Семинарское занятие № 17. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности
1. Особенности экономических, социальных и культурных прав и свобод.
2. Экономические права и свободы.
3. Социальные права и свободы.
4. Культурные права и свободы.
5. Экономические, социальные и культурные обязанности.
Задания:
Подготовьте рефераты на тему:
1) Проблемы реализации экономических, социальных и культурных прав и свобод (конституционно-правовой аспект).
В результате подготовки к семинарскому занятию студент должен суметь ответить на вопросы:
1. Что такое право собственности?
2. Что понимается под правом на предпринимательскую деятельность?
3. Назовите формы принудительного труда.
4. Как соотносятся между собой социальное обеспечение и социальное страхование?
5. Что понимается под правом на жилище?
6. Что понимается под правом на охрану здоровья и медицинскую помощь.
7. Какое образование является общедоступным, доступным и обязательным?
8. Как гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
9. Как понимается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
10. Кто является субъектом экономических, социальных и культурных обязанностей.
Составьте терминологический словарь:
право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на предпринимательскую деятельность; право на социальное обеспечение; право на участие в культурной жизни; право частной собственности; свобода творчества; свобода труда и право на труд.
Семинарское занятие № 18. Проблемы реализации конституционных прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации
При проведении занятия студентам предлагается решить или составить задачи-ситуации. Задания могут быть даны как индивидуальные, так и для небольшой группы студентов.
Если задачи-ситуации решаются, то после публичного представления решения идет его обсуждение. Если задачи-ситуации формулируются самими студентами (или группой студентов), то они даются в виде блиц-задания всей учебной группе. Обсуждаются и оцениваются как сформулированные задачи-ситуации, так и предложенные решения.
Семестр
Семинарское занятие № 19. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
1. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Виды федераций.
2. Этапы развития российского федерализма. Условия и причины образования федерации в России.
3. Конституционные принципы федерализма в России.
4. Территория и состав Российской Федерации.
5. Признаки России как суверенного федеративного государства. Государственные символы Российской Федерации.
6. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Задания:
Подготовьте рефераты на тему:
1) Тенденции развития российского федерализма.
В результате подготовки к семинарскому занятию студент должен суметь ответить на вопросы:
1. Чем федеративное государство отличается от унитарного государства?
2. Что понимается под государственно-территориальным образованием? Чем оно отличается от административно-территориальной единицы?
3. Какие выделяют этапы развития российского федерализма?
4. Чем федерация отличается от конфедерации?
5. Перечислите и раскройте принципы российского федерализма.
6. Что понимается под территорией Российской Федерации?
7. Что означает конституционный принцип государственной целостности Российской Федерации?
8. Каково содержание конституционного принципа самоопределения народов Российской Федерации?
9. Охарактеризуйте структуру предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
10. Что понимается под исключительной компетенцией Российской Федерации?
11. Каково соотношение суверенитета и компетенции Российской Федерации?
Составьте терминологический словарь:
форма государственного устройства; федерация; конституционная федерация; договорная федерация; симметричная федерация; национально-территориальная федерация; территория Российской Федерации; государственные символы; разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.