Принципы производства по делам об административных правонарушениях

В производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются общеюрисдикционные принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы— это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства. Если цели процесса выражают назначение и суть административно-юрисдикционного процесса, то принципы процесса определяют средства достижения этих целей. Принцип законности, этот принцип находит свое выражение в том, что применение административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом. Принцип оперативности выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности. В их числе срок давности наложения административного взыскания. Принципы производства по делам, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок. Принцип непосредственности проявляется в том, что дела рассматриваются самими органами, правомочными разрешать административные правонарушения. Возбуждение и рассмотрение дел, разбирательство по делу производится устно, что дает участникам административного процесса возможность немедленного реагирования по ходу рассмотрения дела. Принцип равенства - равенство перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Принцип диспозитивиости - этот принцип проявляется в использовании участниками процесса предоставленной законом возможности распорядиться своими правами

26.Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного процесса.Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.Задачи производства по делам об административных правонарушениях

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела

- обеспечение исполнения вынесенного постановления;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

- принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

- обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту

- гласность производства по делам об административных правонарушениях

- принцип объективной истины

- принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний

- принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело

- принцип непосредственности

- принцип публичности

- принцип национального языка Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения,

- невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

- действия лица в состоянии крайней необходимости;

- отмена закона, установившего административную ответственность;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

27.Виды производств: упрощенное производство, судебное и внесудебное разбирательство.

Законодательное закрепление упрощенных видов судопроизводства, соотносящихся по процедуре рассмотрения с основанием применения, на наш взгляд, позволяет достичь ту цель, ради которой упрощенное производство и разрабатывалось, а именно дешевизну, скорость и простоту судопроизводства по указанным категориям дел, и, следовательно, существенно облегчить задачу суда и сторон по рассмотрению данных дел, что неизбежно ведет к росту популярности института. Тогда как обратная ситуация приводит к незначительности его практического использования. Упрощенное производство применяется относительно небольшого количества правонарушений.Такое производство характеризуется минимумом процессуальных действий и их оперативностью. Протокол о правонарушении не составляется, должностное лицо, выявила правонарушения, принимает и исполняет решения о наложении и взыскании (штрафа или предупреждения). В случае взыскания штрафа нарушителю выдается квитанция о его оплате. Оформление предупреждения осуществляется либо путем вручения официального письменного предупреждения по установленной форме, либо путем устного предупреждения. Судебное решение - это акт органа, осуществляющего правосудие; процессуальный акт, которым завершается рассмотрение дела по существу. Судебное решение выносится судом при завершении судебного разбирательства по всем трем видам судопроизводства: исковому, особому производству и производству, возникающему из публичных правоотношений.
Сущность и значение судебного решения, определяется тем, что судебное решение - это:
* акт органа судебной власти, занимающий самостоятельное и независимое положение в системе органов государственной власти;
* акт правоприменения, содержащий как подтверждение, так и веление. Подтверждение состоит в том, что суд устраняет спорность, неопределенность правоотношений, констатируя наличие одних и отсутствие других материально-правовых отношений, субъективных прав и обязанностей. Веление (приказ) проявляется во властном характере предписаний суда. При таком понимании судебного решения оно является актом индивидуального поднормативного регулирования, который рассматривают в качестве юридического факта, входящего в различные фактические составы; * акт защиты субъективных прав и интересов государства, общества, организаций и граждан; * акт процессуального характера, ибо он базируется на нормах процессуального законодательства, требованиям которых подчинены содержание, форма и порядок принятия решения. Внесудебное урегулирование спора - процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником. Правила проведения внесудебного урегулирования спора - порядок проведения примирительной процедуры, согласованный сторонами или утвержденный организацией, содействующей проведению примирительной процедуры. Применение внесудебного урегулирования основано на взаимном волеизъявлении сторон. Внесудебное урегулирование осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.

Наши рекомендации