Тема 5.3. Правительство Российской Федерации
I. Задания для самостоятельной работы
1. Назовите юридические признаки, свидетельствующие о том, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.
2. Что означает термин «министр без портфеля»?
3. Вправе ли Правительство издавать постановления по предметам совместного ведения? Какую правовую позицию по данным вопросам сформулировал Конституционный Суд РФ?
4. Назовите государственные органы, которые вправе создавать Правительство России.
5. Вправе ли Президент России приостановить или отменить акты Правительства РФ? В каких случаях это может бытьсделано?
6. Сравните перечень федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых непосредственно руководит Президент РФ на основании ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ», с тем перечнем, который содержится в Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Изложите свое мнение об их соотношении.
7. Изобразите схематически взаимные правомочия между следующими федеральными органами государственной власти: Правительством РФ, Федеральным Собранием России и Президентом РФ.
8. Решите задачи (устно):
Задача № 1.
Государственное предприятие «Росвооружение» обратилось в Верховный Суд РФ с просьбой признать недействительным подписанное и. о. председателя Правительства РФ постановление об утверждении изменений в Уставе предприятия, поскольку согласно ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ» постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются его председателем.
Какое решение должен вынести Верховный Суд РФ?
Задача № 2.
Директор Федеральной службы безопасности РФ обратился к председателю Правительства РФ с требованием допустить его к участию в заседаниях Правительства России с правом решающего голоса, поскольку в соответствии с законом об органах Федеральной службы безопасности он обладает всеми правами федерального министра.
Подготовьте мотивированный ответ.
9. Составьте перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц.
10. Составьте условия задачи (казуса), в которой Президент России снимает с должности председателя Правительства РФ и обращается в Государственную Думу с предложением о новой кандидатуре.
11. Заполните следующую сравнительную таблицу:
Наименование органа исполнительной власти | Признаки | Состав | Виды и свойства правовых актов | Полномочия председателя правительства | Общие полномочия по руководству органами исполнительной власти | Процедура от ставки |
Правительство РФ | ||||||
Правительство Ростовской области |
II.План семинарского занятия
1. Порядок организации, состав и срок полномочий Правительства Российской Федерации.
2. Компетенция Правительства Российской Федерации.
3. Организация и порядок деятельности Правительства Российской Федерации.
4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации.
5. Конституционно-правовой статус Председателя Правительства Российской Федерации.
6. Акты Правительства Российской Федерации.
7. Ответственность Правительства Российской Федерации.
8. Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
|
Очная форма обучения
Занятие 1.
1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.
2. Формирование, состав и отставка Правительства РФ.
3. Компетенция Правительства РФ.
4. Организация и порядок деятельности Правительства РФ.
5. Акты, издаваемые Правительством РФ.
6. Ведущие министерства и ведомства.
Занятие 2.
Проводится в форме ролевой игры.
Цели и задачи учебного занятия:
Цели игры:
· формирование у студентов творческой самостоятельности, глубины и компетентности суждений по вопросам рассматриваемой темы;
· систематизация знаний о государственно-правовом механизме регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти;
· формирование умений анализировать сущность реформирования рассматриваемого направления государственной политики России.
Задачи:
· развитие умений анализировать и вести дискуссию;
· актуализация знаний в сфере государственного управления и организации деятельности органов исполнительной власти.
Продолжительность деловой игры: 4 часа.
Подготовительный материал: доклады участников ролевой игры на тему: «Поиски эффективной модели организации государственной таможенной политики», проект итогового документа деловой игры (Постановление Правительства РФ), письменное обращение Президента РФ по вопросам государственно-правового регулирования деятельности Правительства РФ в области таможенного дела, проспект, в нескольких экземплярах для участников и гостей, приглашенных на игру, должностные инструкции, разработанные для каждой группы участников, выступление о проблемах в анализируемой сфере для группы, представляющей средства массовой информации, бейджики с наименованием должности и представляемого министерства (федеральной службы), средства массовой информации.
Применяемые технические средства обучения и информационные ресурсы: при подготовке к игре студентам рекомендуется использовать современные информационные ресурсы, основными из которых являются справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и Интернет (официальные сайты Правительства РФ, министерств и ведомств). В процессе проведения игры необходимо наличие проектора и компьютера. Кроме того, само мероприятие предполагает его проведение в компьютерном классе.
Формируемые компетенции:
- студент способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- студент способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- студент способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).
Ожидаемые результаты:Развитие навыков государственного планирования, систематизация знаний по вопросам деятельности органов исполнительной власти и их роли в организации государственного управления.
Этапы проведения учебного занятия:
Организационный этап
В лекционном материале студентам дается общая правовая характеристика Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти, сфера его деятельности. Игра носит характер управленческой и одновременно исследовательской деятельности. Рекомендуется проведение в форме открытого занятия. Работы студентов в процессе подготовки к игре могут быть продолжены в качестве научно-исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях.
Перед игрой студенты разбиваются на группы, каждый получает свою роль и знакомится с правилами проведения игры, заданием. Для каждого игрока предусматривается четкая инструкция. Для подготовки к ролевой игре студентам предоставляется список основной и дополнительной литературы по теме 5.3. Перед непосредственным проведением игры необходимо провести консультацию с каждой группой участников по вопросам структуры выступления, проведения исследования и представления материала. Каждый игрок должен иметь соответствующий бейджик с наименованием должности и представляемого министерства (федеральной службы), средства массовой информации.
Данная игра имитирует открытое совещание членов правительства по вопросам эффективности осуществления государственной политики в области таможенного дела на современном этапе. На данном совещании присутствуют не только министры, руководители федеральной службы, сотрудники таможенных органов, эксперты, представители общественности, но и средства массовой информации, которые представляют интересы общества и должны будут после данного совещания донести до них результаты открытого обсуждения в виде специального выпуска газеты.
Каждая группа должна начинать свое выступление с определения того направления в обсуждаемом вопросе, которое она представляет. Компетенция министерства, службы. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Основные направления реформы.
Основу выступления каждого органа исполнительной власти представляет мини-исследование по теме «Поиски эффективной модели организации государственной политики в области таможенного дела». В должностной инструкции, разработанной для каждой группы участников, описываются основные вопросы, подлежащие раскрытию в рамках выбранной темы.
Группы, представляющие министерства и ведомства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств, федеральных служб. Участники игры, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.
Средства массовой информации, представители общественности готовят выступление о проблемах в анализируемой сфере. Следует привести статистические данные, провести опрос государственных служащих таможенных органов, таким образом, позиция группы будет не только аргументированной, но и убедительной. Возможно рассмотрение зарубежного опыта формирования эффективной государственной политики в области таможенного дела.
Для подготовки участникам отдельной подгруппы следует сразу распределить полномочия и порядок выступления.
Примерный состав участников игры:
1. Ведущий.
2. Председатель правительства.
3. Средства массовой информации, представители общественности (4 человека).
4. Министерство финансов (3 человека).
5. Федеральная таможенная служба (5 человек).
6. Эксперты.
7. Представители общественности.
Основной этап
1. Выступление председателя правительства.
2. Выступление группы Министерства финансов.
3. Выступление представителей ФТС.
4. Выступление экспертов.
5. Выступление представителей общественности.
6. Письменное обращение Президента, пришедшее в адрес всех присутствующих здесь.
3. Заключительный этап:
7. Совещание каждой группы. Разработка предложений.
8. Внесение предложений каждой группой.
9. Совместное совещание всех групп. Выбор и формулировка лучших предложений.
10. Составление итогового документа - Распоряжение Правительства РФ.
11. Подведение итогов. Рефлексия (каждая группа высказывает свое мнение).
12. Оценка экспертов.
По окончании ролевой игры преподаватель предоставляет слово эксперту для сценки результатов игры. Последний в течение отведенного ему времени оценивает подготовленность к ролевой игре как учебной группы в целом, так и каждого участника в отдельности, активность и профессиональную компетентность участников игры, конструктивность вносимых ими предложений. Сделав краткий анализ работы каждого участника, он подчеркивает как положительные, так и отрицательные стороны работы, оценивает их участие по пятибалльной системе.
При оценке учитываются:
- активность студентов;
- знание ими законов и профессиональных обязанностей должностных лиц, в роли которых они выступают;
- новаторство, аргументированность выдвинутых ими предложений.
Эксперт выставляет оценку группе в целом.
Второй эксперт либо соглашается с оценкой, данной первым экспертом, либо высказывает свою точку зрения - как по подготовке студентов к игре, так и по качеству проведения самой игры в целом, должным образом мотивируя свою позицию. Он дополняет первого эксперта.
Оценки, данные экспертами каждому участнику игры, складываются, что дает окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе. Так, если в игре участвовало девять студентов, то оценка группе не может превышать 50 баллов (отлично), если все студенты получили отличные оценки. Таким образом, суммарная оценка группы зависит от индивидуального выступления каждого из участников игры.
Преподаватель, по возможности не повторяя сказанного экспертами, в пределах 5 минут подводит итог проведенному занятию, кратко анализирует заключения экспертов. При этом обращает внимание студентов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные стороны, которые имели место. Он отмечает, что, по его мнению, могло бы способствовать активизации ролевой игры, повышению ее результативности. Соглашается с оценками экспертов. (Студенты, которые получили соответствующие роли, но отсутствовали на ролевой игре по неуважительным причинам, получают неудовлетворительную оценку).
Необходимо выслушать мнение студентов, участвующих в игре: что им понравилось, что следовало бы улучшить. Это поможет в дальнейшем совершенствованию такого рода занятий.
Преподаватель благодарит присутствующих за активное участие в ролевой игре.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Правительство РФ осуществляет по Конституции 1993 г. высшую исполнительную власть в РФ.
Конституционно-правовой статус Правительства определяется Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
В системе разделения властей Правительство осуществляет государственное управление. Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в названных актах.
Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвует в законотворческой деятельности, обладая правом законодательной инициативы.
При рассмотрении вопроса о составе и порядке формирования Правительства РФ следует изучить ст.ст. 110 (п.2), 111, 112 Конституции РФ. Правительство РФ возглавляет его Председатель.
Статья 111 Конституции РФ и ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяют порядок его назначения. Есть ряд спорных вопросов практики применения ст. 111 Конституции РФ, поэтому необходимо ознакомиться с позицией Конституционного Суда по данному вопросу.
Федеральный конституционный закон устанавливает, что члены Правительства при назначении на должность, а затем ежегодно, обязаны представлять сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Закон ввел ограничения, связанные с требованием к членам Правительства РФ (ст. 11).
Структура федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 п. 1 Конституции РФ утверждается Указом Президента РФ. Студенты на основе анализа действующего законодательства должны установить структуру Правительства РФ.П ри этом следует учесть, что целый ряд министерств и ведомств непосредственно подчинены Президенту РФ (Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и др.).
В составе Правительства РФ для решения оперативных вопросов по предложению его Председателя создается Президиум Правительства, а для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением его решений образуется аппарат Правительства РФ. Необходимо рассмотреть роль названных структур в осуществлении функций Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ определены ст. 114 Конституции РФ и гл. III ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Их можно сгруппировать по следующим направлениям: общие полномочия Правительства РФ; полномочия в сфере экономики; полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; полномочия в социальной сфере; полномочия в сфере науки, культуры, образования; полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды; полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьба с преступностью; полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности страны; полномочия в сфере военной политики и международных отношений.
Правительство России по вопросам своих полномочий вправе принимать нормативные правовые акты (постановления и распоряжения).
Постановления принимаются коллегиально, они бывают общего характера, нормативного и смешанные. Распоряжения Правительства носят конкретно-индивидуальный характер.
Акты Правительства подлежат опубликованию, действуют на всей территории страны. Порядок вступления в силу актов Правительства определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст //Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17 дек. 1997 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51. - Ст.5712.
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 9 мар. 2004г.//Собр. законодательства Российской Федерации. – 2004. - №11.- Ст.945.
4. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.// Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 22. - Ст. 2663.
Основная литература
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.
2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.
3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.
Дополнительная литература
1. Авдеев, Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 9.
2. Гогаева, А.Л. Вопросы состава Правительства Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.
3. Гончаров, В.В. О некоторых вопросах повышения влияния органов конституционного правосудия в Российской Федерации на укрепление исполнительной вертикали власти и формирование единого правового пространства в стране//Российская юстиция. - 2010. - № 5.
4. Гончаров, В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти//Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3.
5. Гончаров, В.В. Проблемы и перспективы использования в Российской Федерации положительного опыта формирования и функционирования системы исполнительной власти за рубежом//Международное публичное и частное право. - 2010. - № 3.
6. Дзидзоев, Р.М. Институт ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах своей деятельности и вопросы парламентской ответственности Правительства//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 21.
7. Жалсанов, Б.Ц. Реализация положений Конституции Российской Федерации органами исполнительной власти//Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 5.
8. Жумаев, Ю.Г. Электронное правительство - максимальная эффективность управления государством//Правовые вопросы связи. - 2009. - № 1.
9. Калинина, Л.А. К вопросу о принципах организации и функционирования исполнительной власти//Административное право и процесс. - 2010. - № 4.
10. Кордик, Д.Н. Реализация права законодательной инициативы правительствами федеративных государств (российский и зарубежный опыт)//Журнал российского права. - 2007. - № 1.
11. Кузнецов, С.Л. Электронное правительство - что это такое?//Административное право. - 2010. - № 1.
12. Осипян, Б.А. Гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4.
13. Прохоров, К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.
14. Трофимова, Г.А. Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ: основные деликты//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.
15. Черкасов, К.В. Аппарат Правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры//Административное и муниципальное право. - 2010. - № 1.
16. Черкасов, К.В. Об актуализации вопроса создания института полномочных представителей Правительства Российской Федерации в федеральных округах//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 6.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит специфика исполнительной власти в России?
2. Раскройте значение принципа единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Какова процедура формирования Правительства РФ? Допускает ли Конституция России возможность совмещения постов главы государства и председателя Правительства?
4. Возможно ли установление неприкосновенности членов Правительства РФ?
5. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства России?
6. Перечислите полномочия Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.
7. Какими полномочиями обладает федеральное правительство по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ?
8. Вправе ли федеральные министерства издавать правовые акты? Мотивируйте свой ответ ссылками на конкретные примеры.
9. Могут ли федеральные министры или их заместители совмещать свои должности с должностями в органах государственной власти субъектов РФ?
10. Назовите правовые акты Правительства РФ и дайте им характеристику.
11. Какова процедура их опубликования и вступления в силу?
12. Какие структурные подразделения входят в состав аппарата Правительства РФ?
13. Каким образом реализуется принцип федерализма в деятельности Правительства России?
14. В каких случаях Правительство РФ может быть отправлено в отставку? Кто обладает таким правом?
15. Каковы юридические последствия снятия с должности председателя Правительства РФ?
16. В каких случаях Правительство России слагает с себя полномочия?