ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 17 страница

• в случае если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, подозреваемый признает свою вину, харак­тер и размер причиненного преступлением вреда, не оспари­вает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, а также когда отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в со­кращенной форме, подозреваемый вправе заявить ходатайс­тво о проведении дознания в сокращенной форме, в рамках которого дознаватель обязан осуществить только те следс­твенные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату сле­дов преступления или иных доказательств;

• итоговым документом дознания является обвинитель­ный акт, при производстве дознания в сокращенной фор­ме — обвинительное постановление, предварительное следс­твие может быть завершено обвинительным заключением.

9.2. Общие условия предварительного расследования

Понятие и система общих условий предварительного расследования

В УПК общим условиям предварительного расследова­ния посвящена специальная гл. 21 «Общие условия предва­рительного расследования», включающая 13 статей. Кроме того, ряд общих условий предусмотрены в гл. 22 «Предварительное следствие». Отдельные положения, относящиеся к общим условиям предварительного расследования, сфор­мулированы в других главах УПК (гл. 15, 16, 32, 401).

Общие условия предварительного расследования — это установленные законом и обусловленные принципами уго­ловного процесса правила (требования), определяющие по­рядок производства предварительного расследования.

Общие условия тесно связаны с принципами уголовно­го процесса. Более того, они вытекают из этих принципов, базируются на них. Но между этими двумя понятиями не­обходимо видеть существенное различие. Общие условия предварительного расследования — это наиболее характер­ные положения только для стадии предварительного рас­следования, общие правила и требования к процессуальной деятельности ее субъектов. Эти правила и требования ре­ализуются конкретными нормами уголовно-процессуального права, устанавливающими условия и порядок прове­дения отдельных процессуальных действий. При этом они занимают положение среднего звена, переходной ступени от основополагающих идей и общих для всего процесса тре­бований к нормам, регулирующим порядок производства отдельных процессуальных действий.

Анализ закона позволяет отнести к общим условиям предварительного расследования следующие положения:

1) подследственность — место производства предвари­тельного расследования;

2) начало и окончание предварительного расследова­ния — сроки предварительного расследования;

3) полномочия органов предварительного расследования и процессуальная самостоятельность следователя;

4) соединение и выделение уголовных дел, а также выделе­ние в отдельное производство материалов уголовного дела;

5) производство неотложных следственных действий;

6) обязательность рассмотрения ходатайства;

7) обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих предварительное рас­следование;

8) применение технических средств;

9) недопустимость разглашения данных предваритель­ного расследования;

10) производство предварительного следствия следст­венной группой (группой дознавателей);

11) особенности привлечения к участию в деле отдель­ных участников уголовного судопроизводства;

12) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохран­ности его имущества;

13) восстановление уголовных дел;

14) нравственные начала предварительного расследования;

15) общие правила производства следственных действий;

16) судебный порядок получения разрешения на произ­водство следственного действия;

17) составление процессуальных документов при произ­водстве предварительного расследования;

18) принятие мер по установлению и устранению об­стоятельств, способствовавших совершению преступления (профилактическая деятельность лица, производящего рас­следование);

19) заключение досудебного соглашения о сотрудниче­стве;

20) взаимодействие следователей (дознавателей) с под­разделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

Значение общих условий предварительного расследова­ния состоит в том, что они обеспечивают: 1) единство про­цессуальной формы; 2) единообразие применения закона; 3) гарантии объективного производства по делу; 4) соблю­дение прав и законных интересов личности.

Рассмотрим более подробно отдельные из этих правил.

Подследственность

В уголовно-процессуальной теории термин подследст­венность употребляется в трех аспектах.

1. Правовой институт, регулирующий отношения между различными органами следствия и дознания по расследова­нию определенной категории уголовных дел.

2. Система установленных законом полномочий органов расследования по ведению определенного круга уголов­ных дел в зависимости от их юридических свойств в целях достижения четкости и оперативности при производстве предварительного расследования.

3. Совокупность признаков уголовного дела, в зависи­мости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Последний подход является наиболее распространенным в учебной литературе, и мы будем ориентироваться на него.

Общепринятым является обозначение пяти видов под­следственности. предметная, территориальная, персональ­ная, по связи дел и альтернативная.

Предметная подследственность определяется харак­тером совершенного преступления, что прежде всего на­ходит отражение в его квалификации. Этот вид подследс­твенности проводит разграничение между компетенцией: 1) органов дознания и следствия; 2) отдельных органов доз­нания; 3) отдельных органов предварительного следствия.

Основной формой предварительного расследования яв­ляется предварительное следствие. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех дел, по которым предусмотрено производство дознания. Перечень преступ­лений, по которым не обязательно предварительное следс­твие (т.е. подследственных органам дознания), дан в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

В п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК указано, что по письменному указаний) прокурора дознание может производиться и по другим преступлениям небольшой или средней тяжести. Таким образов, перечень преступлений, подследственных органам дознания, в УПК жестко не определен. Кроме того,- по письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК). Дела об остальных преступлениях относятся к ком­петенции следователей безоговорочно.

Распределение подследственности между органа­ми дознания по предметному признаку имеет место в ч. 3 ст. 151 УПК, где наряду с указанием органа, уполномочен­ного на производство уголовно-процессуальной деятель­ности, определяется и категория преступлений,, отнесенных к компетенции данного органа.

Подследственность между различными органами предварительного следствий распределяется путем пе­речисления в различных частях и пунктах ст. 151 УПК категорий преступлений, отнесенных к ведению следовате­ля того или иного ведомства. Подпункт «а» п. 1 ч. 2 дан­ной статьи устанавливает подследственность следователей Следственного комитета РФ. К их компетенции отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть по­терпевшего, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав человека и гражданина, должност­ные и воинские преступления и др.).

Пункт 2 ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает подследствен­ность дел следователям органов федеральной службы бе­зопасности. На них возложено расследование большинства дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпи­онаж, диверсия и др.), о незаконном пересечений границы РФ, о производстве или распространении оружия массово­го поражения и т.д.

Пункт 3 ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает подследствен­ность для следователей органов внутренних дел РФ. Они, в частности, проводят расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здо­ровью, не повлекшее неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью; неока­зание помощи больному; торговля людьми и т.д.), против собственности (кража, мошенничество и грабеж при отяг­чающих обстоятельствах, разбой, вымогательство и т.д.), против общественной безопасности и общественного по­рядка, и др.

В п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК предусмотрены категории пре­ступлений, деда о которых подследственны следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предметная подследственность наряду с основным (ха­рактер совершенного преступления) имеет вспомогатель­ный признак. Согласно ч. 1 ст. 434 УПК по всем уголов­ным делам в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом детые в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления на­ступило психическое расстройство, делающее невозмож­ным назначение наказания или его исполнение, обязатель­но предварительное следствие.

Территориальная подследственность также определяет­ся несколькими признаками.

В ч. 1 ст. 152 УПК законодатель указал: предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Этот признак явля­ется основным. Понятие «место совершения преступления» необходимо соотносить с границами территории, которую обслуживает конкретный орган предварительного расследо­вания. Границы такой территории могут совпадать с грани­цами образования, установленного административно-терри­ториальным делением в Российской Федерации (например, при расследовании дела следователем территориального органа внутренних дел по району, городу), включать в себя границы административно-территориального деления более высокого уровня (области, края и т.п.), определяться ины­ми границами (например, при производстве расследования следователями специализированных, в том числе военных, следственных отделов Следственного комитета РФ).

Если преступление было начато в одном месте, а оконче­но в другом месте, то уголовное дело расследуется по мес­ту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК).

Бывают случаи, когда определить точное место совер­шения (окончания) преступления на первоначальном этапе расследования бывает сложно или практически невозмож­но, например: хищение груза в пути следования поезда, ког­да преступление выявляется на станции получателя; при обнаружении трупа и т.д. Закон не дает ясного ответа, как быть в таком случае. В этих ситуациях производство пред­варительного расследования, как правило, осуществляется по месту обнаружения преступления.

В ч. 3 ст. 152 УПК указан еще один вспомогательный признак территориальной подследственности — место совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

В правоприменительной практике имеют место случаи, когда в разных местах совершено одинаковое число престу­плений и тяжесть их равнозначна.

В рассматриваемых ситуациях необходимо руководст­воваться общим правилом, согласно которому при соеди­нении в одном производстве уголовных дел, подследст­венных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором (ч. 7 ст. 151 УПК). При этом прокурор, определяя место предваритель­ного расследования, может учитывать различные обстоя­тельства, указывающие на целесообразность производства расследования в том или ином месте:

1) местонахождение обвиняемого (в том числе место со­держания под стражей);

2) местонахождение большинства свидетелей или потер­певших;

3) уровень профессиональной подготовки следователей конкретного подразделения и степень их загруженности;

4) разбросанность территории, на которой совершены преступления, и иное.

Как исключительный случай, только в целях обеспече­ния полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков (ч. 4 ст. 152 УПК) расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная подследственность в основном определя­ется субъектом совершенного преступления. К таковым относятся: 1) военнослужащие, должностные лица органов федеральной службы безопасности и др. (исчерпывающий перечень этих субъектов дан в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК), если преступление совершено в связи с исполнени­ем ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; 2) депутаты, су­дьи, прокуроры, следователи и др. (их перечень дан в ч. 1 ст. 447 УПК). В зависимости от этого предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ (в том числе следователями военного след­ственного отдела Следственного комитета РФ). В случае совершения указанными выше лицами преступления, ука­занного в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, расследование будет про­изводиться следователями Следственного комитета РФ в форме дознания (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Вторым признаком персональной подследственности яв­ляется личность потерпевшего. Так, расследование уголов­ных дел о преступлениях, совершенных в отношении судей, прокуроров, следователей и других лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, в связи с их профессиональной деятельностью, а также должностных лиц правоохранительных органов, во­еннослужащих и других лиц, перечисленных в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, в связи с их служебной деятельностью осу­ществляют следователи Следственного комитета РФ.

Кроме того, по всем уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетни­ми и в отношении несовершеннолетних, предварительное следствие осуществляют следователи Следственного коми­тета РФ.

По общему правилу при конкуренции персональной под­следственности с другими видами предпочтение отдавалось персональной подследственности. Однако УПК внес в это правило исключение. Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, если они совершены военнослужащими и другими лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, должны рас­следоваться следователями органов федеральной службы безопасности (ч. 4 ст. 151 УПК).

В основу подследственности по связи дел положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу с другим (побочным) преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами (например, совершение кражи и вовлечение при этом несовершенно­летнего в преступную деятельность). Другими словами, она имеет место, когда подследственность одного дела опреде­ляется в зависимости от подследственности другого. Дела таких категорий (а их перечень дан в ч. 6 ст. 151 УПК) рас­следуются следователем того органа, к чьей подследствен­ности относится преступление, в связи с которым возбуж­дено соответствующее уголовное дело.

Альтернативная (смешанная) подследственность имеет место в тех случаях, тогда производство предварительного следствия по делам о некоторых преступлениях закон допускает следователями различных ведомств. Этот признак подследственности определяется с учетом того, что по ряду преступлений, например ч. 2—4 ст. 159, ч. 2—4 ст. 160 УК и др. (полный перечень дан в ч. 5 ст. 151 УПК), предварительное следствие может проводиться сле­дователем органа, выявившего преступное деяние.

Соединение и выделение уголовных дал

Индивидуальные особенности преступления и преступ­ника требуют индивидуального характера расследования уголовных дел. Создание громоздких дел с большим коли­чеством обвиняемых отрицательно оказывается на сроках расследовании и его качестве. Необоснованное разделение уголовных дел может затруднить раскрытие преступле­ний, а в ряде случаев ущемляет права обвиняемого не дает суду возможность верно определить общественную опасность лиц, совершивших преступление. Для обеспе­чения правильного и необходимого объема следственного производства, а также создания наиболее благоприятных условий для осуществления расследования уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются правила соединения и выделения уголовных дел.

В ч. 1 и 2 ст. 153 УПК содержится четыре основания со­единения уголовных дел в одном производстве:

1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещан­ном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

4) в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в ка­честве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточ­ные основания полагать, что несколько преступлений со­вершены одним лицом или группой лиц.

Содержание первого из названных оснований соединения уголовных дел в одно производство связано с уголовно-правовым понятием «соучастие в совершении преступления», под которым понимается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступле­ния (ст. 32 УК), Когда обвиняемые объединены единством намерения, ведение одного следственного производства поз­воляет установить роль каждого из них и дать правильную оценку общественной опасности преступления. Соединение дел по рассматриваемому основанию происходит не так уж часто. Причина этого заключается в том, что соучастие не­скольких лиц в совершении преступления, как правило, ус­танавливается в рамках одного уголовного дела.

Согласно второму из предусмотренных ст. 153 УПК ос­нований, могут быть соединены в одно производство дела о любых преступлениях независимо от их характера и тя­жести при условии, если установлено, что они совершены одним лицом.

Третье основание соединения дел в одном производстве связано с прикосновенностью лиц к преступлению в виде заранее не обещанного укрывательства. Состав преступ­ления, предусмотренный ст. 316 УК, будет иметь место только при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления. Соединение дел в таких случаях обусловлено прежде всего тем, что ответственность за зара­нее не обещанное укрывательство зависит от того, будет ли установлено совершение «основного» преступления.

Четвертым основанием для соединения уголовных дел являются случаи, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные данные полагать, что несколько преступ­лений совершены одним лицом или группой лиц. Опыт показывает, что в ряде случаев соединение нескольких дел о нераскрытых преступлениях позволяет вести расследо­вание более эффективно, а объединенные воедино факти­ческие данные, полученные по этим делам, способствуют раскрытию преступления. Естественно, что соединение дел о нераскрытых преступлениях может иметь место только тогда, когда получены доказательства, свидетельствующие о большой степени вероятности совершения их одним и тем же лицом либо одной и той же группой лиц.

Анализ следственной практики показывает, что в ходе предварительного расследования нередко соединяют дела по основаниям, которые в законе прямо не предусмотрены. Например, это соединение дел: а) о преступной небрежности нескольких лиц, повлекшей общий результат (нарушение техники безопасности и т.п.); б) преступной небрежности взрослых, создавшей условия для совершения преступле­ния подростком; в) небрежности должностных лиц, создав­шей благоприятные условия для расхитителей. Все их объ­единяет прикосновенность к «основному» расследуемому преступлению, и в какой-то мере подобная практика близка к третьему основанию для соединения дел, предусмотрен­ному п. 3 ч. 1 ст. 153 УПК. Но все-таки она не основана на законе и является хотя и вынужденным, но отступлением от него. Необходимость соединения дел при условиях, ко­торые в законе прямо не предусмотрены, свидетельствует о том, что ныне действующий перечень оснований соедине­ния уголовных дел не в полной мере отвечает потребностям практики и нуждается в уточнении.

Соединение уголовных дел, находящихся в производс­тве следователя, производится на основании постановле­ния руководителя следственного органа, а находящихся в производстве дознавателя — на основании постановле­ния прокурора (ч. 3 ст. 153 УПК). Вместе с тем инициати­ва объединения производств может исходить от лица, осу­ществляющего предварительное расследование.

Согласно ч. 4 ст. 153 УПК при соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовно­му делу, имеющему наиболее длительный срок предвари­тельного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным и до­полнительно не учитывается.

В ходе предварительного следствия может возникнуть необходимость не только соединения, но и выделения дел.

Статья 154 УПК содержит следующие основания выде­ления уголовного дела в отдельное производство:

а) в отношении отдельных подозреваемых или обви­няемых при приостановлении основного уголовного дела в случаях, предусмотренных в п. 1—4 ч. 1 ст. 208 УПК;

б) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении пре­ступления вместе с совершеннолетними обвиняемыми (данное положение продублировано в ст. 422 УПК);

в) в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиня­емых в совершении преступления, не связанного с деяни­ями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предвари­тельного расследования;

г) в отношении подозреваемого или обвиняемого, с ко­торым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

д) относительно отдельных подозреваемых, в отно­шении которых дознание производится в сокращенной форме, если в отношении иных подозреваемых или об­виняемых предварительное расследование производит­ся в общем порядке.

Частью 2 ст. 154 УПК допускается выделение уголовно­го дела в отдельное производство для завершения предва­рительного расследования в отношении лица или группы лиц о преступлении или преступлениях, которые носят в большом по объему или многоэпизодном деле относи­тельно обособленный характер и без ущерба для всего производства могут быть рассмотрены в суде раздельно. Здесь законодатель ставит условие — выделение в отдель­ное производство дела не должно отразиться на всесторон­ности и объективности расследования.

Самостоятельное основание для выделения уголовного дела предусмотрено в ст. 436 УПК. Если в ходе предва­рительного расследования по уголовному делу о преступ­лении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников после совершения преступления наступило психическое рас­стройство, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство.

Еще одно основание для выделения дел содержится в п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК, где сказано, что если один или несколь­ко обвиняемых возражают против рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о вы­делении дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При этом подразумевается, что выделение не отразится на всесторонности и полноте расследования. Иначе дело выделять нельзя.

Кроме того, из ч. 5, 6 и 71 ст. 31 УПК вытекает, что уго­ловное дело может быть по возможности выделено в отде­льное производство в отношении обвиняемых, не являю­щихся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, если они возражают против рассмотре­ния уголовного дела военным судом.

Анализ п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого по­рядка судебного разбирательства уголовных дел» позволя­ет сделать вывод, что в отдельное производство может быть выделено также уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых, заявивших ходатайство об особом порядке судебного разбирательства.

Наряду с этими основаниями в теории уголовного про­цесса выделяют и другие: если преступления совершены в отдаленных друг от друга местах (А. М. Ларин); в связи с истечением сроков содержания под стражей отдельных обвиняемых, привлеченных к ответственности по группо­вому делу (В. В. Шимановский); в случае персональной подследственности или подсудности одного из виновных (И. И. Мартинович).

Существующие подходы к решению вопроса об основа­ниях выделения дела в отдельное производство, при кото­рых учитываются интересы практики, являются вполне оп­равданными. Но при этом необходимо помнить о наличии общих условий: выделение дела должно вызываться необ­ходимостью и такое разъединение не может отрицательно повлиять на всесторонность, полноту и объективность ис­следования и разрешения дела.

Законодатель определил виды процессуальных доку­ментов, которые должны содержаться в выделенном деле, и их юридическую силу. К делу, выделенному в отдельное производство, приобщаются подлинники или копии про­цессуальных документов, имеющих значение для нового дела, заверенные следователем или дознавателем. Эти ма­териалы допускаются в качестве доказательств по выделен­ному делу.

Срок по выделенному делу исчисляется с момента воз­буждения основного дела. Если же новое дело не связано с деянием, расследуемым по основному делу, то срок по нему исчисляется со дня вынесения постановления о выде­лении уголовного дела.

Выделение уголовного дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дозна­вателя. Если новое дело не связано с расследуемым делом, в постановлении должно содержаться также решение о воз­буждении уголовного дела (ч. 3 ст. 154 УПК).

Выделение уголовного дела необходимо отличать от вы­деления в отдельное производство материалов. Согласно ст. 155 УПК, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не свя­занного с расследуемым, дознаватель и следователь впра­ве вынести постановление о выделении из уголовного дела только материалов, содержащих сведения о новом преступ­лении. Эти материалы направляются следователем руково­дителю следственного органа, а дознавателем — прокурору для последующей проверки и принятия по ним решения в соответствий со ст. 144 и 145 УПК (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).

Особенности выделения в отдельное производство уго­ловного дела и материалов уголовного дела проиллюстри­рованы в табл. 2.

Таблица 2

Особенности выделения в отдельное производство
уголовного дела материалов уголовного дела
Сходства 1. Применяется, когда становится известно о совершении преступ­ления, не связанного с расследуемым. 2. Решение может быть принято как следователем, так и дознава­телем

Различия

1. Уголовное дело выделяется в отношении подозреваемых или обвиняемых.

2. В постановлении о выделении уголовного дела для рассле­дования нового преступления должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела

3. По выделенному делу осуществляется расследование с применением всех средств и методов данной стадии

1. Материалы выделяются в от­ношении деяния, совершенного установленным лицом, но не подозреваемым или обвиняемым по данному делу, либо неуста­новленным лицом.

2. В результате рассмотрения вы­деленных материалов итоговым может являться решение как о воз­буждении, так и об отказе в возбу­ждении уголовного дела.

3. Перед принятием итогового решения возможна проверка вы­деленных материалов, осущест­вляемая по правилам проверки сообщения о преступлении


 


Расследование уголовного дела следственной группой

(группой дознавателей)

По общему правилу предварительное следствие произ­водится одним следователем. Однако анализ практики по­казывает, что существует определенная категория уголов­ных дел, производство расследования по которым одним следователем затруднительно. В подобных случаях закон допускает расследование уголовного дела следственной группой (ч. 1 ст. 163 УПК) либо группой дознавателей (ч. 1 ст. 2232 УПК).

Такие ситуации возникают по сложным делам при нали­чии дополнительных обстоятельств, к которым, в частнос­ти, относятся:

1) возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших деяние, обстоятельствах преступления, про­верку которых необходимо провести в кратчайшие сроки;

2) наличие в материалах дела большого количества свя­занных между собой эпизодов, раздельное расследование которых невозможно;

3) привлечение по делу большого числа обвиняемых, со­вместно совершивших одно или несколько преступлений;

4) разбросанность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться пору­чениями о производстве следственных и иных действий.

Накопленный многолетний опыт применения группово­го метода расследования свидетельствует о его несомнен­ной эффективности. Он обеспечивает: а) достижение высо­кого качества расследования; б) проведение расследования в более сжатые сроки; в) достижение полноты и всесторон­ности расследования; г) использование знаний, способнос­тей и индивидуальных качеств сразу нескольких следова­телей (дознавателей). Это является особенно актуальным в настоящее время, когда рост групповой и организованной преступности требует постоянного совершенствования ор­ганизационных форм деятельности органов предваритель­ного расследования.

Наши рекомендации