Право на равный доступ к любым должностям государственных органов (ст. 39)

«Граждане РБ в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, имеют право равного доступа к любым должностям государственных органов».

34. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан в РБ

Экономические, социальные и культурные права (ст. 13, 41-49, 51).

1. Право на труд (ст. 41).

2. Право на справедливую долю вознагражденных в результатах труда (ст. 42).

3. Право на отдых (ст. 43).

4. Право собственности (ст. 44).

5. Право на жилище (ст. 48).

6. Право на охрану здоровья (ст. 45).

Закон РБ о здравоохранении, о физической культуре и спорте.

7. Право на благоприятную окружающую среду (ст. 46).

Кодекс РБ о земле, недрах, водный кодекс, лесной. Законы о питьевом водоснабжении, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах.

8. Право на образование (ст. 49).

Правовая база о кодексе об образовании.

9. Право на социальное обеспечение (ст. 47).

Закон «О пенсионном обеспечении».

Кодекс законов о браке и семье.

10. Право на участие в культурной жизни (ст. 51). Закон «О культуре РБ».

35. Конституционные обязанности граждан в РБ

Конституционные обязанности– это установленное основным законом требование должного поведения человека как члена общества.

1. Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции)

2. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц (ст.53 Конституции)

3. Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов (ст.56 Конституции)

4. Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54 Конституции)

5. Обязанность охранять природу (ст.55 Конституции)

6. Обязанность защищать Республику Беларусь (ст. 57 Конституции)

Юридической обязанностью каждого является обязанность соблюдать Конституции РБ и законы

36. Юридические механизмы защиты прав и свобод человек и гражданина в Республике Беларусь

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.

Проблема прав человека имеет международный и национальный уровни.

Главенствующая роль в этой системе принадлежит международному праву. Современное человечество имеет ряд международных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека.

В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений по правам человека. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.

Основной из этих документов - Международный билль о правах человека.

Правовую основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь (далее- Конституция), международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства, регламентирующие права человека.

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву.

Правовой статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции – «Личность, общество, государство».

Статья 21 Конституции высшей целью государства провозгласила обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Согласно части второй указанной статьи государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Реализация данной нормы нашла свое отражение в гражданско-процессуальном и уголовном законодательстве.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В частности, статьей 11 Трудового кодекса Республики Беларусь закреплены основные права работников:

1. на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, на здоровые и безопасные условия труда;

2. на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений;

3. на гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, на ежедневный, еженедельный отдых и отпуск;

4. на социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.

Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения в Республике Беларусь» определяются правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения, закреплены государственные гарантии в сфере занятости (бесплатная профессиональная подготовка и переподготовка, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест и другие).

Статьей 45 Конституции установлено право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Статьей 47 Конституции гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом.

В развитие этого положения Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» установлено, что граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.

Одним из жизненно важных прав, закрепленных в Конституции нашей страны, является право на жилище (статья 48).

В целях создания благоприятных условий труда отдельным категориям работников законодательством также предусмотрено предоставление служебных жилых помещений в связи с характером их трудовых отношений, как правило, на время работы.

Признаком развитого государства является также общий уровень образования населения. Право на образование в нашей стране является конституционным (статья 49).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования.

Что в соответствии со статьей 32 Конституции нашей страны брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные институты получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье.

Статьей 193 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье для защиты личных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах установлено, что важнейшие события в жизни человека – рождение, брак, смерть, перемена имени, установление отцовства, усыновление - подлежат обязательной регистрации.

Признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Конвенции о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных документов положение о том, что каждый имеет право на жизнь, также является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения.

21 декабря 2010 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с призывом ко всем государствам «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться смертной казнью», «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение» с последующей отменой высшей меры наказания.

37. Понятие, цели и принципы административно-территориального деления.

Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территорий на части, в соответствии с которыми строится система органов местного управления и самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Согласно ст.9 Конституции РБ предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Правовая база, регулирующая эти отношения:

1. Конституция РБ (ст. 20, 9, 112).

2. Закон РБ от 5.05.1998г. №154 об административно-территориальном делении территории на области, районы, города и другие административно-территориальные единицы устройства РБ.

3. Указ Президента РБ от 29.09.1998г. №468 об утверждении положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр (г.Борисов, район Борисова).

4. Постановление Совета Министров РБ от 5.08.1998г. № 1238 утвердившее:

a. Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц;

b. Порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, аэропортов, ж/д станций.

c. Положение о топонимической комиссии при Совете Министров.

Основные принципы административно-территориального деления ст. 2 Закона:

· Единство и неотчуждаемости территории РБ.

· Сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

· Сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением.

· Осуществление местными советами депутатов, исполкомами и распорядительными органами своих полномочий в пределах административно-правовой единицы.

· Сбалансированность и равномерность развития административно-территориальных единиц.

· Включение в состав территории более крупных административно-территориальных единиц территории более мелких.

· Примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного типа.

· Гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

37. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, созда­ются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необ­ходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

город Минск - столица Республики Беларусь;

· города областного подчинения;

· города районного подчинения.

· Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определённым категориям в зависимости от:

1. численности проживающего населения;

2. уровня развития и специализации производственной и соци­ально-культурной инфраструктуры;

3. государственных функций, осуществляемых на соответству­ющей территории.

К категории городов относятся:

1. город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

2. города областного подчинения - населенные пункты с чис­ленностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфра­структурой.

3. Населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административ­ными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, пер­спективы дальнейшего развития и роста численности населения;

4. города районного подчинения - населенные пункты с числен­ностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышлен­ные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и рос­та численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

1. городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

2. курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

3. рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки) относятся к категории сельских населенных пунктов.

Наряду с административно-территориальными единицам предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь.

Территориальными единицами Республики Беларусь являют­ся населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памят­ников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использо­вания, учета и регистрации территориальных единиц определяет­ся Законом от 5 мая 1998 года и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведется учет и регистрация административно-территориальных единиц.

39. Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства РБ

Законом определена компетенция государственных при решении вопросов административно-территориального устройства.

Основные, наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статье 5 мая 1998 года Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учётом мнения местных Советов депутатов:

1. Образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов связанным с вопросами административно-территориального устройства;

2. относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, из­меняет и упраздняет районы в городах;

3. принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядитель­ных органов города Минска и городов областного подчинения;

4. объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-террито­риальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну.

Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов де­путатов, исполнительных и распорядительных органов соответст­вующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8).

40. Порядок решения вопросов административно-территориального деления.

В целях решения вопросов административно-территори­ального устройства издан

1. Закон от 5 мая 1998 года "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»;

2. Указ Президента Республики Бе­ларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 "Об утверждении Положения порядке решения вопросов, связанных с объединением одноимённых административно-территориальных единиц, имеющих административный центр";

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию закона, в том числе

a. Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь;

b. Порядок наименования и переименования предприятий учреждений, организаций, железнодорожных станций и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов;

c. Положение об Топонимической комиссии при Совете Министров.

41.Понятие избирательной системы и избирательного права, их соотношение.

В науке Конституционного права об избирательной системе и избирательном праве написано достаточно много. Этим вопросом занимаются и белорусские ученые (Г.А. Василевич, А.А. Головко, А.Т. Лейзеров). В литературе термин «избирательная система» используется в 2 значениях:

1. в широком — под избирательной системой понимается область общественных отношений связанных с выборами представительных органов власти государства и органов местного управления и самоуправления.

2. в узком — понимается способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченых лиц.

В мире существуют следующие избирательные системы (узкое значение):

· Мажоритарная

· Пропорциональная

· Смешанная

Мажоритарная избирательная система:

В основе этой системы лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов и в зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное, квалифицированное) данная система имеет свои разновидности. Надо отметить, что эта система была исторически первой избирательной системой.

а) мажоритарная избирательная система относительного большинства голосов

Самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Эта система самая результативная. Единственный случай, когда результатов может не быть – получение двумя кандидатами одинакового количества голосов. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в много мандатных избирательных округах. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, т.е. если проголосовал хотя бы один – выборы состоялись.

б) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов

Данная система отличается тем, что для избрания надо необходимое число голосов, т.е. больше половины из их числа. Но это число может быть трояким: Общее число зарегистрированных избирателей, общее число поданных голосов, общее число действительных поданных голосов. При данной системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей голосования (например, 50%) и, если он не достигнет, то выборы считаются не состоявшимися. При данной системе устанавливаются обычно одномандатные избирательные округа, хотя возможны и много мандатные. Достоинство этой системы в том, что избранным считается кандидат или кандидаты, получившие действительное большинство голосов избирателей. Недостаток в частой не результативности. И она тем более вероятна, чем большая конкуренция депутатов.

в) Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства голосов

Избранным при данной системе является кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое установлено законом. Такая система в мире очень редка, т.к. она не результативна.

Пропорциональная избирательная система: Идея данной системы заключается в том, что каждая политическая партия должна получить в Парламенте или в ином представительном органе число мандатов пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система гарантирует представительству даже для относительно мелких партий. Эта система применяется только в одномандатных избирательных округах, и чем больше избирательный округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. При данной системе в избирательных бюллетенях печатается не весь список кандидатов, а лишь название списка и лидеры данной партии.

42. Конституционные принципы избирательной системы.

Принципы избирательной системы:

1. Всеобщность выборов (ст. 64 Конституции и ст. 4 Избирательного кодекса).

2. Свободное участие в выборах (ст. 65 Конституции и ст. 5 Избирательного кодекса).

3. Равное воздействие избирателей (ст. 66 Конституции и ст. 6 Избирательного кодекса).

4. Тайное голосование (ст. 68 Конституции и ст. 9 Избирательного кодекса).

5. Гласность (ст. 65 Конституции и ст. 13 Избирательного кодекса).

6. Сочетание прямых и косвенных выборов (ст. 67 Конституции и ст. 7-8 Избирательного кодекса).

За исключением:

1. Лиц, признанных судом недееспособными.

2. Лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

3. Лиц, в отношении которых избрана мера пресечения содержания под стражей.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения.

Косвенные выборы - это когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже избирают членов выборных органов.

43. Краткая характеристика Избирательного кодекса РБ

Предметом регулирования законодательства об избирательной системе и референдуме являются общественные отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования).

Основным источником в данной сфере законодательства является Избирательный кодекс Республики Беларусь – кодифицированный акт, наиболее полно регламентирующий подавляющее большинство вопросов, связанных с организацией и проведением выборов Президента Республики Беларусь и депутатов различных уровней, а также организацией и проведением республиканских и местных референдумов.

Избирательный кодекс подразделяется на Общую и Особенную части.

В Общей части определяются:

· общие положения, основные принципы избирательной системы, проведения референдума (народного голосования);

· порядок организации избирательных округов, участков для голосования, порядок составления списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата;

· полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в организации подготовки выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики;

· система и полномочия комиссий (в том числе, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов) по проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума, голосования об отзыве депутата;

· порядок проведения предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата, члена Совета Республики; порядок осуществления финансирования выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики;

· ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики

В Особенной части определяются:

· порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов всех уровней;

· гарантии деятельности и права кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты всех уровней;

· порядок установления результатов голосования и подведения итогов выборов Президента Республики Беларусь;

· порядок установления результатов и подведения итогов выборов депутатов Палаты представителей;

· порядок установления результатов и подведения итогов выборов депутатов местных Советов депутатов;

· порядок назначения выборов членов Совета Республики и выдвижения кандидатов в члены Совета Республики;

· понятие, виды и цель референдума, круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум;

· порядок инициирования и назначения республиканского референдума;

· порядок установления результатов и подведения итогов республиканского референдума;

· порядок назначения и проведения местного референдума;

· порядок отзыва депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов (основания и порядок возбуждения вопроса об отзыве депутата, порядок назначения голосования об отзыве депутата, порядок голосование и подведение его итогов);

· порядок отзыва члена Совета Республики.

· Остальные акты в данной сфере принимаются во исполнение положений Избирательного кодекса (например, Указы Президента Республики Беларусь о назначении выборов депутатов, референдумов, постановления Палаты представителей Национального собрания о назначении выборов Президента Республики Беларусь).

Избирательное законодательство является максимально кодифицированным и стабильным.

44. Стадии избирательного процесса

Избирательны процесс – это урегулированная нормами права деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведении выборах. Процесс состоит из стадий. Стадии избирательного процесса – это этапы, по которым организуются и проходят выборы.

Стадии:

1. Назначение выборов (ст. 81, 91 Конституции и ст. 56 ИК).

2. Образование избирательных округов.

3. Образование избирательных участков.

4. Составление списков избирателей.

5. Формирование избирательных комиссий.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов.

7. Предвыборная агитация.

8. Голосование.

9. Подсчет голосов и подведение итогов выборов.

45. Порядок назначения выборов и образование избирательных округов.

Выборы президента назначает Палата Представителей. Назначает не позднее, чем за 5 месяцев до истечения сроков полномочий и проводятся в воскресение не позднее, чем за 2 месяца до истечения сроков полномочий президента. Если должность президента вакантна, то выборы проводятся не позднее 70 дней со дня открытия вакансии.

Выборы в Палату Представителей и Совет Республики назначаются президентом не позднее, чем за 4 месяца до окончания полномочий и проводятся не позднее, чем за 30 дней до окончания полномочий палат. Не очередные выборы в парламент проводятся в течение 3 месяцев со дня их досрочного прекращения. Выборы назначаются президентом за 4 месяца и проводятся не позднее 30 дней. В случае роспуска местного совета не менее 30 дней 8Все выборы в местные советы проводятся одновременно.

Избирательный округ – это территориальная единица, образованная для проведения выборов депутатов.

Избирательные округа в палату представителей образуется центральной комиссией РБ по выбору и проведению республиканских референдумах.

Все округа образуются примерно с равной численностью избирателей (отклонение ± 10%). Недопускается образование избирательного округа из территорий не граничащих между собой.

Численность избирательного округа:

1. Палата представителей – 110

2. Областные и Минский городской советы – 40-60

3. Районные совет – 25-40

4. В городской совет областного подчинения – 25-40

5. В городской совет районного подчинения – 15-25

6. В поселковый и сельский советы – 11-15

Избирательный участок (ст. 17-18 Избирательного кодекса). Избирательные участки – это территориальные единицы для проведения голосования и подсчета голосов. Численность избирателей в них от 20 до 3000. За пределами РБ избирательные участки образуются консульскими учреждениями. В них участвуют как депутаты, так и граждане РБ, находящиеся или проживающие зарубежем.

Составление списков избирателей (ст. 19-21 Избирательного кодекса). Эти списки составляются по каждому избирательному участку. В них включаются граждане РБ, достигшие ко дню голосования 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в выборах.

46. Избирательные комиссии, их система, порядок создания.

Формирование избирательных комиссий. Имеется система избирательных комиссий. ЦИК – Центральная избирательная комиссия во главе ЦК. Она работает на постоянной основе.

1. Выборы президента обеспечивают следующие комиссии:

1) Территориальные (областные, Минская городская, районные и городские (в городах областного подчинения) и в районные в городах (9-13 человек)).

2) Участковые комиссии (5-19 человек).

2. Выборы депутатов РБ:

1) Окружные (9-13 человек).

2) Участковые (5-19 человек).

3. Выборы депутатов в местные советы:

1) Территориальные (областные, Минская городская, районные и городские, поселковые и сельские) (9-13 человек).

2) Окружные избирательные комиссии по выборам в областные советы депутатов.

3) Участковые комиссии.

Правовой статус Центральной комиссии (ст. 84-98Конституции и ст. 32, 26,33 Избирательного кодекса)

ЦИК образуется из 12 человек. граждане РБ, высшее юридическое образование и опыт работы в проведении референдумов. Из них 6 назначаются президентом и 6 избираются Советом Республики. Председатель назначается президентом с согласия Совета Республики.

Центральная комиссия в пределах своей компетенции:

· организует подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов;

· осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

· дает разъяснения законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики в целях его единообразного применения;

· образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей и устанавливает среднюю численность избирателей на избирательный округ по Республике Беларусь;

· дает заключения о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, регистрирует выдвинутых кандидатов в члены Совета Республики, подводит итоги выборов членов Совета Республики, регистрирует избранных членов Совета Республики и публикует их список в печати, созывает первую после выборов сессию Совета Республики;

· определяет порядок использования средств массовой информации в предвыборной кампании;

· устанавливает формы бюллетеней и списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов, протоколов комиссий и других документов по выборам, референдуму, отзыву депутатов, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам, референдуму;

· определяет меры по обеспечению сохранности ящиков для голосования и документов по выборам, референдуму в период досрочного голосования;

· подводит итоги выборов, референдума;

· выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

· решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента, а также повторного голосования по референдуму;

· рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам проведения выборов, референдума, отзыва депутатов, членов Совета Республики;

· изучает и обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

47. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты.

Кандидат в президенты выдвигается не менее 100 000 избирателей. Выдвижение кандидата в депутаты палаты представителей и местные советы вправе выдвигать:

1. Политическим партиям, зарегистрированные в Минюсте не позднее 6 месяцев по проведению выборов.

2. Трудовых коллективов.

3. Гражданами путем сборов подписей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Кандидатами в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости.

Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах по выборам депутатов

Окружные, территориальные избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты.

В случае, если суммарное количество недостоверных подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах прекращается.

Регистрация кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.

Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.

Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты, вправе знакомиться с материалами проверки документов, представленных для регистрации.

Решение о регистрации кандидата в депутаты принимается при наличии соот

Наши рекомендации