ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 20 страница

Перед освидетельствованием не ставится цель обнару­жения и изъятия на теле человека каких-либо предметов. Это задача личного обыска. Вместе с тем, если такие пред­меты все же будут обнаружены, они подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе.

Освидетельствованию могут быть подвергнуты обвиняе­мый, подозреваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия. Лица, не имеющие процессуального статуса при производстве по уголовному делу, не освидетельствуются. Следует признать, что как исключение освидетельствова­ние до возбуждения уголовного дела осуществляется в от­ношении лиц, не занимающих конкретное процессуальное положение, предусмотренное гл. 6—8 УПК. Освидетель­ствованию может быть подвергнуто лицо, в отношении которого (по поводу совершения деяния которым) ведется проверочная деятельность, а также пострадавший, в случае если им непосредственно подано заявление о совершении преступления. Иные лица освидетельствованию, полагаем, не подвергаются. Освидетельствуемому до возбуждения уголовного дела лицу разъясняются по аналогии все пра­ва, которыми наделен соответствующий участник процесса в стадии предварительного расследования.

Освидетельствование обеспечивается принуждением. Постановление следователя обязательно для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. Для свидетеля оно обяза­тельно лишь при условии, что является средством провер­ки его показаний. Если достоверность показаний свидетеля сомнений не вызывает или может быть исчерпывающе про­верена иным путем, освидетельствование данного участ­ника процесса недопустимо. Мотивы освидетельствования свидетеля должны быть изложены в постановлении с указа­нием конкретных сведений в его показаниях, нуждающихся в проверке их достоверности.

В случае неисполнения участниками процесса требо­вания подвергнуться освидетельствованию, для которых (в том числе и для свидетелей) оно является обязательным, к ним возможно применение физического воздействия. Од­нако такое принуждение должно отвечать определенным условиям. Во-первых, оно является крайней мерой, к ко­торой следует прибегать в исключительных случаях после исчерпания мер убеждения. Во-вторых, оно должно быть минимально необходимым, не причиняющим унижения чести и достоинства личности, вреда здоровью, и не нося­щим характер насилия. В-третьих, оно должно дифферен­цироваться с учетом процессуального положения освидетельствуемого и его позиции в деле.

Решение законодателя о производстве освидетельство­вания до возбуждения уголовного дела ставит вопрос о пре­делах допустимого принуждения при его проведении. Вряд ли можно признать, что оно (принуждение) применимо в том же объеме, что и по возбужденному делу. Все-таки речь идет об обеспечении конституционного права на лич­ную неприкосновенность. Однако непродуктивен и полный отказ от принуждения. Полагаем, было бы неправильно утверждать, что дополнительным условием освидетельс­твования участников проверочных действий должно стать их согласие, а применение физической силы полностью исключается. На наш взгляд, в случае фактического задер­жания лица, т.е. когда имеет место одна из ситуаций, преду­смотренных ст. 91 УПК (лицо застигнуто при совершении преступления, при нем обнаружены явные следы преступ­ления и др.), освидетельствование возможно с применени­ем физического принуждения.

Освидетельствование, т.е. осмотр тела или проверка состояния организма, производятся лично следователем, в чем ему могут оказать содействие врач или другой специ­алист. Освидетельствование производится без участия по­нятых, если следователь по ходатайству лиц, участвующих в данном деле, или по собственной инициативе не примет иное решение (ч. 1, 11, 2 ст. 170 УПК).

При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствова­ние производится врачом. Понятие «обнажение» является оценочным. Согласие освидетельствуемого на присутствие следователя другого пола не имеет правового значения, поскольку закон охраняет публичный интерес. Специалист-врач может быть любого пола.

Протокол освидетельствования составляется по тем же правилам, что и протокол осмотра. В протокол может включаться частичное описание одежды освидетельст­вуемого лица, если имеющиеся на ней особые признаки (порезы, кровь, красители, иные посторонние вещества) совпадают по своему характеру и локализации с поврежде­ниями, обнаруженными непосредственно на теле. Протокол освидетельствования, проведенного врачом в отсутствие следователя, составляется следователем с его слов. Допол­нительные средства фиксации (фотографирование и др.) применяются при обнажении освидетельствуемого только с, его согласия.

Следственный эксперимент

Нормы, регулирующие производство следственного экс­перимента, предусмотрены ст. 164—170, 181, 288 УПК.

Следственный эксперимент — это самостоятельное следственное действие, содержание которого зависит от вида данного действия.

Закон различает две разновидности следственного экс­перимента: а) следственный эксперимент, содержанием ко­торого является воспроизведение действий (производство опыта); б) следственный эксперимент, состоящий в реконс­трукции обстановки (обстоятельств) исследуемого собы­тия. Отличие состоит в том, что в первом случае воспро­изведение обстановки сочетается с проведением опытных действий, которые и определяют существо эксперимента, во втором — содержание эксперимента ограничивается вос­созданием обстановки (обстоятельств) и их обследованием (осмотром) в реконструированном виде.

Основанием для производства следственного эксперимента являются сведения (фактические данные) о событии преступления или иных обстоятельствах, имеющих значе­ние для дела, существование которых без проверки опытом или посредством реконструирования не очевидно.

Степень точности восстановления обстановки зави­сит от следственно-судебной ситуации, от того, какие све­дения проверяются опытным путем. Например, экспери­мент по установлению возможности наблюдать в сумерках факт выноса из склада материальных ценностей, упакован­ных в коробки, требует той же освещенности и тех же внеш­них признаков похищенного, но не нуждается в тождест­ве массы и ассортимента. Эксперимент в целях проверки способности подозреваемого перенести самостоятельно за определенное время конкретный объем украденного обязы­вает нас предоставить ему «ношу» того же веса и объема. Обстановка должна быть воспроизведена таким образом, чтобы не возникало сомнений в достоверности полученных результатов.

Если эксперимент направлен на проверку субъективной возможности производства определенных действий, то в его производстве участвуют лица, которые производили эти действия в реальной обстановке и на момент эксперимента занимают процессуальное положение подозреваемого, об­виняемого, потерпевшего или свидетеля. В случаях провер­ки объективной возможности производства таких действий в эксперименте участвует любое постороннее лицо.

Следственный эксперимент, состоящий в реконструи­ровании и обследовании обстановки (обстоятельств), не содержит опытных действий, как повторения (возможно неоднократного) ранее имевшего место события. Сущность следственного действия в данном случае состоит в осмотре восстановленной обстановки в целях выявления последо­вательности происшедшего события и механизма образова­ния следов. Например, в помещении, в котором произошло убийство, наклеены обои и изменена расстановка мебели. Снятие обоев и перестановка мебели в первоначальное по­ложение открыли на стенах следы крови. Осмотр реконст­руированного места происшествия позволил проверить по­казания.

Закон не требует письменного оформления решения о производстве эксперимента.

В следственном эксперименте может участвовать спе­циалист любого профиля. Привлечение понятых осущест­вляется по усмотрению следователя. Следователь вправе не приглашать понятых, если им в обязательном порядке предприняты меры для полной фиксации хода и результа­тов эксперимента с помощью технических средств. С уче­том специфики следственного действия (оно динамично) целесообразно осуществлять видеозапись производимых действий. Следственный эксперимент не может быть про­изведен, если при этом полностью не исключается опас­ность для здоровья участвующих в нем лиц или возможны действия, унижающие их честь и достоинство.

Обыск

Нормы, регулирующие производство обыска, предус­мотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 12, ст. 164—170, 182 УПК.

Обыск — следственное действие, состоящее в отыска­нии и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Закон не связывает проведение обыска с наличием ис­ключительно доказательств. Основанием для него может служить совокупность доказательств и фактических дан­ных, почерпнутых из оперативно-разыскных источников.

Оперативно-разыскные данные могут дополнять имеющу­юся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, имеющих значение для дела.

Законность и обоснованность обыска оценивается ис­ходя из наличия оснований на момент принятия решения и не должна зависеть от его результатов. Решение о произ­водстве обыска нуждается в процессуальном оформлении. При этом: а) обыск в любом месте, кроме жилища (по об­щему правилу), производится на основании постановления следователя. Санкционирование данного постановления не предусмотрено; б) обыск в жилище предполагает вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище, а также при наличии оснований — постановления судьи о разрешении производства обыска в жилище.

В исключительных случаях, когда производство обыска не терпит отлагательства, следователь производит обыск в жилище на основании своего постановления с обязатель­ным последующим направлением материалов дела в суд для оценки законности и обоснованности произведенного действия (ч. 5 ст. 165 УПК).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ по судебному решению проводятся обыски во всех случаях, в которых по закону выемка производится по судебному решению. Такое толкование основано на принципиальном сходстве обыска и выемки. Например, если выемка пред­метов и документов, содержащих государственную тайну, осуществляется на основании судебного решения (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК), то обыск с целью обнаружения и изъятия та­ких предметов и документов также осуществляется по ре­шению суда.

Законодатель не определяет исчерпывающе круг лиц, у которых производится обыск. Ими могут быть подозре­ваемый, обвиняемый, иные участники процесса, а также любые другие лица, не имеющие процессуального статуса.

При производстве обыска обязательно присутствие не менее двух понятых. При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, либо со­вершеннолетних членов его семьи. Обыски в помещениях, занимаемых организациями, производятся в присутствии представителей администрации.

При производстве обыска вправе присутствовать за­щитник, а также адвокат того лица, в помещении которо­го производится обыск.

Учитывая наступательный характер данного действия, закон не требует заблаговременного извещения защитника (адвоката) о предстоящем обыске. Однако требование за­интересованного лица об участии в обыске его защитника (адвоката) не может быть произвольно отклонено. Если обстоятельства позволяют, следователь должен начать следственное действие с участием оперативно прибывшего защитника (адвоката) или допустить его к участию в начав­шемся следственном действии.

До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и цен­ности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. Предложение о добровольной выдаче объектов, следующее после предъявления заинтересованным лицам постановле­ния об обыске, имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение. В соответствии с при­мечаниями к ст. 222 и 228 УК лицо, добровольно сдавшее оружие или наркотические средства, подлежит освобожде­нию от уголовной ответственности. При этом не признает­ся добровольной сдачей выдача указанных объектов при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Указание закона о том, что при добровольной выдаче ис­комых объектов следователь вправе не производить обыск, необходимо понимать как право не производить поисковых действий, поскольку обыск как таковой произведен, что и должно найти отражение в протоколе. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и докумен­ты, изъятые из оборота.

Производство обыска обеспечивается государственным принуждением. Постановление об обыске позволяет беспрепятственно входить в подлежащие обследованию помещения, в том числе принудительно вскрывать как в целом помещение, так и любые хранилища или объекты, находящиеся внутри обыскиваемых помещений. Следова­тель вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

Изъятые при обыске предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствую­щим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется под­писями указанных лиц.

Самостоятельная норма посвящена порядку изъятия электронных носителей информации (ч. 91 ст. 182 УПК). Полагаем, что она распространяется не только на носите­ли, но и на саму информацию. Отдельно урегулированы следующие аспекты: изъятие электронных носителей ин­формации (информации) осуществляется с участием спе­циалиста; по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя ин­формации, содержащейся на них, информация, содержаща­яся на изымаемых носителях, если это не воспрепятствует расследованию, копируется и передается ходатайствующим лицам. Цель такого регулирования — минимизировать по­бочные отрицательные последствия изъятия электронных носителей информации. Если копирование информации непосредственно в ходе обыска не произведено, указанные лица могут повторно заявить данное ходатайство и полу­чить копию информации по правилам, предусмотренным ч. 21 ст. 82 УПК.

При производстве обыска составляется протокол, в ко­тором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы и ценности, выданы они добровольно или изъяты прину­дительно. Все изымаемые объекты должны быть перечис­лены с точным указанием их количества, меры, веса, инди­видуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствую­щая запись и указываются принятые меры. Копия прото­кола вручается лицу, в помещении которого был произве­ден обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю админис­трации соответствующей организации.

Личный обыск

Нормы, регулирующие производство личного обыска, предусмотрены ст. 93, 164-170, 182, 184 УПК.

Личный обыск — это самостоятельное следственное действие, состоящее в обследовании тела человека и нахо­дящейся на нем одежды, в целях отыскания орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. По целям лич­ный обыск следует отличать от сходного с ним по ряду при­знаков освидетельствования.

Он производится в соответствии с теми же правилами, что и обыск помещений. На личный обыск распространяют­ся предусмотренные законом общие условия производства следственных действий: осуществляется по возбужденному уголовному делу и только лицом, принявшим дело к свое­му производству, или по его поручению. О ходе и резуль­татах личного обыска в соответствии со ст. 166 и 167 УПК составляется протокол в двух экземплярах.

Личный обыск как следственное действие нужно отли­чать от одноименного режимного мероприятия, проводимо­го в ИВС и СИЗО и направленного на обеспечение внут­реннего распорядка в этих учреждениях, а также от личного досмотра, предназначенного для целей производства по де­лам об административных правонарушениях.

Личный обыск производится на основании судебного решения. В исключительных случаях он может быть про­изведен по постановлению следователя без получения су­дебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК). Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором про­изводится обыск, скрывает при себе предметы или доку­менты, могущие иметь значение для дела.

Личному обыску по общему правилу подлежит лицо, за­нимающее процессуальное положение подозреваемого или обвиняемого. При обыске в помещении личному обыску могут быть подвергнуты иные лица, в том числе не имею­щие процессуального статуса.

Право следователя подвергнуть личному обыску любое лицо, находящееся в обыскиваемом помещении, не зависит от того, истребовалось для этого судебное разрешение или нет. Ход и результаты личного обыска в данном случае могут быть отражены как в общем, так и в отдельном протоколе.

Личный обыск обеспечивается государственным принуждением в частности соразмерным, соответствующим принципам уголовного судопроизводства применением фи­зической силы.

При личном обыске обследованию подлежит тело чело­века, его одежда и находящиеся при нем вещи. При обследовании носимых вещей, имеющих замки (карманы, сумки, портфели), допускается их вскрытие.

Вне зависимости от характера поисковых действий (об­следуются интимные части тела или только одежда, вещи) закон запрещает производство личного обыска лицом про­тивоположного пола. Для соблюдения данного условия следователь, будучи лицом противоположного пола, обязан поручить производство личного обыска иному лицу. Если привлечение лица одного пола с обыскиваемым невозмож­но, то следователь вправе произвести выемку одежды и но­симых вещей и осмотреть их.

Личный обыск производится в присутствии понятых. Понятые, а также специалисты должны быть того же пола, что и обыскиваемый.

Выемка

Нормы, регулирующие производство выемки, предус­мотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 12, ст. 164—170, 183 УПК.

Выемка — следственное действие, состоящее в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

Основанием производства выемки являются факти­ческие данные, полученные уголовно-процессуальными средствами, а также в результате гласных оперативно-ра­зыскных мероприятий и позволяющие при оценке их в со­вокупности сделать достоверный вывод о местонахождении искомого объекта.

Точность знаний о месте нахождения подлежащего изъ­ятию объекта зависит от его характеристик. При изъятии объемного предмета, легко обнаруживаемого визуально, до­статочно иметь представление о помещении (квартира, ин­дивидуальный гараж), в котором он находится. Чем меньше размеры объекта, тем детальнее должно быть определено место его нахождения. В то же время в ряде ситуаций, как правило, бесконфликтных (например, при выемке финансо­вых документов в организации или похищенной вещи в ко­миссионном магазине), требование о точном месте нахож­дения объекта относительно. Отсутствие необходимости осуществлять поисковые действия (поскольку признаки искомого объекта и его месторасположение известны пре­дельно точно) является важнейшим свойством выемки, позволяющим отличать ее от обыска.

Решение о производстве выемки нуждается в процессу­альном оформлении. При этом: а) выемка в любом месте, кроме жилища (по общему правилу), производится на ос­новании постановления следователя; б) выемка в жилище, выемка предметов и документов, содержащих государствен­ную или иную охраняемую федеральным законом тайну, документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, докумен­тов о наличии психического заболевания или прохождении психиатрического лечения, предполагает вынесение следо­вателем постановления о возбуждении перед судом хода­тайства о производстве выемки, а также при наличии осно­ваний — постановления судьи о разрешении производства выемки; в) в исключительных случаях, когда производство выемки в жилище не терпит отлагательства, следователь производит ее на основании своего постановления.

В постановлении о производстве выемки указываются объекты, подлежащие изъятию, и определенное место их нахождения.

Порядок выемки (в том числе и составления протокола) в основном тот же, что и обыска, но с изъятиями, обуслов­ленными спецификой следственного действия. По общему правилу при производстве выемки понятые участвуют по усмотрению следователя. Если понятые не приглашены, то обязательно дополнительное к протоколу фиксирование хода и результатов выемки с помощью технических средств. Исключением являются случаи выемки электронных но­сителей информации, которая осуществляется с участием специалиста и понятых.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления

Нормы, регулирующие производство наложения арес­та на почтово-телеграфные отправления, предусмотрены: ст. 23 Конституции РФ, ст. 13, 29, 164-170, 185, п. 8 ч. 2 ст. 213, п. 2 ч. 3 ст. 239 УПК.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправле­ния — это комплексное следственное действие, состоящее в задержании почтово-телеграфных отправлений, осмотре содержащихся в посылках, бандеролях, письмах предметов и документов, а также телеграмм и радиограмм и при необ­ходимости в их изъятии или снятии с документов копий.

Основанием наложения ареста на почтово-телеграфные отправления являются сведения, содержащиеся в матери­алах уголовного дела, в том числе в приобщенных к делу результатах гласных оперативно-разыскных мероприятий, о том, что в исходящих или поступающих почтово-телеграфных отправлениях каких-либо лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для дела.

Круг лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, законом не предусмотрен. Он не ограничивается перечнем участников уголовного судопро­изводства.

Предусмотренный ст. 185 УПК порядок доступа следова­теля к информации, содержащейся в почтово-телеграфных сообщениях, распространяется на случаи, когда эта инфор­мация находится в пределах государственных сетей связи. Если же предметы, документы и иные сведения, предназна­ченные для передачи почтой или телеграфом, а также уже полученные адресатом, находятся в жилище, при физичес­ком лице или в ином месте, не связанном с каналами связи, они осматриваются и изымаются в общем порядке.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, выдаваемого по ходатайству органов уголовного преследования. Ходатайство перед судом о даче разрешения на арест почтово-телеграфных от­правлений возбуждается следователем с согласия руково­дителя следственного органа и оформляется в виде поста­новления, содержание которого регламентируется законом (ч. 3 ст. 185 УПК). При наличии оснований не только для осмотра, но и для выемки почтово-телеграфных отправле­ний в постановлении следователя должен быть сделан на это особый акцент. По результатам рассмотрения ходатай­ства суд выносит постановление. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные от­правления его копия направляется в соответствующее уч­реждение связи, которому поручается задерживать их и не­замедлительно уведомлять об этом следователя.

Задержание, осмотр и выемка — самостоятельные со­ставляющие следственного действия. Закону не противо­речит выдача судом разрешения на задержание и осмотр почтово-телеграфных отправлений без их выемки. Осмотр в контексте данного следственного действия не предполага­ет изъятие предметов и документов. Разрешение на выемку должно оговариваться отдельно.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почто­во-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием при не­обходимости специалиста и переводчика. Участие поня­тых зависит от усмотрения следователя. Если понятые не приглашены, то обязательно дополнительное к протоколу фиксирование хода и результатов следственного действия с помощью технических средств. В настоящее время нет нормативного требования приглашения понятых (если следователь примет такое решение) из числа работников данного учреждения связи. Однако в целях сохранения конфиденциальности проводимого действия следование такой рекомендации целесообразно.

Ход и результаты следственного действия оформляются протоколом. Он составляется по аналогии с протоколами осмотра и выемки.

Арест на почтово-телеграфные отправления сроком не ограничен, но должен быть отменен при прекращении уго­ловного дела или уголовного преследования в отношении конкретного лица. Об отмене ареста на почтово-телеграфные отправления обязательно уведомляются суд, приняв­ший данное решение, и прокурор.

Контроль и запись переговоров

Нормы, регулирующие производство контроля и записи пе­реговоров, предусмотрены: ст. 23 Конституции РФ, п. 141 ст. 5, 13,29,164-170,186, п. 8 ч. 2 ст. 213, п. 2 ч. 3 ст. 239 УПК.

Сущность контроля и записи переговоров как след­ственного действия состоит в принятии следователем мо­тивированного решения об обращении в суд с целью полу­чения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последую­щих действиях, направленных на истребование и использо­вание полученных сведений в доказывании. Под телефон­ными переговорами подразумеваются переговоры путем использования любых средств коммуникации.

Закон позволяет различать две разновидности контро­ля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: контроль и запись переговоров в целях осущест­вления уголовного преследования; контроль и запись пере­говоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.

Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Основанием контроля и записи переговоров в це­лях защиты участников судопроизводства выступают све­дения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-разыскными мероприятиями.

Проведение контроля и записи переговоров в целях осуществления уголовного преследования ограничивается делами о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях. Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к ним подозрева­емого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать сведения о преступлении либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.

К субъектам, подпадающим под контроль и запись пере­говоров в целях защиты их от преступных посягательств, относятся потерпевшие, свидетели, все их родственники и близкие лица. Цель следственного действия здесь иная — оградить добропорядочного гражданина от противоправ­ного воздействия. Такой -контроль может осуществляться в том числе на основе добровольного волеизъявления субъ­ектов. Представляется, что контроль и запись переговоров в этих случаях осуществляется (независимо от наличия за­явления) по делам о любой категории преступлений.

Контроль и запись переговоров осуществляются только на основании судебного решения. Ходатайство следова­теля перед судом о даче разрешения на контроль и запись переговоров возбуждается с согласия руководителя следст­венного органа и оформляется в виде постановления, содер­жание которого регламентируется законом. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление, ко­торое направляется следователем для исполнения в соот­ветствующий орган.

Закон не предусматривает порядок оформления реше­ния о проведении контроля и записи переговоров, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. Представляется, следователь обязан вынести соответствую­щее постановление, которое вместе с его поручением и за­явлением, направляется в орган, осуществляющий опера­тивно-технические мероприятия. Уведомление суда о таких действиях не предусмотрено.

Предельный срок действия постановления судьи со­ставляет шесть месяцев. Судья уполномочен установить и более короткий срок. По решению следователя возмож­но досрочное прекращение этого следственного действия. Контроль и запись переговоров после окончания следствия по данному делу недопустимы. Не может данная мера осу­ществляться по приостановленным делам, а также в случа­ях изменения квалификации преступления на деяние не­большой тяжести.

Следователь в течение всего срока производства кон­троля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передает­ся следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и крат­кие характеристики использованных при этом технических средств. Все официально поступившие к нему фонограммы должны быть в установленном порядке осмотрены путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению следователя.

Наши рекомендации