ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 20 страница
Перед освидетельствованием не ставится цель обнаружения и изъятия на теле человека каких-либо предметов. Это задача личного обыска. Вместе с тем, если такие предметы все же будут обнаружены, они подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе.
Освидетельствованию могут быть подвергнуты обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия. Лица, не имеющие процессуального статуса при производстве по уголовному делу, не освидетельствуются. Следует признать, что как исключение освидетельствование до возбуждения уголовного дела осуществляется в отношении лиц, не занимающих конкретное процессуальное положение, предусмотренное гл. 6—8 УПК. Освидетельствованию может быть подвергнуто лицо, в отношении которого (по поводу совершения деяния которым) ведется проверочная деятельность, а также пострадавший, в случае если им непосредственно подано заявление о совершении преступления. Иные лица освидетельствованию, полагаем, не подвергаются. Освидетельствуемому до возбуждения уголовного дела лицу разъясняются по аналогии все права, которыми наделен соответствующий участник процесса в стадии предварительного расследования.
Освидетельствование обеспечивается принуждением. Постановление следователя обязательно для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. Для свидетеля оно обязательно лишь при условии, что является средством проверки его показаний. Если достоверность показаний свидетеля сомнений не вызывает или может быть исчерпывающе проверена иным путем, освидетельствование данного участника процесса недопустимо. Мотивы освидетельствования свидетеля должны быть изложены в постановлении с указанием конкретных сведений в его показаниях, нуждающихся в проверке их достоверности.
В случае неисполнения участниками процесса требования подвергнуться освидетельствованию, для которых (в том числе и для свидетелей) оно является обязательным, к ним возможно применение физического воздействия. Однако такое принуждение должно отвечать определенным условиям. Во-первых, оно является крайней мерой, к которой следует прибегать в исключительных случаях после исчерпания мер убеждения. Во-вторых, оно должно быть минимально необходимым, не причиняющим унижения чести и достоинства личности, вреда здоровью, и не носящим характер насилия. В-третьих, оно должно дифференцироваться с учетом процессуального положения освидетельствуемого и его позиции в деле.
Решение законодателя о производстве освидетельствования до возбуждения уголовного дела ставит вопрос о пределах допустимого принуждения при его проведении. Вряд ли можно признать, что оно (принуждение) применимо в том же объеме, что и по возбужденному делу. Все-таки речь идет об обеспечении конституционного права на личную неприкосновенность. Однако непродуктивен и полный отказ от принуждения. Полагаем, было бы неправильно утверждать, что дополнительным условием освидетельствования участников проверочных действий должно стать их согласие, а применение физической силы полностью исключается. На наш взгляд, в случае фактического задержания лица, т.е. когда имеет место одна из ситуаций, предусмотренных ст. 91 УПК (лицо застигнуто при совершении преступления, при нем обнаружены явные следы преступления и др.), освидетельствование возможно с применением физического принуждения.
Освидетельствование, т.е. осмотр тела или проверка состояния организма, производятся лично следователем, в чем ему могут оказать содействие врач или другой специалист. Освидетельствование производится без участия понятых, если следователь по ходатайству лиц, участвующих в данном деле, или по собственной инициативе не примет иное решение (ч. 1, 11, 2 ст. 170 УПК).
При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. Понятие «обнажение» является оценочным. Согласие освидетельствуемого на присутствие следователя другого пола не имеет правового значения, поскольку закон охраняет публичный интерес. Специалист-врач может быть любого пола.
Протокол освидетельствования составляется по тем же правилам, что и протокол осмотра. В протокол может включаться частичное описание одежды освидетельствуемого лица, если имеющиеся на ней особые признаки (порезы, кровь, красители, иные посторонние вещества) совпадают по своему характеру и локализации с повреждениями, обнаруженными непосредственно на теле. Протокол освидетельствования, проведенного врачом в отсутствие следователя, составляется следователем с его слов. Дополнительные средства фиксации (фотографирование и др.) применяются при обнажении освидетельствуемого только с, его согласия.
Следственный эксперимент
Нормы, регулирующие производство следственного эксперимента, предусмотрены ст. 164—170, 181, 288 УПК.
Следственный эксперимент — это самостоятельное следственное действие, содержание которого зависит от вида данного действия.
Закон различает две разновидности следственного эксперимента: а) следственный эксперимент, содержанием которого является воспроизведение действий (производство опыта); б) следственный эксперимент, состоящий в реконструкции обстановки (обстоятельств) исследуемого события. Отличие состоит в том, что в первом случае воспроизведение обстановки сочетается с проведением опытных действий, которые и определяют существо эксперимента, во втором — содержание эксперимента ограничивается воссозданием обстановки (обстоятельств) и их обследованием (осмотром) в реконструированном виде.
Основанием для производства следственного эксперимента являются сведения (фактические данные) о событии преступления или иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, существование которых без проверки опытом или посредством реконструирования не очевидно.
Степень точности восстановления обстановки зависит от следственно-судебной ситуации, от того, какие сведения проверяются опытным путем. Например, эксперимент по установлению возможности наблюдать в сумерках факт выноса из склада материальных ценностей, упакованных в коробки, требует той же освещенности и тех же внешних признаков похищенного, но не нуждается в тождестве массы и ассортимента. Эксперимент в целях проверки способности подозреваемого перенести самостоятельно за определенное время конкретный объем украденного обязывает нас предоставить ему «ношу» того же веса и объема. Обстановка должна быть воспроизведена таким образом, чтобы не возникало сомнений в достоверности полученных результатов.
Если эксперимент направлен на проверку субъективной возможности производства определенных действий, то в его производстве участвуют лица, которые производили эти действия в реальной обстановке и на момент эксперимента занимают процессуальное положение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. В случаях проверки объективной возможности производства таких действий в эксперименте участвует любое постороннее лицо.
Следственный эксперимент, состоящий в реконструировании и обследовании обстановки (обстоятельств), не содержит опытных действий, как повторения (возможно неоднократного) ранее имевшего место события. Сущность следственного действия в данном случае состоит в осмотре восстановленной обстановки в целях выявления последовательности происшедшего события и механизма образования следов. Например, в помещении, в котором произошло убийство, наклеены обои и изменена расстановка мебели. Снятие обоев и перестановка мебели в первоначальное положение открыли на стенах следы крови. Осмотр реконструированного места происшествия позволил проверить показания.
Закон не требует письменного оформления решения о производстве эксперимента.
В следственном эксперименте может участвовать специалист любого профиля. Привлечение понятых осуществляется по усмотрению следователя. Следователь вправе не приглашать понятых, если им в обязательном порядке предприняты меры для полной фиксации хода и результатов эксперимента с помощью технических средств. С учетом специфики следственного действия (оно динамично) целесообразно осуществлять видеозапись производимых действий. Следственный эксперимент не может быть произведен, если при этом полностью не исключается опасность для здоровья участвующих в нем лиц или возможны действия, унижающие их честь и достоинство.
Обыск
Нормы, регулирующие производство обыска, предусмотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 12, ст. 164—170, 182 УПК.
Обыск — следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
Закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Основанием для него может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно-разыскных источников.
Оперативно-разыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обыска оценивается исходя из наличия оснований на момент принятия решения и не должна зависеть от его результатов. Решение о производстве обыска нуждается в процессуальном оформлении. При этом: а) обыск в любом месте, кроме жилища (по общему правилу), производится на основании постановления следователя. Санкционирование данного постановления не предусмотрено; б) обыск в жилище предполагает вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище, а также при наличии оснований — постановления судьи о разрешении производства обыска в жилище.
В исключительных случаях, когда производство обыска не терпит отлагательства, следователь производит обыск в жилище на основании своего постановления с обязательным последующим направлением материалов дела в суд для оценки законности и обоснованности произведенного действия (ч. 5 ст. 165 УПК).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ по судебному решению проводятся обыски во всех случаях, в которых по закону выемка производится по судебному решению. Такое толкование основано на принципиальном сходстве обыска и выемки. Например, если выемка предметов и документов, содержащих государственную тайну, осуществляется на основании судебного решения (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК), то обыск с целью обнаружения и изъятия таких предметов и документов также осуществляется по решению суда.
Законодатель не определяет исчерпывающе круг лиц, у которых производится обыск. Ими могут быть подозреваемый, обвиняемый, иные участники процесса, а также любые другие лица, не имеющие процессуального статуса.
При производстве обыска обязательно присутствие не менее двух понятых. При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, либо совершеннолетних членов его семьи. Обыски в помещениях, занимаемых организациями, производятся в присутствии представителей администрации.
При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
Учитывая наступательный характер данного действия, закон не требует заблаговременного извещения защитника (адвоката) о предстоящем обыске. Однако требование заинтересованного лица об участии в обыске его защитника (адвоката) не может быть произвольно отклонено. Если обстоятельства позволяют, следователь должен начать следственное действие с участием оперативно прибывшего защитника (адвоката) или допустить его к участию в начавшемся следственном действии.
До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. Предложение о добровольной выдаче объектов, следующее после предъявления заинтересованным лицам постановления об обыске, имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение. В соответствии с примечаниями к ст. 222 и 228 УК лицо, добровольно сдавшее оружие или наркотические средства, подлежит освобождению от уголовной ответственности. При этом не признается добровольной сдачей выдача указанных объектов при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Указание закона о том, что при добровольной выдаче искомых объектов следователь вправе не производить обыск, необходимо понимать как право не производить поисковых действий, поскольку обыск как таковой произведен, что и должно найти отражение в протоколе. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
Производство обыска обеспечивается государственным принуждением. Постановление об обыске позволяет беспрепятственно входить в подлежащие обследованию помещения, в том числе принудительно вскрывать как в целом помещение, так и любые хранилища или объекты, находящиеся внутри обыскиваемых помещений. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
Изъятые при обыске предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
Самостоятельная норма посвящена порядку изъятия электронных носителей информации (ч. 91 ст. 182 УПК). Полагаем, что она распространяется не только на носители, но и на саму информацию. Отдельно урегулированы следующие аспекты: изъятие электронных носителей информации (информации) осуществляется с участием специалиста; по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя информации, содержащейся на них, информация, содержащаяся на изымаемых носителях, если это не воспрепятствует расследованию, копируется и передается ходатайствующим лицам. Цель такого регулирования — минимизировать побочные отрицательные последствия изъятия электронных носителей информации. Если копирование информации непосредственно в ходе обыска не произведено, указанные лица могут повторно заявить данное ходатайство и получить копию информации по правилам, предусмотренным ч. 21 ст. 82 УПК.
При производстве обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы и ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые объекты должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Личный обыск
Нормы, регулирующие производство личного обыска, предусмотрены ст. 93, 164-170, 182, 184 УПК.
Личный обыск — это самостоятельное следственное действие, состоящее в обследовании тела человека и находящейся на нем одежды, в целях отыскания орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. По целям личный обыск следует отличать от сходного с ним по ряду признаков освидетельствования.
Он производится в соответствии с теми же правилами, что и обыск помещений. На личный обыск распространяются предусмотренные законом общие условия производства следственных действий: осуществляется по возбужденному уголовному делу и только лицом, принявшим дело к своему производству, или по его поручению. О ходе и результатах личного обыска в соответствии со ст. 166 и 167 УПК составляется протокол в двух экземплярах.
Личный обыск как следственное действие нужно отличать от одноименного режимного мероприятия, проводимого в ИВС и СИЗО и направленного на обеспечение внутреннего распорядка в этих учреждениях, а также от личного досмотра, предназначенного для целей производства по делам об административных правонарушениях.
Личный обыск производится на основании судебного решения. В исключительных случаях он может быть произведен по постановлению следователя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК). Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела.
Личному обыску по общему правилу подлежит лицо, занимающее процессуальное положение подозреваемого или обвиняемого. При обыске в помещении личному обыску могут быть подвергнуты иные лица, в том числе не имеющие процессуального статуса.
Право следователя подвергнуть личному обыску любое лицо, находящееся в обыскиваемом помещении, не зависит от того, истребовалось для этого судебное разрешение или нет. Ход и результаты личного обыска в данном случае могут быть отражены как в общем, так и в отдельном протоколе.
Личный обыск обеспечивается государственным принуждением в частности соразмерным, соответствующим принципам уголовного судопроизводства применением физической силы.
При личном обыске обследованию подлежит тело человека, его одежда и находящиеся при нем вещи. При обследовании носимых вещей, имеющих замки (карманы, сумки, портфели), допускается их вскрытие.
Вне зависимости от характера поисковых действий (обследуются интимные части тела или только одежда, вещи) закон запрещает производство личного обыска лицом противоположного пола. Для соблюдения данного условия следователь, будучи лицом противоположного пола, обязан поручить производство личного обыска иному лицу. Если привлечение лица одного пола с обыскиваемым невозможно, то следователь вправе произвести выемку одежды и носимых вещей и осмотреть их.
Личный обыск производится в присутствии понятых. Понятые, а также специалисты должны быть того же пола, что и обыскиваемый.
Выемка
Нормы, регулирующие производство выемки, предусмотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 12, ст. 164—170, 183 УПК.
Выемка — следственное действие, состоящее в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Основанием производства выемки являются фактические данные, полученные уголовно-процессуальными средствами, а также в результате гласных оперативно-разыскных мероприятий и позволяющие при оценке их в совокупности сделать достоверный вывод о местонахождении искомого объекта.
Точность знаний о месте нахождения подлежащего изъятию объекта зависит от его характеристик. При изъятии объемного предмета, легко обнаруживаемого визуально, достаточно иметь представление о помещении (квартира, индивидуальный гараж), в котором он находится. Чем меньше размеры объекта, тем детальнее должно быть определено место его нахождения. В то же время в ряде ситуаций, как правило, бесконфликтных (например, при выемке финансовых документов в организации или похищенной вещи в комиссионном магазине), требование о точном месте нахождения объекта относительно. Отсутствие необходимости осуществлять поисковые действия (поскольку признаки искомого объекта и его месторасположение известны предельно точно) является важнейшим свойством выемки, позволяющим отличать ее от обыска.
Решение о производстве выемки нуждается в процессуальном оформлении. При этом: а) выемка в любом месте, кроме жилища (по общему правилу), производится на основании постановления следователя; б) выемка в жилище, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, документов о наличии психического заболевания или прохождении психиатрического лечения, предполагает вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки, а также при наличии оснований — постановления судьи о разрешении производства выемки; в) в исключительных случаях, когда производство выемки в жилище не терпит отлагательства, следователь производит ее на основании своего постановления.
В постановлении о производстве выемки указываются объекты, подлежащие изъятию, и определенное место их нахождения.
Порядок выемки (в том числе и составления протокола) в основном тот же, что и обыска, но с изъятиями, обусловленными спецификой следственного действия. По общему правилу при производстве выемки понятые участвуют по усмотрению следователя. Если понятые не приглашены, то обязательно дополнительное к протоколу фиксирование хода и результатов выемки с помощью технических средств. Исключением являются случаи выемки электронных носителей информации, которая осуществляется с участием специалиста и понятых.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
Нормы, регулирующие производство наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, предусмотрены: ст. 23 Конституции РФ, ст. 13, 29, 164-170, 185, п. 8 ч. 2 ст. 213, п. 2 ч. 3 ст. 239 УПК.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления — это комплексное следственное действие, состоящее в задержании почтово-телеграфных отправлений, осмотре содержащихся в посылках, бандеролях, письмах предметов и документов, а также телеграмм и радиограмм и при необходимости в их изъятии или снятии с документов копий.
Основанием наложения ареста на почтово-телеграфные отправления являются сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела, в том числе в приобщенных к делу результатах гласных оперативно-разыскных мероприятий, о том, что в исходящих или поступающих почтово-телеграфных отправлениях каких-либо лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для дела.
Круг лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, законом не предусмотрен. Он не ограничивается перечнем участников уголовного судопроизводства.
Предусмотренный ст. 185 УПК порядок доступа следователя к информации, содержащейся в почтово-телеграфных сообщениях, распространяется на случаи, когда эта информация находится в пределах государственных сетей связи. Если же предметы, документы и иные сведения, предназначенные для передачи почтой или телеграфом, а также уже полученные адресатом, находятся в жилище, при физическом лице или в ином месте, не связанном с каналами связи, они осматриваются и изымаются в общем порядке.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, выдаваемого по ходатайству органов уголовного преследования. Ходатайство перед судом о даче разрешения на арест почтово-телеграфных отправлений возбуждается следователем с согласия руководителя следственного органа и оформляется в виде постановления, содержание которого регламентируется законом (ч. 3 ст. 185 УПК). При наличии оснований не только для осмотра, но и для выемки почтово-телеграфных отправлений в постановлении следователя должен быть сделан на это особый акцент. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать их и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
Задержание, осмотр и выемка — самостоятельные составляющие следственного действия. Закону не противоречит выдача судом разрешения на задержание и осмотр почтово-телеграфных отправлений без их выемки. Осмотр в контексте данного следственного действия не предполагает изъятие предметов и документов. Разрешение на выемку должно оговариваться отдельно.
Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием при необходимости специалиста и переводчика. Участие понятых зависит от усмотрения следователя. Если понятые не приглашены, то обязательно дополнительное к протоколу фиксирование хода и результатов следственного действия с помощью технических средств. В настоящее время нет нормативного требования приглашения понятых (если следователь примет такое решение) из числа работников данного учреждения связи. Однако в целях сохранения конфиденциальности проводимого действия следование такой рекомендации целесообразно.
Ход и результаты следственного действия оформляются протоколом. Он составляется по аналогии с протоколами осмотра и выемки.
Арест на почтово-телеграфные отправления сроком не ограничен, но должен быть отменен при прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении конкретного лица. Об отмене ареста на почтово-телеграфные отправления обязательно уведомляются суд, принявший данное решение, и прокурор.
Контроль и запись переговоров
Нормы, регулирующие производство контроля и записи переговоров, предусмотрены: ст. 23 Конституции РФ, п. 141 ст. 5, 13,29,164-170,186, п. 8 ч. 2 ст. 213, п. 2 ч. 3 ст. 239 УПК.
Сущность контроля и записи переговоров как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд с целью получения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании. Под телефонными переговорами подразумеваются переговоры путем использования любых средств коммуникации.
Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования; контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.
Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Основанием контроля и записи переговоров в целях защиты участников судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-разыскными мероприятиями.
Проведение контроля и записи переговоров в целях осуществления уголовного преследования ограничивается делами о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях. Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к ним подозреваемого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать сведения о преступлении либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.
К субъектам, подпадающим под контроль и запись переговоров в целях защиты их от преступных посягательств, относятся потерпевшие, свидетели, все их родственники и близкие лица. Цель следственного действия здесь иная — оградить добропорядочного гражданина от противоправного воздействия. Такой -контроль может осуществляться в том числе на основе добровольного волеизъявления субъектов. Представляется, что контроль и запись переговоров в этих случаях осуществляется (независимо от наличия заявления) по делам о любой категории преступлений.
Контроль и запись переговоров осуществляются только на основании судебного решения. Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на контроль и запись переговоров возбуждается с согласия руководителя следственного органа и оформляется в виде постановления, содержание которого регламентируется законом. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление, которое направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.
Закон не предусматривает порядок оформления решения о проведении контроля и записи переговоров, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. Представляется, следователь обязан вынести соответствующее постановление, которое вместе с его поручением и заявлением, направляется в орган, осуществляющий оперативно-технические мероприятия. Уведомление суда о таких действиях не предусмотрено.
Предельный срок действия постановления судьи составляет шесть месяцев. Судья уполномочен установить и более короткий срок. По решению следователя возможно досрочное прекращение этого следственного действия. Контроль и запись переговоров после окончания следствия по данному делу недопустимы. Не может данная мера осуществляться по приостановленным делам, а также в случаях изменения квалификации преступления на деяние небольшой тяжести.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Все официально поступившие к нему фонограммы должны быть в установленном порядке осмотрены путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению следователя.