Этапы интеграции Белоруссии и России.
Документы:
6.01.1995г. Соглашение о таможенном союзе.
21.02.1995г. договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и РБ.
2.04.1996г. договор об образовании сообщества России и Белоруссии.
Целью сообщества являлось:
1. Объединение материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики.
2. Создание равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Принципы сообщества:
1. Суверенитет и равенство сторон.
2. Демократизм и уважение прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.
Высшим органов являлся Высший совет. Исполнительным органом являлся Исполнительный комитет. На основании договора 29.04.1996г. в Санкт-Петербурге было подписано соглашение «О создании парламентского собрания сообщества России и Белоруссии». В него входило по 25 депутатов от каждого государства.
2.04.1997г. Договор о союзе России и Белоруссии.
23.05.1997г. подписан устав союза России и Белоруссии.
Сообщество преобразовывалось в союз. При этом сохранялся государственный суверенитет каждой из сторон. Устанавливалось гражданство союзов. Закреплялись полномочия его органов (высшего совета союза, парламентского собрания союза, исполнительного комитета союза).
Подписание 25.12.1998г.:
1. Декларации «О дальнейшем единении России и Белоруссии».
2. Соглашение между РФ и РБ «О создании равных условий субъектам хозяйствования».
3. Договор между РБ и РФ «О равных правах граждан».
Согласно этому граждане РБ и РФ имеют равные права избирать и быть избранными в органы союза, на участие в хозяйственной деятельности, доступность получения среднего специального и высшего образования, обмен жилищными помещениями, право на приобретение и владение имущества, право собственности, равные права на трудоустройство, оплату труда, отдых и т.д.
Подписание 8.12.1999г. договора «О создании союзного государства» и программы действий по реализации положений договора. Согласно этому договору определяются принципы союзного государства:
1. Суверенное равенство государств.
2. Добровольность и добросовестность выполнения взаимных обязательств.
3. Разграничение предмета ведения полномочий между союзным государством и государствами-участниками.
4. Органы союзного государства.
5. Высший государственный совет (главы государств, правительств, руководители палат парламентов).
6. Парламент союзного государства (Палата Союза (по 36 членов от каждого государства), Палата Представителей).
В настоящее время функции парламента осуществляет парламентское собрание России и Белоруссии по 36 депутатов от каждой стороны. Исполнительным органом является Совет Министров. Совет Министров формирует постоянный комитет, который возглавляется государственный секретарем. Должен быть создан суд союзного государства, счетная палата, комиссия по правам человека. Созданы органы:
· Таможенный комитет.
· Пограничный комитет.
· Комитет по гидрометеорологии.
· Телерадиовещательная организация.
· Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию.
17.Конституционное закрепление правового государства.
Политическая система РБ представляет собой форму государства, комплекс государственных органов, политических партий, общественных объединений, институтов прямой демократии, трудовых коллективов.
Правовая основа политической системы:
1. Конституция
2. Избирательный кодекс
3. Закон о политических партиях
4. Закон об общественных объединениях
5. Закон о массовых мероприятиях в РБ (о собраниях, митингах, шествиях и т.д.)
6. Закон об обращении граждан
7. Закон о республиканских и местных собраниях
8. Законы о государственных органах
Принципы политической системы:
1. Демократизм.
2. Народовластие.
3. Политический плюрализм.
4. Верховенство права.
Форма государства – непосредственный выразитель и носитель его сущности, это устройство государственной власти и её организации. Составными частями формы государства являются:
1. Форма государственного правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, взаимоотношения их между собой, а также с гражданами. Делятся на монархии и республики.
2. Форма государственного устройства – это территориальная структура государства. Различают унитарную, федеративную, конфедерацию. РБ – унитарное государство.
3. Форма государственного режима.
Монархии (от греч. единовластие) разделяют на абсолютную и конституционную. Конституционная делиться на представительную и парламентскую.
Республики классифицируются на парламентскую, президентскую и смешанную (полупрезидентская).
В парламентской республике президент является только главой государства. Он может избираться парламентом, может избираться народом.
В президентской республике президент обладает полномочиями главы государства и главы исполнительной власти. Президент не обладает правом роспуска парламента.
В смешанных республиках власть между президентом, парламентом и министерством проявляется фактической расстановкой политических сил.
По форме правления РБ – смешенное государство, с сильной президентской властью.
Политический режим: демократический и антидемократический (тоталитарный и авторитарный).
18.Конституционные основы народовластия В РБ
Конституционные формы народовластия РБ. Власть народа в РБ осуществляется в трех формах:
1. Государственная власть. В отличие от общественной власти государственная власть распространяется на всех граждан. Она выражается в принятии актов имеющих обязательную силу для всех. Эта власть осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти (президент, парламент, правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, иные суды).
2. Общественная власть – это группы граждан, общественные объединения, трудовые коллективы при проведении ими совместных акций.
3. Общественно-государственная власть – это органы местного самоуправления во областях, районах, поселках, городах, сельских советах.
Различают 2 формы демократии: непосредственную и представительную.
Высшей формой непосредственной демократии – выборы, референдумы. Они подразделяются на Республиканские и местные. По форме принятия решения: императивный (обязательный) и консультативный.
Органами представительной демократии являются: парламент и местные советы депутатов.
Формы реализации прямой и непосредственной демократии:
1. Выборы президента.
2. Выборы национального собрания (прямая и косвенная).
3. Выборы местных советов депутатов.
4. Референдумы.
5. Народные собрания.
6. Отзыв депутата.
7. Правотворческая инициатива.
19.Конституционное закрепление экономической системы РБ
Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.
В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:
1. государственная
2. частная
Права собственника:
· распоряжаться
· пользоваться
· владеть
В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.
В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом.
Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:
§ государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом
§ государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности
§ государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества
§ наличие наряду с государственной частной собственности
Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.
Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:
- потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг;
- производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха;
- работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;
Формы собственности:
1. Государственная
2. Частная
Формы государственной собственности:
1. Исключительная (недра, вода, леса).
2. Республиканская (земли сельскохозяйственного назначения, имущество республиканских органов власти, банки, государственные предприятия, учебные заведения, исторические памятники, объекты социально-культурного назначения).
3. Коммунальная (имущество, принадлежащее административно-территориальному образованию; жилищные фонды, предприятия торговли, бытовки и т.д.).
Частная собственность принадлежит гражданину как физическому лицу.
Собственность на землю может быть государственной и частной собственностью.
20.Конституционное закрепление социальной основы белорусского общества
Ст. 41-43, 45, 47-50 Конституции РБ.
Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.
К социальным отношениям относятся:
1. Отношения в сфере трудовой деятельности.
2. Межнациональные отношения.
3. Отношения семьи и государстве.
4. Отношения, связанные с образованием, здравоохранением, экологией, социальным обеспечением, наукой, культурой, искусством.
Основополагающие принципы социальных прав, зафиксированы Конституцией:
1. Право на труд (41)
2. Право на создание профсоюзов (41)
3. Право на отдых (43)
4. Право на социальное обеспечение (47)
5. Право на жизнь (48)
6. Право на охрану здоровья (45)
7. Право на образование (49)
Всем этим правам соответствует обязанности государства принимать меры по их реализации.
Важное место в социальной политике государства отводится к межнациональным отношениям. Правовой статус национальных меньшинств закреплен в Законе «о национальных меньшинствах» от 11.11.1992г. в редакции от 7.05.2007г.
21.Конституционное основы внешней политики Республики Беларусь
Внешняя политика – это деятельность официальных субъектов, получивших интересы на международной арене, избирать соответствующее средство и методы их реализации.
Основные конституционные принципы внешней политики:
1. Признание приоритетом общепризнанных принципов международного права.
2. Равенство государства.
3. Неприменение силы или угрозы силы.
4. Невмешательство во внутренние дела других государств.
5. Мирное разрешение спорных вопросов.
6. Территория страны, объединенная зона государства нейтральная.
7. Нерушимость границ.
8. Добровольность вхождения в международные образования и выхода их них.
Формы внешнеполитической деятельности:
· Дипломатическое сотрудничество.
· Внешняя торговля.
· Представительство международных организаций.
Нормативная база: 2 программных закона:
1. Об основных направлениях внутренней и внешней политики.
2. Об военной доктрине РБ.
В ст.8 Конституции закреплено, что РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».
В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».
В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:
никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории;
не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем.
22.Понятие и принципы гражданства
Гражданство выражает политическую и правовую часть лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. При этом эта связь не ограничивается территориальным приделом государства.
Согласно ст. 10 Конституции гражданину РБ гарантируется защита и покровительство, как на территории Беларуси, так и за её пределами.
Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета РБ.
Отношения по поводу гражданства в РБ регулируется рядом правовых актов, в частности:
· Конституция (ст. 10-13, п. 17 ст. 84);
· закон РБ от 1.08.2002г. № 136/З «О гражданстве РБ»,
· положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РБ, утвержденных указом Президента от 17.11.1994г. № 209 с последующими изменениями и дополнениями;
Конституция и ст. 3 Закона «О гражданстве» устанавливает следующие принципы:
1. Каждый имеет право на гражданство.
2. Гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения.
3. Гражданство РБ не может быть предоставлено против воли лица.
4. Никто не может быть лишен гражданства РБ или право изменить гражданство.
5. РБ стремится к избежанию случаев без гражданства.
Ст. 11 Закона «О гражданстве» не допускает признания за гражданином РБ принадлежности к иному государству, если иное не предусмотрено международными договорами.
Гражданами РБ на основании ст. 8 Закона являются:
1. Лица, состоящие в гражданстве РБ, на день вступления в силу Закона «О гражданстве», т.е. на 17.08.2002г.
2. Лица, которые приобрели гражданство РБ, в соответствии с Законом «О гражданстве» от 1.08.2002г.
3. Гражданами РБ по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории РБ, являющиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданства РБ до вступления в силу данного закона.
23. Порядок приобретения гражданства РБ.
В соответствии со ст. 12 Закона приобретение гражданства РБ возможно:
1. По рождению.
2. В результате приема гражданства.
3. В порядке регистрации.
4. По иным основаниям, предусмотренным настоящим договором и международными договорами.
Получение гражданства по рождению. Ст. 13 Закона указывает: Ребенок приобретает гражданство РБ по рождению, если на день рождение:
1. Один из родителей состоит в гражданстве РБ независимо от места рождения ребенка.
2. Если родители или родитель ребенка, постоянно проживающий на территории РБ, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РБ.
3. Родители ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляет ему своего гражданства.
4. Находящийся на территории РБ ребенок, родители которого не известны.
Приобретение гражданства в порядке приема гражданства. Ст. 4 Закона: лицо, достигшее 18 лет, дееспособное. Ст. 14 Закона:
1. Лицо, берет обязательство соблюдать и уважать Конституцию и Законы РБ.
2. Знает один из государственных языков РБ, в пределах, необходимых для общения.
3. Постоянно проживает на территории РБ в течение 7 лет непрерывно.
4. Имеет законный источник существования.
5. Не имеет гражданство, либо утрачивает гражданство другого государства, в случае приобретения гражданства РБ.
Приобретение гражданства в порядке регистрации. Регистрация – это упрощенный порядок приобретения гражданства. Ст.16 Закона устанавливает основания, при наличии которых, откланяется ходатайство о приеме гражданства.
Приобретение гражданства по иным основаниям. Это усыновление, опекунство.
24. Основание и порядок прекращение гражданства.
Может быть прекращено в случае:
1. Выхода из гражданства (ст. 17,18,20).
2. Утраты гражданства (ст. 17, 19, 20).
3. Отмены решения о приеме гражданства.
Прекращение гражданства прекращается по заявлению гражданина РБ и в порядке регистрации. В первом случае решение принимается Президентом. Во втором случае регистрируется органами Внутренних дел.
Основание для утраты гражданства РБ являются: поступление гражданина РБ на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.
Прекращение гражданства не допускается:
1. Лицо имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед РБ юридическими и физическими лицами.
2. Является обвиняемым, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
3. Если гражданин не имеет иного гражданства или гарантии его приобретения.
25.Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей.
В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребёнка, если он не достиг возраста 14 лет. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновлённых детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребёнком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Если родители или один из родителей ребёнка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребёнка, ребёнок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребёнок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Если один из родителей выходит из гражданства Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребёнок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребёнку может быть разрешён выход из гражданства Республики Беларусь. Ребёнок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребёнком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
· супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
· супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
· супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
26. Государственные органы, принимающие решение по вопросам гражданства.
Полномочия Президента Республики Беларусь Президент Республики Беларусь:
1. определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
2. издает указы о приёме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
3. издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приёме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Органы внутренних дел Республики Беларусь:
1. принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
2. направляют материалы по заявлениям о приёме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
3. определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
4. решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
5. регистрируют утрату гражданства Республики Беларусь лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь;
6. решают вопросы изменения гражданства по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь;
7. осуществляют контроль за прекращением иностранного гражданства у лиц, принятых в гражданство Республики Беларусь;
8. решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Органы дипломатической службы Республики Беларусь:
1. принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
2. направляют материалы по заявлениям о приёме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
3. определяют принадлежность лиц, находящихся за границей, к гражданству Республики Беларусь;
4. регистрируют утрату гражданства Республики Беларусь лицами, постоянно проживающими за границей;
5. решают вопросы изменения гражданства по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь;
6. осуществляют контроль за прекращением иностранного гражданства у лиц, принятых в гражданство Республики Беларусь;
7. решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ.
Регулируется ст.11 Конституции, Закон РБ от 4.01.2010г. № 105/3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства».
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательство своей принадлежности гражданства другого государства.
Лица без гражданства – не являются гражданами РБ и не имеют доказательства своей принадлежности гражданства другого государства. Они пользуются законодательством РБ.
Исключения:
1. Избирать и быть избранными в государственные органы.
2. Не имеют права участвовать в референдумах.
3. Занимать должности, где необходимо наличие гражданства РБ.
4. Исполнять всеобщую воинскую обязанность.
5. Проживать в местах неопределенных целью их пребывания, а также запрещенных законодательством.
28. Право убежища в РБ и порядок его реализации.
Убежище- право иностранца, преследуемого в другом государстве за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность, пребывать на территории Республики Беларусь, которое может предоставляться Президентом Республики Беларусь;
Иностранец, заявивший о намерении быть признанным беженцем и достигший возраста восемнадцати лет, обязан лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в специализированный орган.
Подразделения пограничных войск или органы внутренних дел обязаны в течение трех суток уведомить о желании иностранца быть признанным беженцем ближайший территориальный орган по миграции для рассмотрения вопроса о регистрации ходатайства.
Сведения о прибывших вместе с иностранцем членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей - в ходатайство их законного представителя либо в ходатайство одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет.
Предварительное рассмотрение ходатайства иностранца о признании его беженцем проводится территориальным органом по миграции по месту пребывания иностранца.
Решение о регистрации ходатайства иностранца о признании его беженцем принимается территориальным органом по миграции в течение трех рабочих дней с момента подачи ходатайства по итогам анкетирования иностранца, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном иностранце и прибывших с ним членах его семьи.
Иностранцу, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, выдается временное свидетельство о регистрации ходатайства (далее - свидетельство), которое является документом, подтверждающим личность иностранца, ходатайствующего о признании беженцем.
29. Понятие «беженец». Порядок предоставления статуса беженца.
Беженец - лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений;
Рассмотрение ходатайства о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь осуществляют территориальные органы по миграции, которые всесторонне оценивают:
ü итоги анкетирования иностранца на основе проведения индивидуальных собеседований;
ü достоверность полученных сведений о данном иностранце и прибывших с ним членах его семьи;
ü обстоятельства прибытия на территорию Республики Беларусь;
ü содержание представленных документов;
ü заключения органов государственной безопасности и органов внутренних дел;
ü показания свидетелей, оформленные надлежащим образом, если таковые имеются;
ü иные документы.
Рассмотрение ходатайства о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства территориальным органом по миграции.
Срок рассмотрения ходатайства может быть продлен республиканским органом государственного управления по миграции при наличии сложностей с определением обоснованности имеющихся у заявителя опасений стать жертвой преследований, но не более чем на три месяца.
Решение о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь либо об отказе в признании иностранца беженцем в Республике Беларусь принимается республиканским органом государственного управления по миграции на основании заключения, представленного соответствующим территориальным органом по миграции, с учетом проведенной процедуры рассмотрения ходатайства и материалов личного дела иностранца.
Удостоверение беженца является основным документом, подтверждающим личность беженца, законность его пребывания на территории Республики Беларусь, и не может быть произвольно изъято.
Сведения о членах семьи иностранца, признанного беженцем, не достигших возраста шестнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей - в удостоверение их законного представителя либо в удостоверение одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Удостоверение является основанием для регистрации в установленном порядке иностранца, признанного беженцем, и членов его семьи в органах внутренних дел по месту пребывания и получения вида на жительство на срок признания беженцем.
При получении удостоверения национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность иностранца, признанного беженцем, остаются на хранении в территориальном органе по миграции на срок признания данного иностранца беженцем.
Иностранец признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) иностранца обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым статьи 2 настоящего Закона, срок признания беженцем продлевается данному иностранцу территориальным органом по миграции по согласованию с республиканским органом государственного управления по миграции на каждые последующие пять лет.
30. Конституционные основы правового положения человека и гражданина.
Правовой статус гражданина определяется конституцией и законами страны, в которых закрепляются права, свободы и обязанности гражданина.
Основные права, свободы закрепляются в конституции государства. Согласно Конституции статье 58 – обязанности граждан исключительно в Конституции.
Основные правового положения личности закреплены в статьях 21-23 Конституции РБ. Сами же права, свободы и обязанности в ст.24-51 Конституции РБ, обязанности ст. 52-57 Конституции РБ.
В конституции употребляются 2 понятия: права и свободы.
В качестве правового статуса закрепляются следующие положения:
1. Гарантированность предоставляемых Конституций прав и свобод (часть 1 статьи 21);
2. Закрепление прав и свобод человека;
3. Равенство, прав, свобод и возможностей человека;
4. Ограничение прав и свобод граждан допускается только в случаях предусмотренных законом или во имя определённых целей.
31. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.
Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
Право связано с притязанием человека получить эти блага.
Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от государства.
Конституционные права и свободы определяются как закрепленные в Конституции и гарантированные государством юридические возможности пользоваться определенными благами.
Когда речь идет непосредственно о правах и свободах человека, то предполагается их естественная природа происхождения. Права и свободы человек приобретает не от государства как гражданин, а в силу своего рождения.