ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 19 страница

Таким образом, полагаем, что система следственных действий, согласно УПК, выглядит следующим образом: ос­мотр, эксгумация, освидетельствование, следственный экс­перимент, обыск, личный обыск, выемка, наложение ареста па почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка по­казаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство экспертизы.

Система следственных действий постоянно развивает­ся. Это подтверждается историческим анализом. Принятие российских уголовно-процессуальных кодексов всегда со­провождалось отнесением к системе следственных действий новых познавательных приемов и устранением тех, которые признакам следственных действий не отвечают. В перспек­тиве речь идет о регламентации в качестве самостоятель­ных следственных действий реконструкции, электронного наблюдения, электронного копирования, принятия пред­ставленных (истребованных) предметов и документов.

10.2. Условия и общие правила производства следственных действий

Условия производства следственных действий

Под условиями производства следственных действий

понимаются наиболее общие положения, относящиеся к порядку производства всех без исключения (или почти всех) следственных действий.

1. Наличие возбужденного уголовного дела. По обще­му правилу следственные действия могут осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела. В качестве ис­ключения законодатель допускает производство отдельных следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела. В настоящее время это осмотр (места происшествия, документов, предметов, трупов), освидетельствование, на­значение и производство экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 178, ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 202 УПК). Условием произ­водства иных следственных действий является вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Проведение следственных действий не допускается также после приос­тановления предварительного следствия (ч. 3 ст. 209 УПК).

2. Наличие специального основания. Решение о про­ведении следственных действий принимается на основе фактических данных. В связи с этим независимо от того, сформулировал ли текстуально законодатель основание производства того или иного следственного действия либо он ограничился указанием на его цель, органы, ведущие уголовное судопроизводство, и другие его участники, при­нимая решение о производстве следственного действия или ходатайствуя об этом, обязаны исходить из наличия доста­точной совокупности сведений (фактических данных).

Фактические данные, оцениваемые в совокупности, могут иметь различную правовую природу. Это и доказательства, т.е. сведения, полученные в строго определенной форме (ч. 2 ст. 74 УПК), и оперативно-разыскная (как гласная, так и не­гласная) информация (ч. 1 ст. 11 Закона об ОРД). Допуска­ется сочетание тех и других сведений. Вопрос о тем, какие конкретно сведения образуют основание принятия решения о производстве следственного действия, а также оценка их достаточности зависят от целей и характера проводимого действия, его участников, места проведения и других обсто­ятельств. Обозначенные сведения принято называть факти­ческими основаниями следственного действия.

Решение о производстве следственных действий (за ис­ключением случаев, когда требуется получить разрешение суда) в зависимости от конкретного предписания в законе либо оформляется отдельным постановлением, либо — нет (ч. 1 ст. 164 УПК). Обязанность вынести мотивированное постановление дисциплинирует следователя, заставляет более ответственно подходить к оценке сведений, позволя­ет предметно обжаловать принятое решение руководителю следственного органа, прокурору или в суд, четче воспри­нимается всеми лицами, подпадающими под действие ре­шения или привлекаемыми к его исполнению. В этой связи не возбраняется выносить мотивированное постановление о производстве следственного действия также и в тех слу­чаях, когда законом это непосредственно не предусмотрено. В ряде случаев следственное действие производится на основании постановления суда (ч. 2 ст. 29, ст. 165 УПК). Выне­сение постановления о проведении следственного действия (наряду с постановлением о возбуждении уголовного дела) именуется его правовым основанием.

3. Производство следственного действия надлежащим субъектом (должностным лицом, принявшим к производс­тву уголовное дело или входящим в следственную группу, руководителем следственного органа, следователем-криминалистом либо иными субъектами по поручению следовате­ля). Это условие следует из норм, регламентирующих мес­то и начало производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 152, ст. 156 УПК), статус следователя (ст. 38 УПК), производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), а также из ряда постулатов доказа­тельственного права, в частности, понятия «недопустимые доказательства» (ст. 75 УПК) и других положений закона. Следователь не имеет права, например, допросить свидетеля, явившегося по вызову его временно отсутствующего колле­ги. Если он реально выполнит такие действия, то они долж­ны быть признаны не имеющими юридической силы.

4. Протоколирование. В ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем со­ставляется протокол. Статья 166 УПК предусматривает об­щие требования, предъявляемые ко всем протоколам. Это, в частности, порядок его изготовления, отражаемые сведе­ния, порядок описания применяемых технических средств, процедура ознакомления с протоколом и его подписания участниками следственного действия, приложения к про­токолу.

Согласно ст. 83 УПК протокол следственного действия является доказательством. Однако в отличие от прежнего правового регулирования в норме особо оговаривается, что протоколы допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным законом.

Общие правила производства следственных действий

В конструировании института следственных действий использован относительно новый прием законодательной техники: в ст. 164 УПК размещены общие правила произ­водства следственных действий. Такой подход, с одной сто­роны, позволил избежать многократного повторения одних и тех же положений применительно к каждому действию, с другой — требует повышенного внимания при истолкова­нии процессуального порядка их производства в специаль­ных нормах. Некоторые правила представляют собой само­стоятельную и завершенную правовую норму, отдельные нуждаются в развитии и конкретизации в иных взаимосвя­занных с ними положениях. Анализ позволил нам выделить 'четыре основных правила.

Правило первое, регламентирующее принятие решения. Части 1 и 2 ст. 164 УПК в совокупности устанавлива­ют субъектов принятия и форму решения о производстве следственных действий. В них обозначен тезис, что часть действий осуществляется на основании постановления сле­дователя, часть — по судебному решению, остальные (коль скоро закон о них умалчивает) — по волеизъявлению сле­дователя, не требующему письменного выражения.

Порядок получения судебного решения на производство следственного действия детально описан в ст. 165 УПК. Ос­новные его элементы следующие.

При наличии оснований для: а) осмотра жилища при от­сутствии согласия проживающих в нем лиц; б) обыска или выемки в жилище; в) выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; г) личного обыска, за исключе­нием случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 184 УПК; д) выем­ки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну либо информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, а также выемки медицинских документов, содержащих сведения о наличии у гражданина психичес­кого расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, и иные сведения о состоянии психического здо­ровья, являющиеся врачебной тайной; е) наложения ареста на почтово-телеграфные отправления; ж) контроля и запи­си телефонных и иных переговоров; з) получения инфор­мации о соединениях между абонентами и (или) абонент­скими устройствами, следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия. Постановление должно быть со­гласовано с руководителем следственного органа (дознава­тель осуществляет согласование с прокурором).

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного или гарнизонного суда по месту производства предварительного следствия или следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель (ч. 2, 3 ст. 165 УПК). Участие иных лиц, в том числе защит­ника, потерпевшего и его представителя прямо законом не предусмотрено. Полагаем, что таким правом могут восполь­зоваться руководитель следственного органа, обвиняемый (подозреваемый) и иное фактически заинтересованное лицо, если ему стало известно об обращении следователя в суд. По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит пос­тановление о разрешении производства следственного дейс­твия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. В ч. 5 ст. 165 УПК подробно изложен порядок произ­водства осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а так­же личного обыска в случаях, не терпящих отлагательства, когда получение разрешения судьи невозможно.

Правило второе, охраняющее интересы участников следственного действия и обеспечивающее их безопас­ность (ч. 3, 4 ст. 164 УПК). Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Если в ранее действо­вавшем законе ограничение по времени распространялось на отдельные следственные действия, то в настоящее вре­мя — на все. При этом, как видно, из общей посылки воз­можны исключения. В развитие принципа уважения чести и достоинства личности предусмотрено, что при производ­стве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц.

Правило третье, устанавливающее порядок привлече­ния к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства и иных лиц (ч. 5, 7 ст. 164 УПК). Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, ука­занных в гл. 6—8 УПК, удостоверяется в их личности (де­лать это необходимо только на документальной основе), разъясняет им права, ответственность, а также порядок про­изводства соответствующего следственного действия. Пос­леднее требование является новым. Порядок производства следственного действия разъясняется с той степенью дета­лизации, которая позволяет получить общее представление о его сущности, гарантирующее осознанную и полную реа­лизацию прав и обязанностей.

Если в производстве следственного действия участву­ет потерпевший, свидетель, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об уголовной ответственности со­ответственно за заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод либо за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 307 и 308 УК). Среди участников следственного действия, которые предупреждаются об уголовной ответственности, назван и специалист. Однако представляется, что его упоминание в приведенном перечне излишне, поскольку специалист не может быть привлечен к уголовной ответственности по этим статьям. Необходимо иметь в виду и цель участия лица в следственном действии. Например, привлечение потерпевшего к участию в обыске или осмотре не требует разъяснения норм уголовного закона.

Позитивно должно быть воспринято требование за­кона об упорядочении участия в следственном действии должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Часть 7 ст. 164 УПК, во-первых, предусматривает право следо­вателя привлечь оперативных работников для оказания содействия, во-вторых, обязывает делать это только гласно с обязательной отметкой в протоколе. Для того чтобы при­сутствие оперуполномоченных не рассматривалось в каче­стве противоправного средства воздействия на участников следственного действия, такое привлечение может быть мо­тивировано в постановлении.

Правило четвертое, относящееся к процедуре закреп­ления хода и результатов следственного действия (ч. 6, 8 ст. 164 УПК). При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнару­жения, фиксации и изъятия следов преступления и вещест­венных доказательств. Это общее дозволение при необходи­мости конкретизируется в порядке производства отдельных следственных действий. Так, например, фотографирование, видеозапись и киносъемка в случаях обнажения ©свиде­тельствуемого лица осуществляется только с его согласия (ч. 5 ст. 179 УПК); фотографирование, аудио- и (или) ви­деозапись, киносъемка при допросе осуществляются по инициативе следователя или по ходатайству допрашивае­мого лица (ч. 4 ст. 189 УПК). Определяет закон и порядок опечатывания и хранения результатов применения техни­ческих средств, а также ознакомления с ними участников процесса.

В ходе производства следственного действия ведется протокол, который может быть написан от руки или изго­товлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стено­графирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи, киноленты хранятся при уголовном деле (ч. 2, 8 ст. 166 УПК).

10.3. Характеристика отдельных следственных действий

Осмотр

Нормы, регулирующие производство осмотра, предус­мотрены: ст. 25 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12, ст. 164—170, 176-178, 180, 284, 287 УПК.

Осмотр — следственное действие, состоящее в непосредс­твенном обследовании с помощью зрительных органов, а так­же других органов чувств соответствующих объектов в це­лях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

По названным в законе объектам осмотра определяют его виды: осмотр места происшествия, местности и т.д. Ста­тья 178 УПК предусматривает осмотр трупа. Из числа до­кументов в качестве самостоятельного объекта может быть выделена почтово-телеграфная корреспонденция (ст. 185 УПК). Закон ничего не говорит об осмотре транспортных средств, а также животных, хотя потребность в этом имеет­ся и такие осмотры допустимы. В целом перечень объектов осмотра нецелесообразно считать исчерпывающим. Непос­редственное обследование (осмотр) живых лиц с учетом «специфики» объекта является самостоятельным следст­венным действием — освидетельствованием.

Закон содержит обобщенное указание на цели осмотра. Это — обнаружение следов преступления и выяснение дру­гих значимых для дела обстоятельств. Примерами «других целей» могут служить: выявление обстановки происшест­вия или обстановки иного объекта, в том числе условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, получение об­разцов для сравнительного исследования (почвы, оттисков печатей), обнаружение орудий преступления на открытых участках местности. Множественность целей позволяет рас­сматривать осмотр как универсальное следственное дейс­твие. Понятие следы преступления недопустимо толковать расширительно, понимая под ними предметы и документы, поскольку их обнаружение является целью обыска. Об­наружение предметов и документов посредством осмотра допустимо при условии, что перед данным следственным действием одновременно ставится и другая цель — выясне­ние обстановки.

Основанием для производства осмотра местности, жи­лища или иного помещения является наличие сведений (фактических данных) о совершенном там преступлении или связанном с ним изменении обстановки, а также о зна­чении обстановки на местности или в помещении для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Ос­нование для осмотра предметов и документов — наличие у них признаков вещественных доказательств. В общую совокупность сведений, оцениваемую как достаточную для принятия решения о производстве осмотра, наряду с дока­зательствами могут войти результаты оперативно-разыск­ных мероприятий, в том числе (в зависимости от объекта осмотра) негласного характера. Осмотр жилища кроме ос­нования предполагает наличие согласия проживающих в нем лиц (ч. 1 ст. 12 УПК). Понятие жилища дано законо­дателем в п. 10 ст. 5 УПК.

При наличии оснований для осмотра следователь не­посредственно производит данное действие, а при необ­ходимости осмотра жилища помимо воли проживающих в нем лиц — обращается за соответствующим разрешением в суд (ч. 1 ст. 12 УПК). Решение о производстве осмотра не требует вынесения постановления, за исключением случа­ев осмотра жилища помимо воли проживающих в нем лиц. Законность (обоснованность) осмотра жилища, произве­денного без получения судебного решения, определяется в порядке судебного контроля (ч. 5 ст. 165 УПК) по нали­чию оснований вхождения в жилище на момент принятия об этом решения следователем. г

В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК осмотр места проис­шествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Порядок производства осмотра предусмотрен ст. 177 УПК. По усмотрению следователя при осмотре могут учас­твовать понятые. Их участие определяется общим назна­чением института понятых в уголовном процессе: потреб­ностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Закон не требует выносить специальное решение об участии или неучастии в осмотре понятых. При положительном решении их данные будут вписаны в протокол. При отказе от участия понятых следо­ватель делает в протоколе запись о применении в соответс­твии с требованиями закона технических средств фикса­ции хода и результатов осмотра. По смыслу закона отказ от приглашения понятых возможен при полной видеозаписи или детальной фотосъемке осмотра, на которых запечат­лены все существенные обстоятельства обстановки места происшествия или другого объекта, позволяющие подтвердить правильность отражения их в протоколе. Отсутствие технических средств дополнительной фиксации результа­ту осмотра, как представляется, исключает усмотрение следователя в вопросе о том, приглашать или нет понятых: понятые должны в такой ситуации участвовать в осмотре. Видеозапись или фотографирование рассматриваются как средства, которые компенсируют отсутствие понятых. Кро­ме того, следователь должен быть заинтересован подтвер­дить перед судом достоверность полученных им сведений, которые будут оспариваться стороной защиты. Неучастие понятых и одновременное неприменение полной видеоза­писи или детальной фотосъемки обстановки допускается в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство осмотра связано с опасностью для жизни и здоровья лю­дей (ч. I1, 3 ст. 170 УПК). Вместе с тем при действующем регулировании отсутствие понятых и неприменение техни­ческих средств фиксации само по себе не влечет признание протокола осмотра недопустимым доказательством.

В целях создания целостного представления о месте происшествия, помещении или жилище во взаимосвязи всех деталей их обстановки предписывается осмотр следов преступления и обнаруженных предметов производить на месте производства следственного действия, кроме случаев когда: а) для комплексного осмотра требуется продолжи­тельное время; б) осмотр на месте затруднен.

Предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках само­стоятельного следственного действия, оформляемого от­дельным протоколом. Для обеспечения сохранности пред­метов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковать их по правилам криминалистической техники. Упакованные предметы подлежат изъятию, о чем делает­ся отметка в протоколе с кратким описанием как изъятого (it пределах необходимых для отождествления), так и соб­ственно упаковки. Последующий осмотр предметов должен сопровождаться описанием в протоколе внешних призна­ков упаковки, включая печать и подписи.

Осмотр как следственное действие предполагает изъятие не только следов преступления в узком значении этого слона (следы рук, обуви), но и любых иных вещественных объектов, относящихся к делу.

Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые (если по решению следователя они участвуют в осмотре) присутствовали при обнаружении следов преступ­ления и иных значимых для дела объектов, непосредствен­но наблюдали обследуемую обстановку. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть обязательно предъявле­но участникам следственного действия.

Согласие проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра испрашивается во всех случаях независимо от целей следственного действия, в том числе при наличии яв­ных признаков совершенного в нем преступления. Под про­живающими в жилище лицами следует понимать его вла­дельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц.

Порядок получения судебного решения на осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также вхождение в него в исключительных случаях по постановлению следователя предусмотрен ст. 12, ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК.

При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим, какое следственное действие будет произ­водиться и его цель. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя они объявляются владельцу или иному проживающему в жили­ще лицу под роспись. Закон не запрещает производство ос­мотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. При этом в нем также не содержится требование приглашения посторонних граждан.

Наличие оснований для производства осмотра места происшествия в жилище позволяет осуществить вхождение в него принудительно, в том числе с применением физи­ческой силы и вскрытием запертых дверей. В таких случа­ях целесообразно приглашение представителей жилищно-эксплуатационной организации. Вскрытие иных хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается.

Решение следователя об осмотре помещения организа­ции обязательно для администрации или ее представите­ля. Осмотр производится, как правило, в их присутствии, в противном случае делается отметка в протоколе.

Осмотру трупа посвящена отдельная статья закона. Он предписывает производить осмотр трупа на месте его об­наружения с участием судебно-медицинского эксперта или врача. Осмотр трупа может быть произведен до возбужде­ния уголовного дела.

К производству осмотра применим ряд правил производст­ва следственных действий, изложенных в ст. 164—170 УПК.

По результатам осмотра составляется протокол, в ко­тором описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в ка­кой производился осмотр, и в том виде, в каком обнару­женное наблюдалось в момент осмотра (ч. 2 ст. 180 УПК). При составлении протоколов недопустимо домысливать ситуацию и делать умозаключения. Например, при краже из магазина нельзя записать в протоколе, что на прилавке ранее находились такие-то похищенные вещи. Необходи­мо отобразить те характерные признаки и обстоятельства, существовавшие на момент обследования объекта, которые позволят всем последующим субъектам доказывания само­стоятельно сделать вывод о том, что предположительно по­хищенные вещи или продукты действительно находились на этом месте. Сведения, сообщаемые участниками осмотра и носящие характер показаний по существу дела, в прото­колах не отражаются. Вместе с тем заявления этих лиц по процедурным вопросам, а также замечания по поводу пол­ноты записей заносятся в протокол.

В протоколе должны найти отражение элементарные опытные действия, производимые следователем (включе­ние электроприборов, пальпация мышечной ткани), и на­блюдаемые при этом результаты.

Закон предписывает перечислять и описывать в прото­коле осмотра все изымаемые предметы. В протоколе наря­ду с основными результатами осмотра находят отражение некоторые сопутствующие сведения о ходе следственно­го действия. Это: а) условия производства следственного действия (время, погода, освещенность); б) характеристи­ка примененных технических средств и результаты их ис­пользования; в) описание упаковки и печатей на изымае­мых предметах; г) место, куда направлены труп и предметы, хранящиеся не при деле.

Эксгумация

Нормы, регулирующие производство эксгумации, пре­дусмотрены ст. 164—170, 178 УПК.

Под эксгумацией понимается самостоятельное следст­венное действие, состоящее в извлечении трупа из места официального захоронения.

Эксгумация осуществляется на основании постановле­ния следователя при обязательном согласии на это близ­ких родственников и родственников покойного. Согласие родственников (родственника) на эксгумацию оформляет­ся письменно, поскольку имеет юридическое значение. При наличии официального согласия хотя бы одного из близких родственников (с учетом приоритетов) постановление сле­дователя об эксгумации становится обязательным для всех остальных из них и администрации места захоронения.

В случае если близкие родственники или родственники покойного (все или наиболее авторитетная их часть) воз­ражают против эксгумации, следователь с согласия руко­водителя следственного органа (дознаватель с согласия прокурора) возбуждает перед судом ходатайство о про­изводстве данного следственного действия, о чем выносит постановление. Также следует поступать и при отсутствии родственников. Суд рассматривает ходатайство и принима­ет решение в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 165 УПК.

Основанием для производства эксгумации являются сведения о том, что: 1) на трупе имеются следы преступ­ления, ранее не исследованные или не зафиксированные; 2) биологические ткани необходимы для сравнительного исследования; 3) условия захоронения могут содержать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Закон не требует составления самостоятельного прото­кола, предназначенного для фиксирования самого факта извлечения трупа из могилы. Эти сведения могут войти составной частью в протокол его осмотра. Однако если ос­мотр будет производиться в ином месте, то ход эксгумации и краткое описание останков и могилы заносятся в прото­кол.

Освидетельствование

Нормы, регулирующие производство освидетельствова­ния, предусмотрены ч. 4 ст. 146, ст. 164—170, 179, 180, 290 УПК.

Освидетельствование — это следственное действие, со­стоящее в осмотре живого человека.

Освидетельствование — разновидность осмотра, объек­том которого является человеческое тело.

Основанием для проведения освидетельствования вы­ступают сведения (фактические данные) о том, что на теле человека, вероятно, имеются: а) особые приметы (например, шрамы, татуировки); б) следы преступления (например, микрочастицы); в) телесные повреждения (например, по­бои, раны, царапины), а также о том, что состояние организ­ма и другие присущие ему признаки (например, состояние опьянения, рост, вес, следы от инъекций, острота зрения) имеют значение для дела. В совокупность сведений, обра­зующих основания для освидетельствования, может войти оперативно-разыскная информация, не противоречащая уголовно-процессуальным доказательствам. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.

Производство освидетельствования до возбуждения уго­ловного дела требует выделения специфики фактического основания. При оценке сведений, образующих основание для освидетельствования, следует исходить из предмета и пределов предварительной проверки информации о пре­ступлении. Результаты освидетельствования должны быть необходимы для вывода о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если основание для возбуждения уголовного дела имеется и без результа­тов освидетельствования, то освидетельствование должно проводиться в общем порядке, т.е. в стадии предваритель­ного расследования. В постановлении о производстве ос­видетельствования должны быть приведены конкретные обстоятельства, указывающие на неотложность данного проверочного действия, поскольку именно в силу неотлож­ности это следственное действие становится проверочным средством для целей стадии возбуждения уголовного дела. Это первый аспект неотложности. Второй заключается в на­личии оснований полагать, что следы на теле человека или интересующее следствие состояние организма могут пре­терпеть изменения (исчезнуть, прекратить существование), что не позволит зафиксировать их в дальнейшем. Данное обстоятельство также должно найти отражение в мотиви­ровочной части постановления.

Решение о производстве освидетельствования оформля­ется постановлением.

К освидетельствованию прибегают, если для достиже­ния его целей — отыскания названных следов, примет, признаков или определения состояний — не требуется судебно-медицинской экспертизы. Критерием разграничения освидетельствования и экспертизы выступает степень спе­циальных познаний, необходимая для правильного фикси­рования следов на теле или состояний организма, а также наличие или отсутствие потребности в проведении иссле­дования. Например, для отыскания на теле подозреваемо­го следов от инъекций достаточно освидетельствования с участием специалиста-медика. Основания для назначения судебно-медицинской экспертизы появляются, если, кроме факта наличия следов, требуется определить их качествен­ные характеристики, которые нельзя установить путем ви­зуального наблюдения. Освидетельствование может пред­шествовать производству экспертизы.

Наши рекомендации