всей системы федеративных отношений. К федеральному принуждению прибегают всякий раз, когда в этом появляется необходимость. Например, за годы действия Конституции Аргентины 1853 г. федеральное вмешательство (т. е. федеральное принуждение) применялось более 220 раз. В Индии с момента вступления в силу ее Конституции 1950 г. режим президентского правления (т. е. федерального принуждения) вводился около 100 раз в различных штатах. История Швейцарии также знает более 10 случаев федерального вмешательства по отношению к отдельным кантонам. Время от времени объявлялось федеральное вмешательство и в Бразилии.
Однако такое федеральное принуждение является чрезвычайной и временной мерой, означающей переход только на определенный период к чрезвычайным методам управления и особому правовому режиму регулирования отношений между субъектами федерации и федеральным центром.
Автономия
Под автономией(от греч. autonomia – самоуправление) понимают особые политико-территориальные единицы, обладающие определенной степенью самостоятельности, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения.
Автономные образования имеются в составе ряда государств. Причем, наличие автономных образований более характерно для унитарных государств (Великобритания, Португалия, Дания, Франция, Финляндия), немного реже они встречаются в федеративных государствах (Индия, Пакистан и др.).
По своему правовому положению автономное образование отличается от простой административно-территориальной единицы, но при этом оно не является государственным образованием.
Обычно статус автономии предоставляется частям унитарного государства, отличающимся от других территориальных единиц по своему национальному составу, историческим традициям, географическому положению.
В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию.
Характерные черты автономий:
Политическая (законодательная) автономия: | Административная (местная) автономия: |
– имеет внешние признаки государства – парламент, правительство, иногда и конституцию; – общегосударственная конституция устанавливает разграничение компетенций между парламентами государства и автономии; – напоминает субъект федерации вфедеративных государствах | – государственных признаков не имеет, компетенция определяется не конституцией, а обычными законами; – объем полномочий значительно меньше, чем у политической автономии |
Главная черта политической автономии состоит в том, что ей предоставляется право законодательствовать по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Так, в составе Великобритании политической автономией является Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет свой парламент и пра