ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 17 страница
• в случае если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, а также когда отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, подозреваемый вправе заявить ходатайство о проведении дознания в сокращенной форме, в рамках которого дознаватель обязан осуществить только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств;
• итоговым документом дознания является обвинительный акт, при производстве дознания в сокращенной форме — обвинительное постановление, предварительное следствие может быть завершено обвинительным заключением.
9.2. Общие условия предварительного расследования
Понятие и система общих условий предварительного расследования
В УПК общим условиям предварительного расследования посвящена специальная гл. 21 «Общие условия предварительного расследования», включающая 13 статей. Кроме того, ряд общих условий предусмотрены в гл. 22 «Предварительное следствие». Отдельные положения, относящиеся к общим условиям предварительного расследования, сформулированы в других главах УПК (гл. 15, 16, 32, 401).
Общие условия предварительного расследования — это установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила (требования), определяющие порядок производства предварительного расследования.
Общие условия тесно связаны с принципами уголовного процесса. Более того, они вытекают из этих принципов, базируются на них. Но между этими двумя понятиями необходимо видеть существенное различие. Общие условия предварительного расследования — это наиболее характерные положения только для стадии предварительного расследования, общие правила и требования к процессуальной деятельности ее субъектов. Эти правила и требования реализуются конкретными нормами уголовно-процессуального права, устанавливающими условия и порядок проведения отдельных процессуальных действий. При этом они занимают положение среднего звена, переходной ступени от основополагающих идей и общих для всего процесса требований к нормам, регулирующим порядок производства отдельных процессуальных действий.
Анализ закона позволяет отнести к общим условиям предварительного расследования следующие положения:
1) подследственность — место производства предварительного расследования;
2) начало и окончание предварительного расследования — сроки предварительного расследования;
3) полномочия органов предварительного расследования и процессуальная самостоятельность следователя;
4) соединение и выделение уголовных дел, а также выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;
5) производство неотложных следственных действий;
6) обязательность рассмотрения ходатайства;
7) обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование;
8) применение технических средств;
9) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
10) производство предварительного следствия следственной группой (группой дознавателей);
11) особенности привлечения к участию в деле отдельных участников уголовного судопроизводства;
12) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
13) восстановление уголовных дел;
14) нравственные начала предварительного расследования;
15) общие правила производства следственных действий;
16) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;
17) составление процессуальных документов при производстве предварительного расследования;
18) принятие мер по установлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (профилактическая деятельность лица, производящего расследование);
19) заключение досудебного соглашения о сотрудничестве;
20) взаимодействие следователей (дознавателей) с подразделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что они обеспечивают: 1) единство процессуальной формы; 2) единообразие применения закона; 3) гарантии объективного производства по делу; 4) соблюдение прав и законных интересов личности.
Рассмотрим более подробно отдельные из этих правил.
Подследственность
В уголовно-процессуальной теории термин подследственность употребляется в трех аспектах.
1. Правовой институт, регулирующий отношения между различными органами следствия и дознания по расследованию определенной категории уголовных дел.
2. Система установленных законом полномочий органов расследования по ведению определенного круга уголовных дел в зависимости от их юридических свойств в целях достижения четкости и оперативности при производстве предварительного расследования.
3. Совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.
Последний подход является наиболее распространенным в учебной литературе, и мы будем ориентироваться на него.
Общепринятым является обозначение пяти видов подследственности. предметная, территориальная, персональная, по связи дел и альтернативная.
Предметная подследственность определяется характером совершенного преступления, что прежде всего находит отражение в его квалификации. Этот вид подследственности проводит разграничение между компетенцией: 1) органов дознания и следствия; 2) отдельных органов дознания; 3) отдельных органов предварительного следствия.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех дел, по которым предусмотрено производство дознания. Перечень преступлений, по которым не обязательно предварительное следствие (т.е. подследственных органам дознания), дан в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.
В п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК указано, что по письменному указаний) прокурора дознание может производиться и по другим преступлениям небольшой или средней тяжести. Таким образов, перечень преступлений, подследственных органам дознания, в УПК жестко не определен. Кроме того,- по письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК). Дела об остальных преступлениях относятся к компетенции следователей безоговорочно.
Распределение подследственности между органами дознания по предметному признаку имеет место в ч. 3 ст. 151 УПК, где наряду с указанием органа, уполномоченного на производство уголовно-процессуальной деятельности, определяется и категория преступлений,, отнесенных к компетенции данного органа.
Подследственность между различными органами предварительного следствий распределяется путем перечисления в различных частях и пунктах ст. 151 УПК категорий преступлений, отнесенных к ведению следователя того или иного ведомства. Подпункт «а» п. 1 ч. 2 данной статьи устанавливает подследственность следователей Следственного комитета РФ. К их компетенции отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав человека и гражданина, должностные и воинские преступления и др.).
Пункт 2 ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает подследственность дел следователям органов федеральной службы безопасности. На них возложено расследование большинства дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия и др.), о незаконном пересечений границы РФ, о производстве или распространении оружия массового поражения и т.д.
Пункт 3 ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает подследственность для следователей органов внутренних дел РФ. Они, в частности, проводят расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, не повлекшее неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью; неоказание помощи больному; торговля людьми и т.д.), против собственности (кража, мошенничество и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство и т.д.), против общественной безопасности и общественного порядка, и др.
В п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК предусмотрены категории преступлений, деда о которых подследственны следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предметная подследственность наряду с основным (характер совершенного преступления) имеет вспомогательный признак. Согласно ч. 1 ст. 434 УПК по всем уголовным делам в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом детые в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, обязательно предварительное следствие.
Территориальная подследственность также определяется несколькими признаками.
В ч. 1 ст. 152 УПК законодатель указал: предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Этот признак является основным. Понятие «место совершения преступления» необходимо соотносить с границами территории, которую обслуживает конкретный орган предварительного расследования. Границы такой территории могут совпадать с границами образования, установленного административно-территориальным делением в Российской Федерации (например, при расследовании дела следователем территориального органа внутренних дел по району, городу), включать в себя границы административно-территориального деления более высокого уровня (области, края и т.п.), определяться иными границами (например, при производстве расследования следователями специализированных, в том числе военных, следственных отделов Следственного комитета РФ).
Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК).
Бывают случаи, когда определить точное место совершения (окончания) преступления на первоначальном этапе расследования бывает сложно или практически невозможно, например: хищение груза в пути следования поезда, когда преступление выявляется на станции получателя; при обнаружении трупа и т.д. Закон не дает ясного ответа, как быть в таком случае. В этих ситуациях производство предварительного расследования, как правило, осуществляется по месту обнаружения преступления.
В ч. 3 ст. 152 УПК указан еще один вспомогательный признак территориальной подследственности — место совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
В правоприменительной практике имеют место случаи, когда в разных местах совершено одинаковое число преступлений и тяжесть их равнозначна.
В рассматриваемых ситуациях необходимо руководствоваться общим правилом, согласно которому при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором (ч. 7 ст. 151 УПК). При этом прокурор, определяя место предварительного расследования, может учитывать различные обстоятельства, указывающие на целесообразность производства расследования в том или ином месте:
1) местонахождение обвиняемого (в том числе место содержания под стражей);
2) местонахождение большинства свидетелей или потерпевших;
3) уровень профессиональной подготовки следователей конкретного подразделения и степень их загруженности;
4) разбросанность территории, на которой совершены преступления, и иное.
Как исключительный случай, только в целях обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков (ч. 4 ст. 152 УПК) расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональная подследственность в основном определяется субъектом совершенного преступления. К таковым относятся: 1) военнослужащие, должностные лица органов федеральной службы безопасности и др. (исчерпывающий перечень этих субъектов дан в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК), если преступление совершено в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; 2) депутаты, судьи, прокуроры, следователи и др. (их перечень дан в ч. 1 ст. 447 УПК). В зависимости от этого предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ (в том числе следователями военного следственного отдела Следственного комитета РФ). В случае совершения указанными выше лицами преступления, указанного в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, расследование будет производиться следователями Следственного комитета РФ в форме дознания (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).
Вторым признаком персональной подследственности является личность потерпевшего. Так, расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении судей, прокуроров, следователей и других лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, в связи с их профессиональной деятельностью, а также должностных лиц правоохранительных органов, военнослужащих и других лиц, перечисленных в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, в связи с их служебной деятельностью осуществляют следователи Следственного комитета РФ.
Кроме того, по всем уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета РФ.
По общему правилу при конкуренции персональной подследственности с другими видами предпочтение отдавалось персональной подследственности. Однако УПК внес в это правило исключение. Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, если они совершены военнослужащими и другими лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, должны расследоваться следователями органов федеральной службы безопасности (ч. 4 ст. 151 УПК).
В основу подследственности по связи дел положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу с другим (побочным) преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами (например, совершение кражи и вовлечение при этом несовершеннолетнего в преступную деятельность). Другими словами, она имеет место, когда подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого. Дела таких категорий (а их перечень дан в ч. 6 ст. 151 УПК) расследуются следователем того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.
Альтернативная (смешанная) подследственность имеет место в тех случаях, тогда производство предварительного следствия по делам о некоторых преступлениях закон допускает следователями различных ведомств. Этот признак подследственности определяется с учетом того, что по ряду преступлений, например ч. 2—4 ст. 159, ч. 2—4 ст. 160 УК и др. (полный перечень дан в ч. 5 ст. 151 УПК), предварительное следствие может проводиться следователем органа, выявившего преступное деяние.
Соединение и выделение уголовных дал
Индивидуальные особенности преступления и преступника требуют индивидуального характера расследования уголовных дел. Создание громоздких дел с большим количеством обвиняемых отрицательно оказывается на сроках расследовании и его качестве. Необоснованное разделение уголовных дел может затруднить раскрытие преступлений, а в ряде случаев ущемляет права обвиняемого не дает суду возможность верно определить общественную опасность лиц, совершивших преступление. Для обеспечения правильного и необходимого объема следственного производства, а также создания наиболее благоприятных условий для осуществления расследования уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются правила соединения и выделения уголовных дел.
В ч. 1 и 2 ст. 153 УПК содержится четыре основания соединения уголовных дел в одном производстве:
1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;
4) в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Содержание первого из названных оснований соединения уголовных дел в одно производство связано с уголовно-правовым понятием «соучастие в совершении преступления», под которым понимается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК), Когда обвиняемые объединены единством намерения, ведение одного следственного производства позволяет установить роль каждого из них и дать правильную оценку общественной опасности преступления. Соединение дел по рассматриваемому основанию происходит не так уж часто. Причина этого заключается в том, что соучастие нескольких лиц в совершении преступления, как правило, устанавливается в рамках одного уголовного дела.
Согласно второму из предусмотренных ст. 153 УПК оснований, могут быть соединены в одно производство дела о любых преступлениях независимо от их характера и тяжести при условии, если установлено, что они совершены одним лицом.
Третье основание соединения дел в одном производстве связано с прикосновенностью лиц к преступлению в виде заранее не обещанного укрывательства. Состав преступления, предусмотренный ст. 316 УК, будет иметь место только при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления. Соединение дел в таких случаях обусловлено прежде всего тем, что ответственность за заранее не обещанное укрывательство зависит от того, будет ли установлено совершение «основного» преступления.
Четвертым основанием для соединения уголовных дел являются случаи, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные данные полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Опыт показывает, что в ряде случаев соединение нескольких дел о нераскрытых преступлениях позволяет вести расследование более эффективно, а объединенные воедино фактические данные, полученные по этим делам, способствуют раскрытию преступления. Естественно, что соединение дел о нераскрытых преступлениях может иметь место только тогда, когда получены доказательства, свидетельствующие о большой степени вероятности совершения их одним и тем же лицом либо одной и той же группой лиц.
Анализ следственной практики показывает, что в ходе предварительного расследования нередко соединяют дела по основаниям, которые в законе прямо не предусмотрены. Например, это соединение дел: а) о преступной небрежности нескольких лиц, повлекшей общий результат (нарушение техники безопасности и т.п.); б) преступной небрежности взрослых, создавшей условия для совершения преступления подростком; в) небрежности должностных лиц, создавшей благоприятные условия для расхитителей. Все их объединяет прикосновенность к «основному» расследуемому преступлению, и в какой-то мере подобная практика близка к третьему основанию для соединения дел, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 153 УПК. Но все-таки она не основана на законе и является хотя и вынужденным, но отступлением от него. Необходимость соединения дел при условиях, которые в законе прямо не предусмотрены, свидетельствует о том, что ныне действующий перечень оснований соединения уголовных дел не в полной мере отвечает потребностям практики и нуждается в уточнении.
Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа, а находящихся в производстве дознавателя — на основании постановления прокурора (ч. 3 ст. 153 УПК). Вместе с тем инициатива объединения производств может исходить от лица, осуществляющего предварительное расследование.
Согласно ч. 4 ст. 153 УПК при соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным и дополнительно не учитывается.
В ходе предварительного следствия может возникнуть необходимость не только соединения, но и выделения дел.
Статья 154 УПК содержит следующие основания выделения уголовного дела в отдельное производство:
а) в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых при приостановлении основного уголовного дела в случаях, предусмотренных в п. 1—4 ч. 1 ст. 208 УПК;
б) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении преступления вместе с совершеннолетними обвиняемыми (данное положение продублировано в ст. 422 УПК);
в) в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
г) в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
д) относительно отдельных подозреваемых, в отношении которых дознание производится в сокращенной форме, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.
Частью 2 ст. 154 УПК допускается выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования в отношении лица или группы лиц о преступлении или преступлениях, которые носят в большом по объему или многоэпизодном деле относительно обособленный характер и без ущерба для всего производства могут быть рассмотрены в суде раздельно. Здесь законодатель ставит условие — выделение в отдельное производство дела не должно отразиться на всесторонности и объективности расследования.
Самостоятельное основание для выделения уголовного дела предусмотрено в ст. 436 УПК. Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников после совершения преступления наступило психическое расстройство, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство.
Еще одно основание для выделения дел содержится в п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК, где сказано, что если один или несколько обвиняемых возражают против рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о выделении дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При этом подразумевается, что выделение не отразится на всесторонности и полноте расследования. Иначе дело выделять нельзя.
Кроме того, из ч. 5, 6 и 71 ст. 31 УПК вытекает, что уголовное дело может быть по возможности выделено в отдельное производство в отношении обвиняемых, не являющихся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, если они возражают против рассмотрения уголовного дела военным судом.
Анализ п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» позволяет сделать вывод, что в отдельное производство может быть выделено также уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых, заявивших ходатайство об особом порядке судебного разбирательства.
Наряду с этими основаниями в теории уголовного процесса выделяют и другие: если преступления совершены в отдаленных друг от друга местах (А. М. Ларин); в связи с истечением сроков содержания под стражей отдельных обвиняемых, привлеченных к ответственности по групповому делу (В. В. Шимановский); в случае персональной подследственности или подсудности одного из виновных (И. И. Мартинович).
Существующие подходы к решению вопроса об основаниях выделения дела в отдельное производство, при которых учитываются интересы практики, являются вполне оправданными. Но при этом необходимо помнить о наличии общих условий: выделение дела должно вызываться необходимостью и такое разъединение не может отрицательно повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования и разрешения дела.
Законодатель определил виды процессуальных документов, которые должны содержаться в выделенном деле, и их юридическую силу. К делу, выделенному в отдельное производство, приобщаются подлинники или копии процессуальных документов, имеющих значение для нового дела, заверенные следователем или дознавателем. Эти материалы допускаются в качестве доказательств по выделенному делу.
Срок по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения основного дела. Если же новое дело не связано с деянием, расследуемым по основному делу, то срок по нему исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела.
Выделение уголовного дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если новое дело не связано с расследуемым делом, в постановлении должно содержаться также решение о возбуждении уголовного дела (ч. 3 ст. 154 УПК).
Выделение уголовного дела необходимо отличать от выделения в отдельное производство материалов. Согласно ст. 155 УПК, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым, дознаватель и следователь вправе вынести постановление о выделении из уголовного дела только материалов, содержащих сведения о новом преступлении. Эти материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем — прокурору для последующей проверки и принятия по ним решения в соответствий со ст. 144 и 145 УПК (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).
Особенности выделения в отдельное производство уголовного дела и материалов уголовного дела проиллюстрированы в табл. 2.
Таблица 2
Особенности выделения в отдельное производство | |
уголовного дела | материалов уголовного дела |
Сходства 1. Применяется, когда становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым. 2. Решение может быть принято как следователем, так и дознавателем |
Различия
1. Уголовное дело выделяется в отношении подозреваемых или обвиняемых.
2. В постановлении о выделении уголовного дела для расследования нового преступления должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела
3. По выделенному делу осуществляется расследование с применением всех средств и методов данной стадии
1. Материалы выделяются в отношении деяния, совершенного установленным лицом, но не подозреваемым или обвиняемым по данному делу, либо неустановленным лицом.
2. В результате рассмотрения выделенных материалов итоговым может являться решение как о возбуждении, так и об отказе в возбуждении уголовного дела.
3. Перед принятием итогового решения возможна проверка выделенных материалов, осуществляемая по правилам проверки сообщения о преступлении
Расследование уголовного дела следственной группой
(группой дознавателей)
По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. Однако анализ практики показывает, что существует определенная категория уголовных дел, производство расследования по которым одним следователем затруднительно. В подобных случаях закон допускает расследование уголовного дела следственной группой (ч. 1 ст. 163 УПК) либо группой дознавателей (ч. 1 ст. 2232 УПК).
Такие ситуации возникают по сложным делам при наличии дополнительных обстоятельств, к которым, в частности, относятся:
1) возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших деяние, обстоятельствах преступления, проверку которых необходимо провести в кратчайшие сроки;
2) наличие в материалах дела большого количества связанных между собой эпизодов, раздельное расследование которых невозможно;
3) привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
4) разбросанность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий.
Накопленный многолетний опыт применения группового метода расследования свидетельствует о его несомненной эффективности. Он обеспечивает: а) достижение высокого качества расследования; б) проведение расследования в более сжатые сроки; в) достижение полноты и всесторонности расследования; г) использование знаний, способностей и индивидуальных качеств сразу нескольких следователей (дознавателей). Это является особенно актуальным в настоящее время, когда рост групповой и организованной преступности требует постоянного совершенствования организационных форм деятельности органов предварительного расследования.