Развитие науки административного права
Если не заглядывать в далекое прошлое, то можно сказать, что белорусская наука административного права в советский период развивалась в тесном взаимодействии с наукой других советских республик, и в первую очередь — России. Она и в настоящее время находится под немалым влиянием российской науки административного права. Во-первых, Республика Беларусь строит с Российской Федерацией союзное государство, во-вторых, белорусский рынок располагает большим количеством российской учебной и научной литературы, в том числе и по административному праву, в-третьих, в России наличествует огромный научный потенциал административистов, имеющий богатейшее научное прошлое.
Но несмотря на тесное сближение с Россией, в том числе и в области правового регулирования, в Беларуси строятся свои правовая и управленческая системы, нередко весьма отличающиеся от российских.
24 сентября 2001 г. принят Указ Президента Республики Беларусь №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», в соответствии с которым существенно изменена не только система, но и правовой статус указанных органов. Этот Указ повлек определенные изменения полномочий Совета Министров. В 2000 г. издан Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»1, также внесший немало нового в правовой статус местных органов государствен-
ного управления, подготовлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях и процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые существенно отличаются от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого в 2001 г.
5 марта 2002 г. издан Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», которым Комитет о науке при Совете Министров преобразован в Комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь, из него выделена Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь и преобразована в республиканский орган государственного управления, подчиняющийся Президенту Республики Беларусь, а Национальная академия наук Беларуси стала высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. Она также подчиняется Президенту Республики Беларусь. Таким образом Комитет по науке, ВАК и Академия наук образуют единую систему органов государственного управления в сфере науки.
Все это и многое другое свидетельствует о необходимости дальнейшего развития белорусской науки административного права.
За последние десять лет в Республике защищено две докторские диссертации по административному праву: Рябцев Л.М. «Административно-правовые проблемы обеспечения прав человека органами милиции» (2000 г.) и Балашенко С.А. «Государственное управление в области охраны окружающей среды» (2001 г.), а также пять кандидатских: Серебрякова И.М. «Административно-юрисдикционная деятельность милиции Республики Беларусь» (1998 г.); Телятицкая Т.В. «Административные правонарушения в области налогообложения» (1999 г.); Постникова А. А. «Административно-правовое регулирование управления внутренними делами Республики Беларусь» (2000 г.); Подупейко А.А. «Служебная дисциплина в органах внутренних дел и организационно-правовые средства ее обеспечения» (2001 г.); Хомич К.В. «Административно-правовое принуждение в сфере налоговых отношений» (2002 г.).
1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 4. Ст. 39.
За этот период опубликовано несколько монографических работ. Среди них: Крамник А.Н. «Административное право и государственное управление в Республике Беларусь». Мн., 2001; Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. «Административное право: Учебное пособие». Мн., 2002.
Значительный вклад в развитие белорусской науки административного права внесли известные административисты: Абрамович A.M. — доктор юридических наук, профессор, заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Белгосуниверситета («Государственное управление строительством в СССР» — одна из монографий); Гавриленко Д.А. — доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Академии МВД Республики Беларусь («Государственная дисциплина: сущность, функции, значение» — одна из монографий); Тиковенко А.Г. — доктор юридических наук, профессор, ныне член Конституционного суда Республики Беларусь («Авторитет и власть: прошлое и настоящее» — одна из монографий); Шабайлов В.И. — член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом государственного права и управления института государства и права Национальной академии наук Беларуси («Управление социально-культурным строительством в союзной республике» — одна из монографий).
§ 4. Административное право как учебная дисциплина
Административное право следует рассматривать и как учебную дисциплину. В последнем качестве она выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке административного права, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными административно-правовые нормы и отношения. В науке могут быть пробелы, упущения или недостаточная исследованность определенных вопросов, административно-правовых явлений. В учебном же курсе они должны быть изложены и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программой, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний. Ведь учебник, лекция могут ока-
заться для него единственным источником необходимых сведений. В связи с этим нередко авторам учебников приходится восполнять пробелы науки, пополнять знания об административно- правовых проблемах или излагать материал в виде комментариев тех или иных норм, актов. Поэтому учебник как книга, в которой материал излагается положительно, становится монографией-учебником.
В учебнике освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. Во-первых, это не позволяет объем учебника. Ведь нередко одна монография, по объему равная целому учебнику, посвящена лишь одному вопросу административного права, например, «Служебное право» Ю.Н. Старилова, «Коллегии министерств» И.Л. Давитнидзе или «Структура и штаты органов советского государственного управления» В.Г. Вишнякова. Во-вторых, студент не имеет возможности изучить все вопросы административного права так досконально, как это сделано в научно- исследовательских работах, а в большинстве случаев в этом нет необходимости.
В учебнике должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся, т.е. самые важные сведения, выводы, рекомендации, полученные в научных исследованиях. Конечно, фактически в каждом учебнике, у каждого преподавателя, обогащенного определенным опытом, научными знаниями и имеющим свою позицию, присутствует субъективное мнение. Такое разнообразие мнений логично и положительно, свидетельствует о научном уровне автора, преподавателя.
Административное право — не только фундаментальная отрасль, но и одна из самых больших по объему отраслей. Административное право, как метко заметил Д.Н. Бахрах, «имеет своего рода материнскую роль» для всех курсов публичного права». Между тем в учебном плане не предусмотрено достаточного количества часов для его преподавания. Многие важнейшие вопросы или вообще не изучаются, или преподносятся фрагментарно (например, административно-правовой статус гражданина, значительная часть норм Особенной части КоАП, управление конкретной отраслью, лицензирование). Нет возможности изучить в полном объеме и вопросы государственного управления, являющегося объектом административного права. Между тем в некоторых странах государственное управление изучается как самостоятельная учебная дисциплина «Административная наука», «Наука
управления», «Наука государственного управления». Перекосы в учебном плане, перевод основной учебной дисциплины в разряд второстепенной, малозначимой наносят значительный ущерб знаниям студентов по вопросам, с которыми им придется встречаться на практике постоянно, где бы и кем бы они не работали. Очень метко замечено Ю.М. Козловым и Л.Л. Поповым, что «невозможно найти участок нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом»1. Вместе с тем, не только «мы» — граждане, но и студенты-юристы меньше всего знают его нормы по сравнению с другими отраслями права.
[1] Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 7.