Правоведение. Вторая контрольная точка.
Правоведение. Вторая контрольная точка.
Семинар №4.
Основы конституционного строя: понятие, элементы.
Под основами конституционного строя понимаются фундаментальные устои общества и государства, главные принципы, реализация которых направлена на становление в нашей стране правового государства.
Можно выделить следующие элементы, (гл. 1 Конституции РФ)
1. Государственный суверенитет(Полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики) РФ (ст. 1,ст 4).
2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2,ст. 6).
3. Народовластие (ст. 3, 12). В ст. 3 говорится о том, что единственным источником власти в РФ является народ.
4. Федерализм (ст. 5). РФ является федеративным государством, территория. Федерализм в РФ обусловлен рядом причин: 1) огромной территорией; 2) спецификой экономического развития отдельных регионов; 3) этническим многообразием населения; 4) социокультурными различиями.
5. Социальное государство (ст.7). Гл.Назначение соц. гос-ва - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9).
7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ Правительство РФ Судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти органы государственной власти субъектов РФ).
8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)
9. Светскость российского государства (ст. 14). Это означает полное невмешательство государства в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либогосударственных функций (запись актов гражданского состояния, и др.).
10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость конституционного строя РФ.
Правовой статус человека: понятие, структура.
Правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качествам человека и гражданина.
Структура конституционного статуса личности
1. гражданство
2. правосубъектность — способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность
3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности
4. правовые принципы
5. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.
Гражданство: понятие, основание и порядок его приобретения. Выход из гражданства.
Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Порядок приобретения гражданства РФ
Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению(ст.12: если родитель имеет гражданство или ребенок родился на территории РФ)
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации(ст. 13,14);
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации(ст. 15);
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Фед. законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Избирательная система.
Избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. (В просторечии — Выборы)
Принципы избирательного права в России: 1) всеобщность (ст. 32 Конституции РФ); 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.
Виды избирательных систем:
1. Мажоритарная избирательная система - избранным считается кандидат, набравший большее число голосов;
2. Пропорциональная избирательная система- это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
3. Смешанная избирательная система, т.е. две избирательные системы используются параллельно;
4. Гибридная избирательная система- выдвижение кандидатов - по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система РФ:
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.
Семинар №5.
Федеральное Собрание РФ.
Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ (ст.94). Состоит из 2-х палат: Совет Федерации (по 2 представителя от кажд. субъекта РФ, на 5 лет) и Госдума(450 депутатов).
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Госдумы. Депутатом может быть гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Они обладают неприкосновенностью.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Условия роспуска(ст 109):
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Индемнитет — в международном праве возмещение ущерба, компенсация.
СТАТУС ДЕПУТАТА - правовое положение депутатов представительных органов государственной власти; определяется совокупностью норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой депутатского мандата, его возникновением,прекращением и сроком действия, полномочиями депутатов, гарантиями их деятельности, а также подотчетностью, подконтрольностью и ответственностью депутатов.
Мандат (политика) — полномочия, предоставленные выборному органу или должностному лицу по итогам выборов.
"КАРМАННОЕ" ВЕТО - в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания данной сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии (не вынося никакого решения), после чего он согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.
Абсолютное вето, когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом;
Отлагательное вето, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3, голосов каждой палаты)
Правительство РФ.
Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.
Основные функции Правительства РФ:
1. Разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
2. Представляет отчет об исполнении федерального бюджета; Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3. Управляет федеральной собственностью;
4. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
1. разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
2. обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
4. осуществляет управление федеральной собственностью;
5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Советом Федерации).
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.
Органы судебной власти РФ.
1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках всоставе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.
Местное самоуправление
Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.
Функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Семинар №6.
1. Гражданские правоотношения: субъекты, объекты, содержание и виды.
Гражданское правоотношение - это волевое имущественное или личное неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, в котором его участники юридически связаны наличием взаимных субъективных прав и обязанностей.
Структура гражданских правоотношений
1. Субъект правовых отношений;
2. Объект правовых отношений;
3. Содержание правовых отношений.
Участники гражданских правоотношений – субъекты. В качестве субъектов выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей, либо организации.
Субъекты гражданских правоотношений:
1) граждане России;
2) иностранные граждане и лица без гражданства;
3) российские и иностранные юридические лица;
4) предприниматели;
5) Российская Федерация;
6) субъекты Российской Федерации;
7) муниципальные образования.
Субъекты гражданских правоотношений должны обладать правосубъектностью. Объект гражданского правоотношения – поведение его субъектов, направленное наразличного рода материальные и нематериальные блага. Объекты делятся на:
1) имущественные – вещи – пространственно определенные предметы материального мира, обладающие определенной экономической ценностью, и действия – выполнение определенных работ, оказание услуг;
2) неимущественные (честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юр. лица)
Содержание ГПО - права и обязанности, которыми наделяются участники гражданских правоотношений.
Классификация гражданских правоотношений имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Она проводится по различным основаниям.
I. По содержанию:
1) Имущественные – имеют экономическое содержание, связаны с обладанием имуществом, либо его передачей другому лицу. Предопределяет особыеспособы защиты субъективных прав гражданских правоотношений: возмещение причиненных убытков.
2) Неимущественые – не имеют экономического содержания, возникают по поводу нематериальных благ. Защита – все способы, кроме возмещения причиненных убытков.
II. В зависимости от структуры межсубъектной связи:
1) Относительные – управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица (одно или несколько) (долевая собственность). Правоуправомоченного лица может быть нарушено со стороны строго определенныхлиц, участвующих в данном правоотношении. Право управомоченного лицаможет быть нарушено со стороны строго определенных лиц, участвующих в правоотношениях.
2) Абсолютные – управомоченному лицу противостоит неопределенное числообязанных лиц (авторское правоотношение). Право управомоченного лицаможет быть нарушено любым лицом. Право управомоченного лица защищено от любого.
III. В зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица:
1) Вещные – интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещи путем его непосред-го воздействия с вещью. Обязанные лицавыполняют пассив.роль, управомоченные - активную.
2) Обязательственные – интерес удовлетворяется только за счет определенныхдействий обязанного лица по предоставлению управомоченному лицусоответствующих материальных благ. Обязанные лица должны совершить определенные действия в пользу управомоченного лица.
IV. По времени действия:
1) Срочные – ограничены определенным сроком (авторское право – 50 лет).
2) Бессрочные – не ограничены определенным сроком.
V. По составу:
1) Простые – одному лицу принадлежит одно право, другому лицу – одна обязанность (займ).
2) Сложные – у обеих сторон есть и права и обязанности (договор купли –продажи)
Физические лица как субъекты гражданского права должны обладать право и дееспособностью.
Семинар №7
1. Объекты гражданских прав. Право собственности: понятие, содержание.
Под объектами гражданских прав понимаются имущественные и личные неимущественные блага и права, т.е. все то, по поводу чего субъекты гражданского права вступают или оказываются вовлеченными в гражданские правоотношения.
Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по присвоению материальных благ и обеспечивающих собственнику право владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законодательством.
В субъективном смысле под правом собственности понимается право конкретного собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Содержание права собственности составляют такие правомочия собственника, как владение, пользование и распоряжение имуществом.
Под владением понимается фактическая возможность пользования имуществом. Владение может быть законным и незаконным. Законное владение опирается на какое-либо правовое основание, а незаконное владение не имеет юридических оснований на конкретное имущество (например, покупка украденного автомобиля). Незаконное владение может быть добросовестным и недобросовестным. В первом случае незаконный владелец не знал и не должен был знать о незаконности своего владения, а во втором – владелец знает или должен был знать о данном юридическом факте. При рассмотрении споров в соответствии с презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей закон всегда исходит из предположения о добросовестности владельца, поэтому собственником считается тот, у кого вещь находится, пока не доказано обратное.
Пользование – это юридически обеспеченная возможность получать от имущества его полезные свойства в процессе потребления или использования.
Распоряжение имуществом понимается как возможность собственника определять фактическую и юридическую судьбу вещи (например, отчуждать ее).
Право собственности можно классифицировать по форме собственности:
1) право частной собственности – включает право собственности граждан и право собственности юридических лиц;
2) право государственной собственности – состоит из права федеральной собственности, права собственности субъектов, собственности республики, собственности автономного округа;
3) право муниципальной собственности – включает право собственности муниципальных образований.
По количеству владельцев право собственности может быть принадлежащее одному лицу и принадлежащее двум или более лицам, включая долевую собственность и совместную собственность. Общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет, а общая совместная собственность возможна только между гражданами.
По виду имущества право собственности делится на право собственности на движимое имущество и право собственности на недвижимое имущество.
Правоведение. Вторая контрольная точка.
Семинар №4.